Искусственный интеллект в России: сегодня и завтра

15 апреля по инициативе правительства в России будет представлена новая стратегия развития искусственного интеллекта. Документ станет основой нацпроекта «Экономика данных». Его появление логично и ожидаемо. Российская ИТ-сфера достигла высоких результатов в этом направлении, и дальнейшая работа по внедрению ИИ в нашу жизнь нуждается в определенном регулировании, в том числе и законодательном. 

Искусственный интеллект: время пробовать

Искусственный интеллект – это уже даже не прорывная технология, это индустрия. Прошло то время, когда уместно было удивляться возможностям его применения. Сегодня наступило время работать, пробовать и решать новые и новые задачи с помощью ИИ. По предварительным оценкам International Data Corporation, за прошедший 2023 год мировой объем инвестиций в эту отрасль составил более 150 миллионов долларов, а спустя два года прогнозируется рост вложений как минимум в два раза больше. В 2023 году объем отечественного рынка ИИ достиг 600 миллиардов рублей, а по данным CNews, суммарная выручка топ-10 участников российского рынка искусственного интеллекта за год увеличилась на две трети.

Во многом увеличение денежных вливаний за последнее время связывают с появлением ChatGPT. В конце 2022 года за первую неделю своего существования эта языковая нейросеть набрала более миллиона зарегистрированных пользователей. Алгоритм машинного обучения для генерации текстов строился разработчиками на данных миллионов книг, новостных статьей, страниц Википедии и веб-сайтов. Так чат научиться составлять сложное абстрактное представление о теме, поэтому он выдает ожидаемый пользователем и адекватный ситуации текст, а не просто склеивает слова, согласно правилам языка, но без всякой логики. Чаще всего ChatGPT используется как «собеседник» в чат-ботах, для языкового перевода и создания контента. Однако за плюсами скрывается и ряд недостатков. Технология не распознает, в чьих интересах она работает, и, увы, ее способностями пользуются в том числе и мошенники. Так, например, с помощью искусственного интеллекта злоумышленники могут составлять фишинговые письма, писать «вредоносный» код и распространять дезинформацию.

Что ИИ дает бизнесу: киберзащита, повышение эффективности и новый уровень понимания потребностей клиентов

Значительный объем инвестиций в сфере искусственного интеллекта приходится на технологии оптимизации ИТ-инфраструктуры, аналитики киберрисков и противодействия мошенничеству. Чаще всего запрос на эти продукты поступает от банковского сектора и ритейла. В сфере кибербезопасности технологии ИИ играют ключевую роль в обнаружении и предотвращении угроз. Искусственный интеллект способен анализировать огромные объемы данных, отслеживая аномалии и подозрительные активности, что позволяет оперативно реагировать на угрозы и минимизировать риски. Однако киберпреступники, в свою очередь, также используют цифровой разум, в том числе и машинное обучение, в своих целях: это дает им возможность быстро адаптироваться к патчам уязвимостей и эффективно управлять ходом атаки. Получается некое противостояние: злоумышленники против команды кибер-защиты – кто наиболее удачно распорядится возможностями ИИ.

Опыт «Сбера» можно представить как положительный пример – когда искусственный интеллект защищает данные клиентов от мошенников. Анализируя информацию о пользователе, ИИ выявляет аномалии и блокирует подозрительные действия. Так же он выполняет различные рутинные задачи, такие как настройка устройств пользователей и корректировка системы информационной безопасности после замены, обновления, изменения конфигурации инфраструктуры и так далее. Компьютерный разум обнаруживает основные угрозы и предлагает способы реагирования на них. При том, постоянно обучаясь, с каждым разом он делает это точнее. ИИ способен корректировать свои действия на основе полученного опыта – в этом суть машинного обучения. По словам главы «Сбера» Германа Грефа, у банка достаточно собственных данных, чтобы обучить свои модели. Во все исследования, разработки и тестирования к 2030 году здесь планируют вложить 99,7 миллиардов рублей собственных средств.

Главное преимущество ИИ перед человеком – способность быстро анализировать информацию, особенно когда её много. Для финансовой сферы и торговли – это важно в связи с постоянной потребностью в анализе рынков. Согласно данным исследования Ассоциации Финтех, за последние 10 лет крупные российские организации инвестировали в сферу развития искусственного интеллекта около 600 миллиардов рублей. На сегодняшний день около 80% финансовых компаний имеют как минимум одно подразделение по анализу данных, а 95% компаний уже внедрили ИИ-технологии в основные процессы.

В сфере ритейла технологии искусственного интеллекта позволяют повысить уровень продаж. По оценкам исследователей Research&Markets, через 15 лет их применение приведет к росту прибыльности на 60%. Сегодня основополагающими направлениями развития ИИ-технологий в мировой розничной торговле являются анализ аудитории и персонализация, рациональное планирование рабочего времени персонала и оптимизация трудозатрат. С помощью компьютерного зрения осуществляется сбор информации о посетителях, их поведении, маршрутах передвижения по торговому залу, отслеживается время ожидания в очереди на кассу и так далее. Искусственный интеллект позволяет провести анализ полученных данных, учитывая одновременно ряд важных факторов: особенности покупателей, находящихся в данный момент в зале, сезонность, наличие товаров на складе и прочее. Использование ИИ-технологий также дает возможность рационально спланировать рабочее время персонала и сократить трудозатраты. Например, анализ текущей ситуации и прогноз на будущее может помочь рассчитать необходимое количество консультантов в зале и сотрудников на кассах, эффективно выстроить графики их работы.

С 2022 года российский бизнес также внедряет чат-боты, голосовых виртуальных ассистентов, технологии распознавания и синтеза речи. Лидирует спрос на речевые технологии ИИ – по итогам прошлого года его рост составил 30–50%. Это широко используемые подходы, которые позволяют машинам понимать и интерпретировать человеческий язык, анализировать изображения и данные для прогнозирования и обучения. Компании, такие как Яндекс и Mail.ru Group, внедряют эти технологии в свои продукты, чтобы улучшить их функциональность. Например, Яндекс использует ИИ в своих сервисах – Яндекс.Переводчик может переводить тексты на различные языки, Яндекс.Навигатор использует машинное обучение для оптимизации маршрутов. Отдельно стоит сказать про голосового помощника Алису, которая способна понимать человека и отвечать на вопросы пользователей.

Будущее ИИ: поддержка и регулирование

По оценкам Правительства РФ, к 2025 году эффект от внедрения искусственного интеллекта в денежном выражении составит один триллион рублей. Ежегодный объем оказанных услуг по разработке и реализации решений в области ИИ к 2030 году должен вырасти до 60 млрд рублей. Для сравнения: аналогичный показатель в 2022 году составлял 12 млрд рублей.

Для России развитие искусственного интеллекта крайне важно в условиях потребности в импортозамещении и стремления к технологической независимости. Однозначно компьютерный разум будет все больше интегрироваться в нашу повседневную жизнь, делая ее удобнее и эффективнее. Однако важно, чтобы это развитие было сбалансировано, а человек мог бы извлечь из него максимальную пользу, минимизируя одновременно потенциальные риски и проблемы. В связи с этим стоит отметить большую роль государственного регулирования и поддержки данной сферы. Вот почему в ближайшее время в РФ будет создана комплексная система правового регулирования в сфере ИИ, будут унифицированы механизмы страхования ответственности за вред, причиненный при применении ИИ, и будет введено разграничение ответственности за создание и применение нейросетей. Предполагается поддержка и создание условий для разработки суперкомпьютеров, включая льготы для российских производителей комплектующих. До 2030 года исследовательские центры в сфере ИИ с упором на алгоритмы машинного обучения и развитие больших языковых моделей будут получать поддержку за счет федерального бюджета. С 2024 года модуль «Системы искусственного интеллекта» будет применяться в высшем образовании и программах повышения квалификации. Будущее страны во многом зависит от разработок в области искусственного интеллекта. Поэтому в ближайшие 10 лет стоит задача внедрить ИИ во все российские отрасли, а также в систему госуправления.


1921

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.