В редкой компании вся информационная система основана на свободном ПО. Как правило, свободное и проприетарное ПО сосуществуют.
Когда такое сосуществование оправдано, а когда разумнее использовать только проприетарное или только свободное ПО?
Какие ИТ-функции разумно возложить на свободное ПО, какие на проприетарное?
Как обеспечить их стыковку?
Как организовать управление ИТ-системами, которые базируются на «смешанном» ПО?
Как организовать их сопровождение?
Позиция 1: Всегда, когда есть возможность, отдавать предпочтение свободному ПО, чтобы снизить расходы по приобретению и капитальные затраты, иметь возможность проверить ПО на наличие закладок и располагать практически неограниченными возможностями по адаптации ПО к потребностям конкретного бизнеса.
Кроме того, такой подход позволит максимально загрузить работой имеющихся программистов и, возможно, добиться расширения штатного расписания ИТ-департамента, чтобы создать вполне самодостаточную, автономную инфраструктуру для развития информационных систем, основанных в основном на свободном ПО.
Позиция 2: С помощью свободного ПО реализовывать только те функции, которые заведомо не являются критически важными для бизнеса. Таким образом можно добиться большей надежности, сокращая расходы на ПО по тем направлениям, где инвестиции в ПО не имеют решающего значения для успеха ИТ-поддержки бизнеса. Заодно такая позиция позволяет не раздувать штат ИТ-департамента, ограничившись необходимым минимумом специалистов по обслуживанию и развитию систем на базе свободного ПО.
Адаптацию свободного ПО к потребностям предприятия следует осуществлять минимальную, чтобы, во-первых, не иметь проблем с обновлением версий таких программных продуктов, и во-вторых, не попадать в зависимость от программистов, адаптирующих это ПО к специфике предприятия.
Позиция 3: К сосуществованию свободного и проприетарного ПО следует подходить прагматически — принимать решение взвешенно, учитывая общую стоимость владения каждого программного продукта и всей информационной системы, построенной с применением как проприетарного, так и свободного ПО, риски, связанные с каждым конкретным программным продуктом, задействованным в информационной системе, усилия и риски, связанные с интеграцией всего ПО в рамках информационной системы предприятия, с адаптацией и настройкой ПО с учетом специфики предприятия, ситуацию с ИТ-кадрами, способными обслуживать и развивать то или иное ПО, и пр.
В конце концов, наша цель — добиться, с одной стороны, необходимого уровня функциональности, гибкости и надежности информационной системы, и с другой — удовлетворенности бизнес-заказчиков и пользователей достигнутыми уровнями цены и качества ИТ-поддержки бизнеса.
Какая позиция ближе всего лично Вам, уважаемые CIO? Впрочем, может, Вы считаете, что в отношении свободного ПО следует проводить иную политику? Пожалуйста, поделитесь Вашими соображениями, расскажите о собственном опыте совместного использования свободного и проприетарного ПО в рамках одной информационной системы предприятия или об опыте Ваших коллег, которые рассказывали Вам о своих проблемах и достижениях.
Самые интересные точки зрения, прозвучавшие в ходе этой дискуссии, будут представлены в ближайшем номере журнала «Директор информационной службы» (CIO.RU). Приглашаем Вас к участию в дискуссии!