Импортозамещение сложно и дорого: кейс онлайн-гипермаркета


В наше время уже никого не удивишь запросами на импортозамещение. Можно даже сказать, что этот вопрос стал для бизнеса жизненно важным. Именно поэтому я бы хотела рассказать сегодня об опыте компании ITentika в сфере импортозамещения, о подходах, сроках, результатах и других особенностях.

Зачем вообще этим заниматься?

Импортные системы уходят с рынка РФ. В самых жестких вариантах – просто «выключая кнопку». И даже если кнопка не выключена, и ваш условный SAP работает на выделенном сервере без риска отключения – то он лишается возможности технической поддержки и развития, что в большинстве случаев ведет к застою бизнеса. Приведу лишь пару примеров:

  1. Сталелитейная компания. Импортная система, эксплуатируемая уже более 10 лет, полностью управляет процессом загрузки сырья в доменную печь, регулирует температуру, следит за качеством производимого продукта. И все уже успели забыть – как это работать по бумажкам и делать расчеты вручную. т.е. компетенции практически утрачены и вся надежда лишь на систему. А система работает как черный ящик, т.е. принимает управляющие решения, но не показывает процесс принятия решений. Кажется очевидным, что столь стратегически важное производство не должно контролироваться импортным ПО. Чтобы уйти от рисков остановки производства, вернуть прозрачность происходящего и контроль за процессом – встает задача импортозамещения.
  2. Большой и известный онлайн-гипермаркет FMCG. Система управления складом – т.е. сердце гипермаркета – работает на SAP EWM. SAP прекрасен, спору нет, но там, где есть плюсы, всегда есть и минусы. После установки коробочного решения – бизнес приходит к тому, что времена меняются, конкуренты запускают что-то новое, появляются новые бизнес-процессы. И без быстрой кастомизации коробочного решения, следовать за темпом развития рынка просто невозможно. А кастомизация решения на SAP на данный момент практически недоступна. Специалистов, способных кастомизировать SAP в России становится все меньше, поддержка отключена, а значит, не поступают и обновления системы. И система становится умирающим ящером, который тащит на себе основные бизнес-процессы и позволяет бизнесу выживать, но при этом не позволяет ему развиваться. И снова принимается решение об импортозамещении, на этот раз, используя разработанное под заказ решение, чтобы иметь возможность быстрой кастомизации и поддержки.

Сложно, дорого и долго

Внедрение и кастомизация – сами по себе сложные процессы. И, если предположить, что уже однажды разработанное решение, признанное всем миром и стоящее больших ресурсов, нужно заменить – то даже страшно представить сколько это может длиться, и сколько это будет стоить. И да, серебряной пули не существует. Это действительно сложно, дорого и долго. Именно поэтому, стоит задуматься об этом как можно скорее и начать копить деньги и нервы.

Я опишу лишь один конкретный пример импортозамещения, проведенного нашей компанией, чтобы показать весь масштаб трагедии.

Кейс онлайн-гипермаркета

Вводные данные. Тот самый онлайн-гипермаркет из списка выше. SAP EWM. Свой ИТ-отдел, состоящий из высококлассных специалистов SAP для поддержки системы. Сам SAP уже слабо похож на изначальную коробку и кастомизирован процентов на 40. Специалисты ИТ службы – незаменимые люди, ведь только они знают как что работает, и как сделать так, чтобы при неловком движении не остановить все распределительные склады. Бэклог забит на полгода вперед, потому что специалистов с каждым годом все меньше, система все сложнее и запутаннее, скорость изменения рынка вокруг все больше. В общем, очень похоже на скорое приближение коллапса.

Принято решение об импортозамещении. А также принято решение писать свое решение, не надеясь на коробочные решения, потому что и они со временем станут не поддерживаемым монстром.


На производство высаживается команда специалистов, состоящая из бизнес-аналитиков, архитекторов и технических специалистов. Их цель – обследование процессов и выработка нового решения. Один месяц занимает первичное обследование, выработка концепции будущего решения, разработка плана дальнейших действий.

Что входит в обследование:

  • Интервью со всеми пользователями системы – бизнес, конечными пользователями, службами, получающими из системы данные и т.д.
  • Реинжиниринг всех поддерживаемых системой процессов. А для этого необходимо погрузиться в каждый бизнес-процесс с головой, и не просто его повторить, но вначале улучшить, а потом уже заложить в систему улучшенную версию. Некоторые процессы и вовсе не существовали, как например, процессы пополнения и комплектации только что отстроенного «Крейсера». Некоторые процессы были полностью изменены, например, процесс слоттинга был заменен процессом динамического распределения товаров на приемке в силу перехода на схему динамического адресного хранения.
  • Разработка архитектуры. Наше решение строилось на движке Camunda для большей гибкости внесения изменений. Отдельно стоящей задачей здесь стояла необходимость интеграции с внешними системами, такими как ЕГАИС, Честный знак, Меркурий, SAP S/4Hana, система управления конвейерной линией, TMS.
  • Проработка плана запуска на складах. Главный распределительный центр был площадкой для наблюдений, но не испытаний. Впервые новая система запускалась на только что отреставрированном распределительном центре в Бутово. И только после нескольких месяцев эксплуатации в Бутово – раскатывалась на главном РЦ. В итоге же система была раскатана на пяти складах, включая склад с пятиэтажной конвейерной линией для автоматизированной сборки заказов. В итоге, переключение с SAP на свою WMS была произведена даже без остановки процессов склада.


Как долго, насколько дорого, какими силами?

Однозначно дорого, больше двухсот миллионов рублей.

1,5 года прошло с момента старта обследования до запуска системы на первом РЦ.

Команда эволюционировала на протяжении проекта, начинаясь с пяти человек на этапе обследования, достигая в пике 60-ти человек (разработчики, аналитики, тестировщики, руководители проектов, дизайнеры, тимлиды и т.д.) и снова ужимаясь до десяти человек на этапе обкатки и поддержки.

Что в итоге?

  • Собственная WMS система, работающая на пяти складах 24/7
  • Широкоиспользуемый стек технологий с выстроенной командой поддержки
  • Высокая скорость адаптации под бизнес-цели
  • Полностью свой продукт без рисков санкционного давления

И все же, какие процессы покрыты? Ведь WMS бывают большие и маленькие, сложные и не очень.

Привожу полный список покрытых системой процессов:

Топология:

  • Адресное хранение (ячейки, зоны); 
  • Настройка взаимодействия зон;
  • Создание произвольной топологии;
  • Поддержка разных типов складских мест; 
  • Задание правил обработки.

Хранение:

  • Ведение карточек товаров; 
  • Различные типы упаковок; 
  • Учёт в разрезе единиц хранения;
  • Учёт партий и сроков годности;
  • Деление по классам оборачиваемости АBC;
  • Контроль ВГХ (весогабаритных характеристик).

Приемка:

  • Приемка товара с помощью ТСД (терминал сбора данных); 
  • Формирование и маркировка паллет для принимаемого товара при необходимости;
  • Учет партий и сроков хранения;
  • Приемка негабаритного товара;
  • Контроль качества; 
  • Кроссдокинг; 
  • Поддержка персонифицированного учета каждого экземпляра товара;
  • Приемка возвратов; 
  • Распаллечивание с целью эффективного поднятия товара на лифтах в разные зоны хранения.

Размещение:

  • Размещение товара согласно динамической модели хранения; 
  • Размещение целыми паллетами;
  • Размещение похожих товаров в разные места с целью исключения ошибок при комплектации.
  • Управление производством: 
  • Обработка заказов на производство;
  • Подготовка и доставка ингредиентов;
  • Управление рецептами; 
  • Отгрузка и размещение в зоны комплектации;
  • Расфасовка.

Комплектация:

  • Комплектация с помощью ТСД;
  • Применение группового отбора для минимизации пробегов исполнителей;
  • Регистрация инцидентов при отборе (обработка черных меток); 
  • Накопление отобранных товаров в специальных зонах перед контролем, консолидацией или отгрузкой;
  • Интеграция с конвейером для передачи заданий на комплектацию по разным этажам/зонам склада.

Пополнение:

  • Определение порогов пополнения, исходя из статистики продаж и минимального остатка; 
  • Формирование автоматических заданий на пополнение; 
  • Контроль выполнения заданий; 
  • Учет наилучшего времени для волн пополнения, учитывая волны комплектации и нахождение людей и техники в аллеях.

Отгрузка:

  • Формирование грузовых мест с индивидуальной маркировкой; 
  • Оперативный добор товаров для обеспечения качества отгрузки; 
  • Контроль полноты собранных и упакованных заказов; 
  • Консолидация заказа при комплектации с разных зон склада несколькими комплектовщиками; 
  • Отгрузка с помощью ТСД.

Перемещения:

  • Настройка любых видов перемещений внутри склада с помощью ТСД

Инвентаризация:

  • Обработка черных меток; 
  • Плановая инвентаризация 
  • Выборочная инвентаризация; 
  • Циклическая инвентаризация по расписанию; 
  • Проведение инвентаризации по событиям; (инциденты при отборе и размещении) без остановки с помощью ТСД;
  • Логика работы Lost & Found сервиса.

Мониторинг: 

  • Мониторинг общего статуса системы (Healthcheck monitor);
  • Контроль процесса исполнения заказов; 
  • Скорость выполнения операций; 
  • Состояние отбора по зонам; 
  • Состояние отбора по направлениям доставки; 
  • Прогноз окончания сборки по направлениям; 
  • Выработка сотрудников по операциям и зонам;
  • Персональная выработка сотрудника (включая контроль простоя); 
  • Любая востребованная отчетность

Интеграции:

  • Оркестрация и выдача задач на ТСД; 
  • Обратная интеграция с ТСД (контроль выполнения); 
  • Интеграция с системами государственного контроля товаров (ЕГАИС, Меркурий, Честный знак);
  • Интеграция со складским оборудованием: 
  • ВЭШ;
  • Конвейер (лента на 6 этажей); 
  • Сортер;
  • Лифты;
  • Весы;
  • Механизированные тележки;
  • АРМ;
  • ТСД.

Сложно ли сделать подобный проект? Да, безусловно, успех проекта подобного масштаба зависит от каждого участника процесса и от сотни факторов, влияющих извне. Поэтому, чтобы не просто снизить зависимость от иностранных поставщиков, но и обеспечить гарантированно стабильную и надежную работу вашей компании, стоит переходить на отечественные решения вместе с профессионалами.

3406

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.