Новые вызовы в маркетинге: тотальная маркировка мерча

С 1 апреля вступили в силу изменения в законодательстве об обязательной маркировке текстильной продукции, которые затронули широкий круг участников рынка. Новые требования к тотальной маркировке в отрасли мерча и бизнес-подарков ставят перед компаниями ряд важных условий и задач. Компания «Проект 111» – крупнейший производитель и поставщик товаров под нанесение и кастомизацию, выяснила все детали и получила дополнительные разъяснения у «Честного знака» касательно модели продаж b2b2b и работы агентств. Для себя, своих партнеров и читателей эксперты собрали в одном материале все, что узнали в теории и уже используем на практике.

Изменения в законе об обязательной маркировке текстиля

В январе 2021 была введена обязательная маркировка текстиля. В список вошли некоторые популярные товары, такие как дождевики и рубашки поло. Но с начала апреля текущего года, представленный ранее перечень категорий текстильной продукции, которая подлежит маркировке, значительно расширился, что серьезно повлияло на модель b2b2b продаж и работу агентств, так как большой процент реализуемых товаров относится к данной категории. К примеру, в 2023 году из 140 000 заказов, сделанных в компании «Проект 111», 40% содержали текстиль.

Согласно новому закону, все продаваемые товары из текстиля обязательно должны быть помечены специальными маркировочными кодами, которые позволяют отслеживать происхождение и подлинность продукции. Сканирование уникального кода на каждом товаре позволяет покупателям узнать дополнительную информацию о производителе и проверить достоверность информации на этикетке. Это требование стало частью широкомасштабных мер по борьбе с контрафактной продукцией и обеспечению безопасности потребителей.

Какой мерч теперь подлежит маркировке, а какой еще нет

С января 2021 года обязательная маркировка коснулась многих видов текстильной продукции, включая:

  • рубашки поло женские
  • верхняя одежда: куртки, дождевики, жилеты и пр.
  • полотенца и сервировочный текстиль
  • обувь, в том числе гостиничные тапочки.

В  2024 году список значительно расширился. Теперь под действие закона попадает практически весь мерч и бизнес-подарки:

  • поло мужские
  • рубашки
  • кофты, худи, свитшоты, бомберы
  • тканые платки, шарфы, галстуки
  • брюки, шорты
  • платья
  • фартуки.

Однако некоторые виды мерча пока остаются вне зоны действия маркировки. На сегодняшний день под закон не попали:

  • футболки, майки, лонгсливы
  • пленочные дождевики
  • кепки, шапки
  • трикотажные шарфы, аксессуары
  • чехлы на подушки.

Чтобы определить, подлежит ли ваш мерч обязательной маркировке, необходимо узнать код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) вашего товара и проверить по списку. Профессиональные поставщики обычно указывают эти данные в описании товаров на своих сайтах.

Что делать агентству, которое продает мерч

Агентства, занимающиеся продажей мерча и бизнес-подарков, должны быть готовы к новым требованиям закона. Это включает в себя пересмотр бизнес-процессов, обновление логистики и складских операций, приобретение необходимого оборудования и инструментов, а также обучение персонала.

Если агентство ранее использовало электронный документооборот и систему «Честный знак», изменения будут незначительными. В этом случае передача всех кодов будет происходить так же, как и раньше.

Что делать клиенту, который заказывает мерч

При заказе мерча важно учитывать два основных сценария использования: заказ для внутреннего пользования и заказ для дальнейшей продажи.

  1. Если клиент заказывает товар для личного использования, важно довериться профессионалам своего дела – агентству, которое сможет вывести коды из оборота. Однако необходимо не забывать о контроле – стоит проверить, что агентство выполнило все требования корректно. В случае невыполнения условий, законодательством предусмотрен штраф до 10 тысяч рублей с конфискацией товара. 
  2. Если клиент планирует заказывать товар для последующей реализации, важно убедиться, что товар действительно приобретается для дальнейшей продажи. В этом случае нужно выводить коды из оборота самостоятельно при фактической реализации мерча, присоединяясь к участникам товарооборота. В этом случае клиент выводит коды из оборота самостоятельно через онлайн-кассу при фактической реализации мерча, присоединяясь к участникам товарооборота. В случае нарушения правил, клиент рискует получить штраф до 300 тысяч рублей.

Необходимое оборудование и схема действий для всех участников цепочки

Производители и импортеры несут всю ответственность за создание и применение кодов маркировки на свою продукцию, а также передачу этих кодов следующим участникам торгового цикла. Для выполнения этих действий им необходимо выполнить ряд обязательных шагов: 

  • выяснить, подлежит ли товар маркировке, для этого необходимо узнать его код по классификатору ТН ВЭД, коды указываются в документах о сертификации товаров (сертификаты и декларации соответствия), если изделие отнесено к коду ТН ВЭД с маркировкой, то вне зависимости от его внешнего вида или описания оно подлежит маркировке
  • оформить УКЭП (усиленную квалифицированную электронную подпись)
  • установить программное обеспечение для работы с УКЭП
  • пройти регистрационные действия в личном кабинете системы “Честный знак”и внести данные в свой профиль: паспорт, ИНН руководителя, устав компании, актуальная выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на налоговый учет, документ, подтверждающий полномочия руководителя
  • заключить соглашение с ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий)
  • добавить описание к товарам в личном кабинете: наименование, производителя, страну происхождения, срок годности или срок службы, инструкцию по использованию или хранению и предупреждения об опасностях
  • подключить ПАК (программный комплекс), на товар, планируемый к реализации
  • нанести заказанные ранее маркировочные коды — цифро-буквенно-символьная последовательность, они состоят из двух частей: код идентификации + код проверки, непосредственно на товар наносится DataMatrix-код, внешне напоминающий QR-код
  • создать УПД (универсальный передаточный документ) в случае оптовых продаж.

В электронном документообороте (ЭДО) происходит весь обмен данными о передаче кодов маркировки между клиентами. УПД (универсальный передаточный документ) с кодами передаются между участниками, и ЭДО-провайдер автоматически отправляет информацию о смене владельца кода в Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Продавцу и покупателю не нужно заботиться об этом процессе.

Стоимость каждого кода маркировки составляет 50 копеек без учета НДС, и она не зависит от категории товара. Код вводится и оплачивается только один раз, после чего он действует до момента вывода кода или уничтожения товара.

Для успешной адаптации к новым требованиям по маркировке мерча и бизнес-подарков требуется обладать определенным оборудованием и инструментарием, таким как: 

  • Принтер, печатающий коды: перед приобретением принтера для маркировки следует принимать во внимание масштаб производства, условия хранения и долговечность продукции. Термопринтеры экономичнее в использовании, однако этикетки, распечатанные на них, недолговечны. Напротив, печать кодов на термотрансферном принтере обеспечивает большую устойчивость к истиранию и внешним воздействиям.
  • Сканер штрихкодов 2D – ключевой инструмент для маркировки товаров. Он размещается на всех рабочих участках, где считываются коды: на складских помещениях, в кладовых, кассовых зонах и прочих локациях. Можно использовать любой ручной имидж-сканер.
  • Онлайн-касса: для настройки устройства нужна актуальная версия прошивки, создающая реквизит «Товарный код», и драйвер контрольно-кассовой техники. Программное обеспечение можно установить вручную или обновить автоматически через интернет.
  • Усиленный квалифицированный ключ: чтобы работать с маркировкой и зарегистрироваться в системе «Честный Знак», необходимо оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП) на имя директора компании или индивидуального предпринимателя.
  • Доступ к личному кабинету на портале "Честный знак": специальный цифровой код подтверждает оригинальность и качество товара. Главная цель этой системы – безопасность российских граждан, противодействие подделкам и низкокачественным аналогам.

Если товар был на вашем складе до 31 марта, вы можете продавать его без маркировки до 1 июля. В этот период вам нужно постепенно маркировать оставшиеся товары соответствующими кодами. После присвоения кода товар нельзя будет продать без него. С 1 июля 2024 года продажа товаров из указанного перечня без передачи кода «Честный знак» в ЭДО будет запрещена.

Разъяснения по самым частым вопросам

Один из наиболее распространенных вопросов относительно новых правил маркировки товаров касается товаров, приобретенных до вступления в силу нового закона и необходимости их кодирования. В данной ситуации требуется провести процедуру получения маркировочного кода по упрощенной схеме. С того момента, как постановление вступит в полную силу, продажа товаров без кода или проставление маркировки на ранее приобретенный товар станет невозможным. Маркировку мерча и бизнес-товаров можно выполнить только в пределах срока, установленного законом.

Также ключевым вопросом является необходимость повторного выпуска маркировочных кодов при добавлении на ранее маркированную продукцию логотипов и изображений. В подавляющем большинстве, добавление логотипа никак не сказывается на потребительских качествах товара, в связи с этим, нет необходимости создавать новый маркировочный код после нанесения рекламного, фирменного или иного изображения.

Еще один часто встречающийся вопрос связан с выводом кодов из оборота в случае реэкспорта или продажи товаров в Казахстан и Белоруссию. В такой ситуации необходимо вывести из оборота маркировки, данная операция ложится на плечи поставщика.

Новые вызовы в маркетинге, связанные с введением тотальной маркировки мерча и бизнес-подарков с 1 апреля, требуют внимательного внедрения и соблюдения новых стандартов. Грамотная подготовка и соблюдение требований законодательства помогут компаниям и клиентам успешно адаптироваться к изменениям и обеспечить безопасность и качество текстильной продукции на рынке.

1841

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.