ИТ-стратегия холдинга
В этой дискуссии рассмотрены подходы к разработке ИТ-стратегии холдинга (группы компаний с общим руководителем). ИТ-стратегия для холдинга может дать большой положительный эффект, но, к сожалению, разработать такие стратегии существенно сложнее, чем для одной компании.
Примерная структура ИТ-стратегии холдинга
По-хорошему, на взгляд автора этой статьи, ИТ-стратегия холдинга должна бы включать в себя как ИТ-стратегию для холдинга в целом, так и ИТ-стратегии каждой из входящих в холдинг компаний. А в каждой ИТ-стратегии, как минимум, надо рассмотреть требования к ИТ; цели ИТ; требуемое через 1-2 года состояние ИТ; план проектов по ИТ на 1 год и 2-3 года.
Но такая иерархия ИТ-стратегий нетипична для российских холдингов, где часто ни одной ИТ-стратегии нет, а иногда и стратегии бизнеса тоже нет (или она «в голове ИТ-директора холдинга»). На практике обычно встает вопрос, начинать ли разработку ИТ-стратегии с холдинга в целом, или же с входящих в холдинг компаний, или вообще ничего не делать.
На мой взгляд, при отсутствии в холдинге ИТ-стратегий, начинать лучше с ИТ-стратегии холдинга в целом, а потом постепенно разрабатывать ИТ-стратегии входящих в холдинг компаний, ориентируясь на ИТ-стратегию холдинга как на вышестоящий документ. Примерная структура ИТ-стратегии холдинга приведена на Рис. 1:
Рис. 1. Структура ИТ-стратегии холдинга
Примерное оглавление ИТ-стратегии холдинга
В ИТ-стратегии холдинга целесообразно рассмотреть все разделы ИТ-стратегии, ну или хотя бы разделы, выделенные в Табл. 1:
Табл. 1. Примерное оглавление ИТ-стратегии холдинга
Более подробно возможные разделы ИТ-стратегий рассмотрены в моих дискуссиях «Типовые варианты содержаний ИТ-стратегий» (часть 1 и часть 2 ).
Автоматизация бизнес-процессов холдинга
С точки зрения бизнеса, информационные технологии интересны, как правило, не как новые сервера или программные обеспечения, а как способ отслеживать информацию по своему бизнесу. То есть для гендиректора и всех остальных руководителей бизнеса важны данные и информационные системы, с помощью которых эти данные можно собирать, обрабатывать и распространять.
Планирование информатизации всех компаний холдинга - это самая важная и большая часть ИТ-стратегии. К сожалению, это и самая трудоемкая часть планирования ИТ.
В качестве подходов к информатизации всех компаний холдинга можно использовать подход к планированию информатизации одной компании (это рассмотрено в моей книге на 450 страниц «ИТ-стратегия: лучшие международные и российские практики»). Подход заключается в выделении основных групп бизнес-процессов компании и выявлению приоритетов их информатизации с трансляции к требованию к функциональности информационных систем.
Мой опыт говорит о том, что при планировании информатизации всего холдинга можно выделить группы бизнес-процессов для каждого большого подразделения центрального офиса холдинга (маркетинг, продажи, финансы, …) и анализировать компании, входящие в холдинг, с тем же уровнем детализации, как и большие подразделения центрального офиса.
Когда основные группы бизнес-процессов для всего холдинга выделены, далее всего-то нужно определить приоритеты их информатизации. Также нужно наложить на схему групп бизнес-процессов имеющиеся информационные системы и спланировать их развитие. Пример текущего состояния и планов на 1-2 года по информатизации бизнес-процессов холдинга рассмотрены на Рис. 2:
Рис. 2. Информатизация бизнес-процессов холдинга: текущее состояние и планы на 1-2 года
Цветами выделены приоритеты информатизации:
-
красный цвет – высокий приоритет;
-
желтый – средний приоритет;
-
зеленый – низкий приоритет;
-
серым цветом выделены новые области автоматизации конкретной информационной системы.
Надо отметить, что для автоматизации отдельных подразделений компаний (продажи, производство, логистика и т.д.) ИТ-решения давно уже есть: это информационные системы типа CRM, ERP, SCM и другие. Решения для автоматизации предприятия в целом тоже имеются, например, на базе платформ SAP, Oracle, 1C, Битрикс 24.
Для автоматизации холдингов тоже можно использовать информационные системы для отдельных предприятий. Проблема с автоматизацией холдинга не в единой программной платформе, а в том, что холдинги обычно включают в себя компании, занимающиеся совсем разными задачами, и тиражировать единую типовую информационную систему по всем предприятиям холдинга обычно нецелесообразно. Например, информационные системы для автоматизации заводов, скорее всего, будут не похожи на информационные системы для торгового дома и для брокерской компании.
Консолидация информации
С точки зрения информационных потоков и баз данных, типовыми для холдинга подходами является консолидация информации и баз данных. Обычно начинается с консолидации финансовой информации по компаниям, входящим в холдинг. Также обычно внедряется общая система документооборота и т.д.
Консолидация инфраструктуры ИТ
Под консолидацией инфраструктуры ИТ обычно понимают планирование развития всех технических средств холдинга, в первую очередь ЦОДов, связей между ЦОДами и офисами холдинга, серверов и т.д.
Как правило, сейчас решения по планированию развития инфраструктуры ИТ в рамках всего холдинга сводится к планированию единого центра обработки данных для всех компаний холдинга и планированию резервных линий выхода в Интернет от всех офисов всех компаний холдинга.
Консолидация управления ИТ
С точки зрения планирования управления ИТ (персонал ИТ, ИТ-процессы и т.д.), в рамках холдинга обычно пытаются централизовать персонал ИТ. Это не является единственным решением, например, в холдингах, объединяющих в себя слабосвязанные между собой компании из разных отраслей рынка с возможными покупками или продажами этих компаний, вряд ли целесообразно согнать всех сотрудников ИТ в один центр.
Вот примерная схема взаимодействия ИТ-служб предприятий холдинга:
-
центральная ИТ-служба прямо или косвенно координирует деятельность ИТ-служб предприятий, входящих в холдинг. Обычно центральная ИТ-служба также занимается информационным обеспечением центрального аппарата холдинга;
-
ИТ-службы предприятий конкретных компаний холдинга занимаются информационным обеспечением этих предприятий;
-
внешние провайдеры ИТ-услуг являются независимыми организациями и поставляют информационные услуги, например, поддерживают разработанное ими программное обеспечение.
- Процессный и проектный подходы. Что лучше?
- Как оценить эффективность ИТ?
- Технологический уклад и цифровизация: первые шаги
- Что делать с аналитической незрелостью? Data-sсience, ModelOPS и контейнеры
- ITSM-платформы: гибкость бизнес-процессов
- Илья Хает: ITSM есть, что дальше?
- Уровни управления ИТ на практике
- Как выстроить систему KPI для сотрудников в ИТ-подразделении