Конкуренция между отличными BPM-платформами

Уход из России крупных иностранных разработчиков программ для автоматизации процессов стал стимулом для интенсивного развития отечественных решений. И если раньше создатели российских BPM-платформ не могли наравне с зарубежными бороться за внутреннего клиента и инвестировать в свои продукты сопоставимые бюджеты, то сейчас ситуация на рынке кардинально поменялась. По словам ведущих интеграторов, темпы развития российских продуктов существенно выросли, как и конкуренция между ними за клиента. О том, как изменились инструменты автоматизации процессов и на какие из них стоит обратить внимание нам рассказал Влад Боркунов, заместитель директора департамента Customer eXperience CX САПРАН.

«Мы начали активно расширять портфель инструментов»

В какой ситуации оказались компании, которые инвестировали в установку SAP и работали с этой системой?

Основным вендором, с которым работала наша компания, была компания SAP, но при этом мы работали над диверсификацией продуктового портфеля. В том числе мы работали и с отечественными вендорами. Когда ситуация в мире изменилась и компания SAP решила приостановить продажи в России, мы начали активно расширять портфель инструментов, которые будут востребованы нашими заказчиками для решения различных задач по автоматизации. Для этого была проведена серьезная работа по анализу рынка отечественного ПО, мы оценили, какие решения наиболее подходят для нашего опыта и клиентов. Далее предлагать клиентам на российском рынке продукты от SAP, к сожалению, не было возможности. В результате, мы заключили партнерское соглашение с компаниями Comindware, GreenData, ELMA, 1Форма, Amber, BPMSoft. И клиенты, которые ранее рассматривали зарубежное ПО получили от нас предложение использовать альтернативные программные инструменты от отечественных разработчиков.

«Переход на отечественные системы не начинается с нуля»

Можно считать, что все пользователи решений компании SAP в России находятся сейчас в зоне риска? Можно ли говорить, что компаниям приходится повторно инвестировать в цифровизацию, чтобы заменить неработающие решения?

Я убежден в том, что польза от начальных инвестиций в зарубежные решения есть. Например, можно использовать полученные в ходе интеграции продуктов SAP аналитические данные для внедрения уже российских систем. Это огромная база и серьезное подспорье. Так же следует учитывать, что в рамках процесса внедрения мы не просто устанавливаем ПО, а занимаемся автоматизацией процессов выполняя их глубокую проработку и реинжиниринг вместе с нашими клиентами. После того как мы внедрили и начали эксплуатацию системы, мы получаем обратную связь и backlog. А это значит, переход на отечественные системы для компаний, которые уже инвестировали в зарубежное ПО не начинается с нуля. Ноль – это когда внедрение стартовало бы с тех самых первых функциональных требований, с которых вообще начиналась автоматизация процессов в конкретной компании, когда представление о будущей системе еще размыто и не сформулировано четко, все нужные аналитические признаки не идентифицированы, зоны ответственности будущих работников системы не обозначены, а данные которые нужно использовать в работе – не гармонизированы и не очищены.

Нужно учитывать, что после проведения цифровизации у компании появляются оцифрованные, выстроенные процессы. И это можно считать основной для внедрения BPM-системы, в том числе и на этапе смены зарубежного решения на отечественный продукт. Поэтому в любом случае, даже если компания уже инвестировала в цифровизацию, а теперь ей нужно заменить зарубежное решение на отечественное, она потратит значительно меньше средств. У компании все равно сохранятся достижения первого этапа цифровизации в виде оцифрованных бизнес-процессов, профессиональных навыков работы с BPM-системой, а самое главное – бизнес-пользователи уже квалифицированы относительно BPM и возможно даже уже организовали Процессный офис и Процессные комитеты. Все это неотъемлемые части повышения процессной зрелости компании и дорогого стоит.

«Спрос на российские решения был всегда»

Спрос на российские продукты существовал раньше? Насколько спрос увеличился сейчас?

Спрос на российские решения был всегда. Во многих компаниях внедрялись как раз отечественные программные продукты. Но до начала 2022 года, российским продуктам было сложнее конкурировать с зарубежными, особенно за пределами государственного сектора. У западных корпораций был заметно больший бюджет на маркетинг, было больше отзывов клиентов и хорошая репутация на международном рынке. И клиенты в России ориентировались на успешные примеры внедрений в Европе и США. Например, когда крупный немецкий банк выбирал себе поставщика какого-то решения, в России стремились скопировать этот опыт, так как считалось, что он правильный. И это было логично, особенно из-за того, что российский софт по темпам развития отставал от зарубежного, доступный в импортных аналогах функционал появлялся с задержкой. Поэтому зарубежные программные продукты воспринимались, как передовые. Да и в принципе, на российский рынок те же облачные решения, пришли с задержкой, раньше они не были востребованы бизнесом, как сейчас. Кроме того, не стоит забывать и про опыт внедрения, который у западных продуктов был достаточно большим с учетом международного масштаба их бизнеса. Для клиентов опыт внедрения был и является важным компонентом при выборе ПО и интегратора.

Станет ли уход иностранных вендоров стимулом для эволюции российского ПО? Или отсутствие конкуренции снизит активность разработчиков?

Конкуренция на рынке точно есть, конкуренция между отличными BPM-платформами. Их уже сейчас можно спокойно внедрять, вместо отсутствующих аналогов. Разработчики платформ отлично понимают, что изменения на рынке ведут к увеличению заказов, а это значит, что они могут больше инвестировать в развитие своих продуктов.

Как разделится российский рынок BPM систем, какие производители отечественных решений станут ключевыми игроками?

Мы проводили анализ рынка и продолжаем его постоянно проводить. Ведь на рынке не только появляются новые решения, но и текущие продукты и платформы активно развиваются. Мы разработали специальную систему оценки, которая включает больше 100 параметров и учитывает интересы наших действующих и потенциальных заказчиков по профильным направлениям. Так вот, если говорить о разделении рынка, которое было до начала 2022 года, то 80% занимали зарубежные компании. Из российских компаний, которые были видны на фоне конкуренции с иностранными брендами я бы выделил Comindware, ELMA, 1Форма, Amber, GreenData. Причем тут сложно составить какой-то шорт-лист безусловных лидеров рынка, так как нужно разделять решения и рынок по направлениям. Кроме того, не все решения универсальные если мы говорим о компаниях подразумевая их размер.

«Ценовая политика будет выравниваться»

Насколько российские решения сегодня качественные, могут ли они без проблем заменить ушедшие иностранные программные продукты? Возможно, использование российских решений обойдется дешевле?

У клиентов есть ожидания, что внедрение отечественной платформы обойдется им дешевле, если бы они выбрали решение иностранного бренда. Но это не так, так как с точки зрения привлечения человеческого ресурса объем работ не изменяется. Ведь внедрение проводят по факту те же эксперты. И эксперт по тому же 1С стоит не дешевле, чем эксперт по SAP. Но если мы говорим про лицензирование, то российские вендоры корректируют свою ценовую политику с учетом ситуации на рынке. И если говорить про общие прайсы, то российские платформы выглядят несколько дешевле зарубежных. Единственный момент, который я бы выделил у зарубежных вендоров – это гибкий подход к определению цены. Но я думаю, что такая гибкость в ценообразовании будет появляться и со стороны отечественных производителей программных решений. Ценовая политика будет выравниваться.

Цена на российские решения будет расти или постепенно снижаться?

Отечественные BPM-решения конкурируют друг с другом, и уже продолжительное время. То, что мы видим сейчас – это достаточно близкую цену на решения от отечественных вендоров. Отмечу, что лицензионная политика производителей ПО расширяется, появляются варианты с использованием облачным SaaS решений. И если раньше клиенты были ориентированы на приобретение глобальной лицензии, то сейчас компании в основном ориентируются на SaaS-модель, чтобы не инвестировать в создание сетевой инфраструктуры, покупку оборудования. Поэтому я бы не ожидал, что цена на платформенные BPM-решения будет в России снижаться. Скорее будет расти уровень сервиса, повышаться функциональный объем многовариантность в каждой отдельно взятой платформе.

«Наши компании не потеряют способность эффективно конкурировать»

Смогут ли российские компании полностью перейти на отечественные системы автоматизации процессов? Не потеряют ли они конкурентное преимущество на рынке используя одинаковые программные решения?

Наши компании не потеряют способность эффективно конкурировать. Если мы говорим про BPM-системы, то преимущество дает не сама система, а то, как компания выстраивает в этой системе свои бизнес-процессы. Платформа должна позволять быстро учитывать изменение бизнес-процессов, которые могут меняться при развитии компании. И я бы сказал, что те BPM-платформы, которые есть у нас на рынке – более гибкие, чем многие зарубежные аналоги. Плюс, импортные платформы имели в своей основе не самые новые технологические решения. А вот российские BPM-платформы имеют собственные наработки «под капотом», что позволяет им быстрее развиваться и масштабироваться.

«При выборе нужно отталкиваться от «болевых» точек, которые образовались в компании»

Как правильно подойти к выбору российских BPM-систем и какие нюансы обязательно нужно учитывать?

Нужно учитывать реальные потребности бизнеса и те процессы, которые уже сложились в компании. Как правило, выбор BPM-платформы – это важное решение, принимать которое лучше всего с помощью опытных специалистов. Я бы при выборе всегда рекомендовал отталкиваться от «болевых» точек, которые образовались в компании, когда бизнесу нужно решить благодаря автоматизации какие-то конкретные задачи. Например, это может быть увеличение скорости коммуникации сотрудников, установка четкого контроля за выполнением задач, измерение эффективности процессов, обеспечение статистической управляемости процессами и так далее. Обязательно нужно сопоставлять возможности BPM-платформы и объемы данных, которые она может обработать. Если мы говорим про телекоммуникационный бизнес, то там объем пользовательских данных очень большой. С другой стороны, если рассматривать не крупный интернет-магазин или производство, то там данных будет несколько меньше, поэтому не нужно будет инвестировать дополнительные средства в покупку мощной BPM-платформы. Есть еще отраслевые особенности бизнеса, которые стоит учитывать, равно как опыт разработчиков BPM-платформ в этих отраслях. Если мы говорим о самостоятельном выборе компанией BPM-платформы, то я бы рекомендовал с учетом уже озвученных моментов составить шорт-лист решений, которые бизнес хотел бы использовать. Для его составления можно использовать доступную информацию о внедрениях российских решений, кроме того, сами разработчики могут дать ответы на сформулированные вопросы.

Но для финальной оценки я бы все же рекомендовал подключать ИТ-специалистов. Причем даже если вы уже раньше проводили оценку российских решений, то сейчас стоит еще раз взглянуть на BPM-платформы, которые созданы в России. Ведь их развитие значительно ускорилось, они быстро прирастают новым функционалом и это требует актуальной оценки.

Что делать компаниям, которые только сейчас планируют начинать автоматизировать процессы? Насколько сейчас удачное время для этого?

Смело начинать проекты автоматизации процессов. Время сейчас требует цифровых решений и эффективности в процессах. Многие устоявшиеся компании уже достигли определенного «статуса-кво» и кажется, что все работает и устойчиво. Однако если задать себе вопросы – оптимален ли тот или иной процесс? Что является продуктом процесса? Измеряется ли производительность того или иного процесса? Руководитель организует управляемые процессы или постоянно тушит пожары? Сотрудники понимают добавленную стоимость которую они создают на том или ином шаге процесса? То, скорее всего, окажется что еще очень много можно сделать в направлении улучшений процессов, их автоматизации, снижения трудоемкости и повышения эффективности. А все это – меньшая себестоимость, бОльшая маржа и бОльшая доля рынка. Автоматизация процессов также дает операционную устойчивость компании. Замораживать внедрение новых технологий, которые улучшают внутренние процессы в компании и взаимодействие с клиентами – это равно тому, чтобы лишить себя преимущества в будущем. Может быть, каким-то компаниям в силу специфичных для них рыночных факторов целесообразно снизить темпы автоматизации, но точно не останавливать проекты и развитие. Во время перемен и кризиса, останавливаться и замирать – это потенциально упущенный рынок. Трудности можно эффективно преодолевать, для этого как раз и нужны информационные системы.

7167

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.