Как управлять бизнес-процессами в условиях импортозамещения

Автор: Алексей Кольмай, директор по направлению Клиентский сервис, ELMA

Сегодня уже не актуальны слова о том, что мир меняется — постоянные изменения для нас стали обыденностью. Как же в условиях этих изменений жить и строить планы? В особенности, если речь идет об IT-стратегии на крупном предприятии, когда проекты по автоматизации конкретных задач нужно делать не раз в 5-10 лет, как раньше, а каждый квартал или даже месяц.

Импортные системы, к стабильности и качеству которых привыкли многие заказчики, ушли с рынка, однако IT-системы в России за последние годы также сделали огромный прорыв.

Работая с заказчиками в Enterprise-сегменте вот уже 15 лет, я наблюдаю два разных подхода к комплексной автоматизации:

  • Выбирать одного производителя и внедрять все его продукты. Например, SAP предлагал не только ERP-систему, но и системы таких классов как ECM, CRM, Service и другие, причем их ПО работало как в локальной инсталляции, так и в облачной версии. Аналогичная ситуация с Microsoft, Salesforce, Oracle и другими;
  • Не складывать все яйца в одну корзину и совмещать западные решения с отечественными.

Оба подхода имеют свои плюсы и минусы. Безусловно, экономически выгоднее решать все задачи на единой платформе, потому что сопровождать и развивать технологии с одним стеком эффективнее. Можно иметь в штате специалистов узкого технологического стека, и они будут решать задачи широкого круга бизнесов внутри компании.

Однако сегодня компании, практиковавшие второй подход, остались в большем выигрыше, потому что не получили «отключение» от всех систем в один момент.

Сложности при импортозамещении ПО

С марта 2022 года компаниям пришлось в спешке искать альтернативы действующим решениям из реестра отечественного ПО, чтобы не остаться без автоматизированных систем. На российском рынке IT-производителей многие быстро нашли подходящую альтернативу — например, для ECM, BPM, CRM c процессами и без и систем, автоматизирующих сервисные задачи. В России есть хорошие вендоры с опытом, именем и положительной репутацией. Однако и здесь возникли определенные сложности.

Необходимость участия заказчика в проекте внедрения

Не у всех вендоров есть в портфеле масштабные проекты на десятки тысяч пользователей. Данный вопрос решается нагрузочными тестированиями и важно, чтобызаказчик не просто посмотрел на бумажные результаты тестов, а выделил свои ресурсы для проверки всех сценариев и пользовательских кейсов в работе, чтобы в будущем конечным пользователям и клиентам было проще. В рамках такой совместной работы заказчик может оценить, насколько продукт гибкий и может ли поставщик оперативно решать возникающие вопросы. На это требуется время, но 2-4 недели вполне достаточно. В рамках многолетних проектов – это допустимые сроки.

Очередь на внедрение

Найдя подходящий продукт, можно было попасть в очередь на 6-12 месяцев, потому что множеству заказчиков на рынке одномоментно потребовалось внедрение крупных проектов. В этом случае лучшим вариантом было попробовать оттянуть отключение своих существующих систем (благо возможности были) и забронировать ресурсы на конкретный период, подписав договор с вендором заранее. Благодаря такой отсрочке заказчики через полгода–год получили обновленные продукты с более опытной командой, которая набила шишки на предыдущих крупных проектах, которые были начаты впопыхах. Однако проекты могли стать дороже, потому что поставщики на себе ощутили объемы задач на масштабных внедрениях.

Плюсы отечественных IT-платформ

По прошествии практически двух лет можно рассказать многое о том, как проходили проекты импортозамещения различных систем. Поделюсь опытом на примере систем BPM-класса с инструментами low-code и набором готовых решений в виде ECM, Service, CRM и прочими.

В системах такого класса заказчики при переходе даже с таких гигантов как Oracle, Microsoft, SAP и Salesforce отмечали впечатляющие возможности процессного движка и легких low-code инструментов. Например, чтобы начать реализацию функционала на Salesforce, лоукодеру нужно было 2-3 месяца учиться и столько же практиковаться, а отечественные продукты требовали всего 2-3 недели обучения и столько же времени тестовой практики. Функциональность отечественных решений оказалась легче в модификациях. Это влекло за собой ряд некоторых ограничений, но они решались подключением разработчиков и в сумме обходились заказчику в 2-3 меньше по объему работ и иногда в десятки раз меньше в рублевом эквиваленте.

Больше чем Импортозамещение

Аппетит приходит во время еды: увидев, что автоматизировать различные задачи стало быстрее и дешевле, заказчики стали расширять функционал внедрения.

BPM-системы могут закрыть самый нетривиальный спектр задач, начиная от открытия шлагбаумов для въезда машин и заканчивая оркестрированием 25-тью системами для обработки обращений от 2-х миллионов потребителей в энергосбытовой компании. Многие из заказчиков говорили, что открыли для себя класс BPM по-новому и стали ставить их в центр своей IT-архитектуры. Один из примеров, Заказчики на первых этапах проекта называют BPM-системы «озером данных», так как там можно привести в порядок все справочники для последующей интеграции с любой другой системой, а по завершении проекта — «рекой данных», так как BPM-система направляет не только данные внутри своих справочников, но и из других систем для передачи далее.

Резюме

Многие заказчики обращались за проектами импортозамещения как за вынужденной мерой, а в результате получили более продвинутую автоматизацию, чем было раньше. Конечно, не обходится без трудностей, и к ним нужно быть готовыми. Опытный руководитель прокта может предусмотреть большинство рисков и знать, как с ними работать. Поэтому получает все большее распространение практика предварительных ревью участников команды исполнителя — так заказчик понимает, что платит за специалиста с опытом.

3419

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.