Ирина Баржак
Независимый эксперт

Найти сотрудника или как побороть когнитивное искажение

13 ноября 2019
15 833
Где взять сотрудников, если их нет? Как обойти ловушку мозга и набрать тех, кто нужен.

Реальный кейс.
«Нет нужных людей на рынке!», «Невозможно найти грамотных специалистов!», «Они не компетентны» - довольно часто можно услышать это из уст руководителей предприятий. Так ли это на самом деле? Не всегда. Это ловушка. Когнитивное искажение. Нашу действительность формируют наши убеждения. Опишем кейс реальной региональной ИТ-компании о том, как, изменив лишь точку зрения руководителя на этот счёт, мы изменили действительность и набрали нужных людей. И это не магия, а просто свойство мозга. Вы наверняка сталкивались с феноменом Баадера – Майнхоф, он же иллюзия частотности, – это когнитивное искажение, касающееся восприятия информации. Попросту говоря, пока вы не купили автомобиль - не видите его в потоке. И кажется, что ваша марка не такая уж популярная, а цвет и подавно. Однако, как только приобретаете его, оказывается, что каждая вторая машина в потоке - такая же, как у вас. Стало ли больше таких автомобилей на улице за сутки? Нет. Просто ваш мозг отныне обращает на них внимание и фиксирует все обращения. Никакой магии.

Как можно использовать это свойство мозга в наборе сотрудников ИТ-компании?

Рассказываю на примере реального кейса в Уральском федеральном округе. Владельцу компании были нужны заместитель и разработчики. «Сотрудников в регионах нет!» - с этим посылом владелец компании пришла на коучинг. Последовательность наших действий была такова: 1. Выбрали 10 качеств, которые обязательно, по мнению владельца, должны быть у его сотрудника. 2. Из 10 качеств выбрали три наиболее необходимых. 3. В ближайшие несколько дней владелец компании проверял всех встреченных людей на эти качества. Всех, от уборщицы до учительницы в школе. 4. Через неделю были приглашены в компанию заместитель директора и программист. Затем ещё один программист. И это в городе, где «нет сотрудников в регионе». Комментарий владельца компании: «Поначалу казалось глупой затеей фиксировать эти качества. Только доверие коучу и научные разъяснения меня убедили. Когда получила задание, я, конечно, не понимала, зачем это делаю, но делала очень качественно. Чертила таблицы на каждого встречного и фиксировала, как в нем проявляются нужные качества. И это выстрелило! Начала видеть эти качества в окружающих. Я действительно все время существования моей компании (5 лет) постоянно была в напряжении, что не достаточно сотрудников высокого уровня, или готовых идти вместе с нами к этому уровню.

Выполнив на марафоне задание по формулировке нужных качеств сотрудника и фиксации на этих качествах во всех встречаемых людях, я была, мягко сказать, очень удивлена настолько быстрым эффектом привлечения нужных людей. Сейчас продолжаю это применять для поиска продавца. Рассказываю друзьям про эту технологию. Но они пока, правда, не очень верят, что такое возможно. Это то, что было у меня до появления новых сотрудников. На сегодняшний день у нас сильная команда, и я им до сих пор не нарадуюсь!”.

Елена Коблова, компания Quarta, технологический партнер Terrasoft (CRM bpm online). Для тех, кому нужно более глубокое понимание процесса: «Мозг создаёт эти нервные паттерны посредством сложноорганизованной последовательности событий. Как только мы сталкиваемся с каким-то стимулом, – объектом, мыслью, звуком, запахом – наши нейроны «срабатывают», или, говоря иначе, возбуждаются. Когда нейроны возбуждаются, они переносят химические вещества, возбуждающие соседние нейроны, и те, связываясь друг с другом, открывают каналы, позволяющие отрицательному электрическому заряду проходить по нервному волокну. Этот электрический импульс делает соседний нейрон нестабильным, а поскольку он больше нестабилен, то возбуждается, в свою очередь, передавая свой собственный электрический сигнал. Таким образом, активация нейронов представляет собой цепную реакцию: возбуждение первого нейрона инициирует реакцию других нервных клеток в цепи. В общем, чем интенсивнее изначальный стимул, тем сильнее нейроны будут возбуждаться». Девид Кесслер «Мысли, которые нас выбирают».


Коментарии: 15

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Виктор Федько
    Рейтинг: 201
    АО МПО им.И.Румянцева
    Зам. начальника управления информационных технологий
    13.11.2019 09:09

    Красиво, но совсем не понятно. Про кейс. Владелец компании приходит и говорит - сотрудников в регионах нет. А он откуда это знает? Вакансии выложены и на них никто не клюет? Или его убедили кадровики? Или какие-то друзья сказали, мол, не рыпайся. Не с этого ли надо было начать? Можно , конечно, назвать это красиво - когнитивное искажение, а можно попроще - а ты искать то пытался? Да? А как? А где? А давай условия посмотрим, которые ты выкатываешь в вакансии. а какую з/п предлагаешь? По рынку или ниже?. Ну, и все такое прочее. Любое приличное кадровое агентство с этого начнет (если там не шарлатаны). И только на конце можно уже поговорить про те качества, какими должен обладать соискатель. Главными, не главными - вопрос второй. Если вы з/п или иные условия не те предлагаете, то никакие коучи тут не помогут. Люди просто не пойдут.
    "Доверие к коучу и научные разъяснения" ,конечно, очень важны. особенно, если своей головы нет. Но руководителями (владельцами) компаний редко становятся безголовые люди. И они, как правило, умеют окружать себя соответствующими специалистами. чтобы не ходить к гадалкам, ведунам, коучам и иже с ними. Набор персонала - это наука. Наука HR. И в ней есть свои гуру, специалисты. Мозг, нейроны и все остальное - прекрасно. но это для более узких специалистов, для внутреннего, так сказать , употребления. А руководителю нужен результат, а не походы по городам и весям с протянутой рукой - вдруг кто поможет. Нужен кадровик грамотный. И умение ориентироваться в рынке.. Если этого нет - то коучи уже не нужны. Поздно.

    • Михаил Петров Виктор
      Рейтинг: 61
      Счетная палата Российской Федерации
      Директор департамента цифровой трансформации
      14.11.2019 18:17

      А тут лайки нельзя ставить?)))

      • Виктор Федько Михаил
        Рейтинг: 201
        АО МПО им.И.Румянцева
        Зам. начальника управления информационных технологий
        14.11.2019 18:39

        Словесно только))

    • Юрий Янушко Виктор
      Рейтинг: 10
      Деловые линии
      Директор ИТ
      27.11.2019 12:41

      Прекрасный ответ. Честный.

  • Анна Кожурина
    Рейтинг: 10
    Главный редактор
    13.11.2019 16:14

    Виктор, спасибо за комментарий. Но ведь кадровиков нет так же, как и кадров. Что же делать?

    • Виктор Федько Анна
      Рейтинг: 201
      АО МПО им.И.Румянцева
      Зам. начальника управления информационных технологий
      13.11.2019 16:36

      А кто сказал , что нет кадровиков? И что нет кадров? Да, суперспециалистов не так много. но они есть. Да и супер не нужны на каждый случай жизни. Нужны просто с головой и в теме. И их надо искать, подбирать на рынке, через друзей.
      Помните анекдот про мужика, который умолял Бога помочь ему выиграть машину в лотерею? Уже и ангелы за него вступились - да помоги ты ему, Господи. А Господь ответил - да я б ему давно помог, если б этот поц хотя бы купил лотерейный билет :). Ничего не напоминает?

      • Анна Кожурина Виктор
        Рейтинг: 10
        Главный редактор
        13.11.2019 16:46

        Конечно напоминает). Но неоднократно приходилось искать сотрудников и это ох как непросто!). Никакая помощь лишней не будет

      • Элла Тетерина Виктор
        Рейтинг: 19
        независимый эксперт/консультант в области ИТ и управления проектами
        20.11.2019 22:24

        Виктор,полностью согласна!Необходимо определится с критериями выбора и первоначальными условиями, которые готовы предложить...Из моей практики,на работу в крупные города часто привлекают специалистов именно из регионов!

  • Виктор Федько
    Рейтинг: 201
    АО МПО им.И.Румянцева
    Зам. начальника управления информационных технологий
    13.11.2019 17:41

    Согласен. Я не против любой помощи, но мы не знаем - а простым путём пробовали? Что ж сразу к волшебникам то бежать? Может у самих получится? Да и экономия, однако,да простят меня все коучи сразу.:)

    • Анна Кожурина Виктор
      Рейтинг: 10
      Главный редактор
      13.11.2019 17:46

      Иногда, кстати, проще обосновать сложный путь заковыристый)

      • Михаил Петров Анна
        Рейтинг: 61
        Счетная палата Российской Федерации
        Директор департамента цифровой трансформации
        14.11.2019 18:16

        И ведь так и есть))

  • Михаил Погодаев
    Рейтинг: 12
    Автоматизация предприятий удаленно
    Программист 1с разработчик, РП, аналитик.
    05.12.2019 11:44

    Работаю программистом 1с удаленно. Общаешься с работодателем, спрашиваешь, какие задачи нужно решить, отвечают, нам нужен прграммист в штат.Очень трудно выйти на прямого заказчика без посредников.Хотя цены в три раза ниже ит компаний. Реальных разработчиков работающих удаленно много, просто нужно определиться, вам решение задач или просто сидение в офисе, вон сидит программист , а чем занят, да у него и спросите.

    • Виктор Федько Михаил
      Рейтинг: 201
      АО МПО им.И.Румянцева
      Зам. начальника управления информационных технологий
      05.12.2019 12:00

      Тут не все так просто. Что значит "программист в штат" ? А Вы как работаете? по договору фриланса? Или им нужен конкретно программист в офисе, но штатный/не штатный - неважно. Разница есть.
      У нас работали программисты удаленно, но они состояли в штате. Теперь это возможно по отдельному договору на удаленную работу. Даже в другом городе были.

      Но не все так просто. Многие работодатели хотят иметь программиста перед глазами постоянно не от хорошей жизни. Существует много нюансов, связанных со спецификой работы. Такое есть. Да и программист программисту рознь. Есть чистые кодеры, которому вынь да положь полностью разжеванное ТЗ и алгоритмы. ( то есть, надо иметь еще и грамотного консультанта-постановщика). А есть более продвинутые, разбирающиеся в тематике и специфике бизнеса. Ему только в общих чертах объясни, а человек сам уже строит систему и что-то предлагает. Таких людей не так много и они, понятное дело, дорогие довольно. Были у нас и такие. И сейчас есть.

      Ну и, конечно, еще существует некий стереотип, косность мышления. Ну не нужен человек в офисе весь день, но кадровик / плановик/бухгалтер этого перенести не может. ))). Надо чтоб перед глазами маячил. Привык так. От таких надо избавляться поскорее, но пока не от всех еще избавились)).

  • Михаил Погодаев
    Рейтинг: 12
    Автоматизация предприятий удаленно
    Программист 1с разработчик, РП, аналитик.
    05.12.2019 18:48

    Понятно, что все не просто. Я работал и на стороне заказчика и на стороне исполнителя.Сейчас работаю по договору ип с почасовой оплатой, по задачам. Тз в готовлю сам, основываясь на желаниях пользователя, разбираюсь в специфики бухучета, зарплаты, торговли, производства, складского учета, в аналитиках не нуждаюсь.
    Когда сотрудничаешь с посредниками (франчайзи и т.д) ведешь по 10 предприятий, когда выходишь на прямого заказчика, слышишь странные вопросы , а вдруг вы не справитесь с нашей задачей удаленно. Цена напрямую у меня в три раза ниже, но с работодатели любят платить за бренд фирмы, хотя многие не в курсе, что купив программиста из известной компании вы купили его одного, а не фирму, да и за частую уже нет в этой фирме тех людей, которые ее прославили))

  • Михаил Погодаев
    Рейтинг: 12
    Автоматизация предприятий удаленно
    Программист 1с разработчик, РП, аналитик.
    05.12.2019 18:50

    Сейчас по Москве порядка 70 запросов на удаленщика, из них только 10 от прямых работодателей. А вы говорите нет кадров))

Предметная область
Отрасль
Управление