Четыре причины, почему бизнес выбирает сервисы с открытым кодом

В условиях импортозамещения компании все чаще обращают внимание на программные продукты с открытым исходным кодом. 

Продукты с открытым исходным кодом часто понимают как бесплатные сервисы, которые можно забрать на GitHub и развернуть на своем сервере. Но это не единственная польза open-source. Многое зависит от лицензии: даже если продукт не бесплатный, во многих случаях он гораздо эффективнее и прозрачнее, чем закрытое ПО, доступ к которому получают только разработчики правообладателя.

Сейчас есть десятки лицензий open-source, но при ближайшем рассмотрении каждая из них входит в одну из двух групп: разрешительные и лицензии с авторским левом.

Разрешительные лицензии

Такие лицензии включают меньше всего требований к изменению и распространению кода. Вот некоторые популярные виды:

  • Apache. Она обязывает разработчиков информировать пользователей о применении исходного кода. Если это обязательство выполнено, ПО можно использовать, менять и распространять любыми способами. Условия лицензирования для производных работ не наследуются.
  • MIT. Код с такой лицензией используют для любых целей. Но при его распространении обязательно должно быть уведомление об оригинальных авторских правах и самой лицензии.
  • BSD. Лицензии BSD отличаются в зависимости от того, какое количество пунктов они содержат. Если их два, то условия похожи на MIT. Если три и четыре, то ограничений больше – например, они связаны с повторным применением кода.

По ключевым параметрам перечисленные лицензии очень похожи – в этом можно убедиться при сравнении их условий.


Источник: Compass

Многие ошибочно думают, что open-source – это как раз разрешительные лицензии с максимальным уровнем свободы. Но это не так, потому что к открытому исходному коду относятся и более строгие варианты с авторским левом – они не менее актуальны, чем Apache, MIT или BSD.

Лицензии с авторским левом

Особенность этой группы – наследование типа лицензии при дальнейшем распространении кода. Например:

  • GPL. Это общественная лицензия с простыми правилами. Модифицированный код, если он находится в открытом доступе, защищается той же лицензией, что и источник. Яркий пример использования GPL – Linux. А вообще она очень удобна для разработки внутри компании, без последующей публикации в открытых источниках. Коммерческое применение кода допустимо, но сильно ограничено.
  • AGPL – Affero GPL. Это та же GPL, но усиленной версии. В отличие от своего «прародителя», AGPL закрывает возможность бесконтрольного распространения ПО при любом совместном использовании, в том числе по удаленной сети.
  • LGPL. Этот вариант лицензии менее строгий, если сравнивать в двумя предыдущими. Он предполагает, что модифицированный код наследует лицензию частично – лишь на те составляющие, которые изначально находились под LGPL.
  • MPL (Mozilla). Среди лицензий с авторским левом у этой меньше всего ограничений. Код, который ее наследует, может комбинироваться с закрытым кодом, но храниться он должен в отдельных файлах. Уведомления об авторских правах сохраняются.


Источник: Compass

Лицензий гораздо больше, поэтому каждая компания, которая делает ставку на open-source, может выбрать для себя подходящие условия. Если бизнес хочет просто использовать сервис, подойдет любая лицензия, например, GPL. А если компания хочет создать свое приложение на основе опенсорса, лучше выбрать продукт с разрешительной лицензией – например, Apache 2.0.

Очевидная причина, почему компании выбирают open-source

Сервисы с разрешительными лицензиями распространяются бесплатно. А это означает, что в условиях импортозамещения у компаний все еще остается выбор. Они могут решать свои задачи и не тратить на это баснословные деньги. Вот лишь некоторые примеры бесплатных сервисов, которые можно развернуть на своих серверах:

  • полноценный почтовый сервер iRedMail с антиспамом, антивирусом, удобным веб-интерфейсом для админов и пользователей;
  • сервис для видеоконференций Jitsi;
  • рабочий мессенджер Mattermost с обширным функционалом – изначально был создан в качестве альтернативы Slack.

Источник: Mattermost

Три неочевидных причины, почему open-source полезен для бизнеса

Больше прозрачности и доверия

Если продукт предполагает платное использование – например, корпоративную поддержку – то перед приобретением можно «заглянуть под капот» и убедиться в его качестве. Сейчас многие компании вынуждены переходить на российские сервисы, но степень доверия к ним все еще невысокая. А в случае с опенсорс-проектами покупатель всегда знает, за что он платит.


Исходный код Compass на GitHub. Источник: Compass

Возможность развития сервиса независимо от правообладателя

Желания бизнеса и роадмап разработчиков не всегда совпадают. В этом случае открытый код становится идеальным решением. Силами собственной айти-команды бизнес дорабатывает продукт под себя и не ждет, пока этим займется правообладатель. Это быстрее, удобнее и гарантированно дает ожидаемый результат.

Для разрешительных лицензий возможностей еще больше. На основе опенсорс-продукта компания может сделать свое приложение. Относительно недавний пример – это мессенджер TiMe, который в 2022 году запустил Тинькофф. Сделан он на базе уже упомянутого Mattermost.

Подобные решения экономят не только время, но и колоссальное количество денег. Без open-source многие проекты так и остались бы слишком дорогими идеями с минимальными шансами на реализацию.

Помощь профессионального сообщества

Вокруг интересных проектов с открытым кодом всегда формируется профессиональное сообщество.


Источник: Jitsi

Эти люди не берут деньги за свое участие, но тоже получают определенную выгоду:

  • изучают чужие решения и обучаются «в поле»;
  • поддерживают общение с коллегами из разных компаний, городов и стран;
  • на практике тестируют свои идеи, пробуют новые технологии;
  • нарабатывают материал для портфолио, улучшают репутацию.

Так как участникам таких сообществ выгодно участвовать в проектах, они искренне заинтересованы в результатах. Это хорошо сказывается и на качестве самого продукта. А компании, берущие его за основу, всегда могут рассчитывать на дополнительную помощь. Ее легко можно найти за пределами собственной команды. Это кардинально отличает open-source от продуктов с закрытым кодом, когда рассчитывать можно только на своих специалистов – а их ресурсов не всегда хватает, чтобы быстро развивать продукт.

Заключение

Сервисы с открытым кодом дают бизнесу огромные возможности:

  • становятся основой для разработки продуктов практически любой сложности;
  • экономят время, силы и большое количество денег;
  • помогают выстраивать собственную стратегию развития и не зависеть от правообладателей лицензий;
  • исключают ситуации, при которых бизнес остается один на один с проблемами разработки, а специалисты не знают, к кому обратиться за помощью.
1874

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.