Редакция Global CIO

ИТ-аутсорсинг на практике. Сервисная модель-модель будущего

6 ноября 2019
8 705

Мария Попова, независимый эксперт

Сервисная модель, включая ИТ-аутсорсинг и облачные услуги, становится базой для цифровой трансформации организаций. Ее основные преимущества – это быстрое получение необходимых компетенций и ресурсов для поддержки роста бизнеса.

Спрос на ИТ-сервисы продолжает расти во всем мире – глобальный рынок достиг по итогам 2018 года $1 трлн. при росте +4,3%, отмечается в отчете IDC. Стимулирует такую динамику продолжающаяся цифровая трансформация целых отраслей и экономик по всему миру. Такие инициативы вовлекают как стратегический консалтинг, так и масштабную заказную разработку, и интеграцию, и предоставление различных сервисов «по запросу».

Мировой рынок ИТ-аутсорсинга растет на 5% в год, по данным агентства Forrester Research. В его структуре наибольшую динамику показывают сегменты облачных услуг (+38%) и управления приложениями (+16%). В целом технический аутсорсинг глобально в 2018 году сгенерировал $537 млрд. (16,7% от всего объема рынка ИКТ). Его рост составил 6,6% (годом ранее +6,3%), а по итогам 2019 года прогнозируется некоторое замедление – до 5,7%.

Доминируют по выручке аутсорсинг сетевой инфраструктуры (26%), услуги облачного хостинга (20%) и аутсорсинг приложений (20%). Последние два сегмента в первую очередь ориентированы на поддержку быстрого запуска инноваций в организациях – облачные ресурсы позволяют моментально наращивать мощности и обеспечивать бизнесу нужную функциональность в необходимом объеме на требуемый интервал времени. По данным Forrester Research, 76% респондентов используют аутсорсинг для цифровой трансформации своих организаций.

Структура глобального рынка технического аутсорсинга
       Млрд долл.          Доля сегмента   
Инфраструктурный аутсорсинг                       55              10%
Аутсорсинг сетевой инфраструктуры                  138              26%
Поддержка оборудования               52              10%
Облачный хостинг              106              20%
PaaS               44               8%
Аутсорсинг приложений              105              20%
Другое                37               6%
Всего               537             100%

Источник: Forrester Research

Спрос на сервисную составляющую растет и в России. Здесь рынок аутсорсинга уже достиг определенного уровня зрелости, однако по-прежнему речь не идет о длительных контрактах и услугах стратегического аутсорсинга. В фокусе – передача внешнему исполнителю конкретных функциональных задач, непрофильных и некритичных для бизнеса областей. Стремление к сокращению издержек привлекает к аутсорсинговой модели как крупный, так и средний бизнес. Заказчик ждет от провайдера решений, которые при невысоких затратах обеспечат должный уровень надежности, производительности и безопасности. Стимулирует к большему использованию аутсорсинга отсутствие собственных необходимых ресурсов, либо недостаток внутренней экспертизы – особенно в новых технологиях.

Все как сервис (и даже ИБ)

Как сервис можно потреблять все более широкий спектр решений. Наиболее понятна эффективность при передаче типовых и детально формализованных задач. Именно поэтому по-прежнему внешнему партнеру в первую очередь готовы отдать администрирование информационных систем, эксплуатацию сетей, проектирование информационных систем и их сопровождение, а также центр обслуживания пользователей и офисную печать.

Своего рода аутсорсинговый хит - поддержка рабочих мест (АРМ), как одна из самых рутинных и стандартизированных операций, которые большинству компаний сегодня нерационально развивать внутри. В случае крупного заказчика или госорганизации передача этого направления вовне – достаточно прямой и быстрый путь оптимизации издержек.

Пока менее распространенный, но уже обозначивший высокий потенциал роста сегмент – кибербезопасность как сервис. Управляемые услуги по ИБ (MSSP) от сервис-провайдера избавляют бизнес от необходимости закупки специализированного ПО и оборудования (снижая, таким образом, CAPEX). Центр мониторинга и обработки событий ИБ (Security Operations Center, SOC) также необязательно строить самостоятельно, развивая, помимо инфраструктуры, еще и команду штатных аналитиков (с достаточно ощутимым ФОТ). Вместо этого компания может подключиться к внешнему SOC по сервисной модели, что, с учетом развитой экспертизы провайдера, позволит качественно повысить общий уровень своей инфобезопасности. Помимо экономических преимуществ, включая более быстрый возврат инвестиций. А также более прозрачную модель оплаты – только за фактически оказанные услуги.

Выше доверия

Российские заказчики сегодня вполне готовы доверять аутсорсерам – причем уже не зависимо от их «размера». Если раньше поставщиком для крупной организации (основного тогда заказчика аутсорсинга) выступал, как правило, крупный многопрофильный игрок, то теперь наряду с ними рассматриваются и нишевые игроки с высокими компетенциями – например, в цифровых технологиях, включая облачные решения, искусственный интеллект, интернет вещей, мобильные приложения. Растет интерес, в частности, к молодым командам-стартапам, разрабатывающим точечно новые сервисы.

При выборе подрядчиков, например, для заказной разработки ПО, учитывается наличие уже реализованных кейсов (прецедентов успешного выполнения заказанных функций), а также соотношение цены и качества оказываемых услуг. Главное, что заказчик ждет от любого типа аутсорсера – это гибкое управление услугами, инструменты оперативного контроля их объемов и четкий SLA.

Облачный рычаг

ИТ-инфраструктура целиком становится объектом аутсорсинга. IaaS (инфраструктура как услуга) - самое быстрорастущее направление на облачном рынке, позволяющее компании отказаться от собственного оборудования, средств виртуализации, каналов связи и пр. За счет аутсорсинга можно не вкладываться в обновление и поддержку инфраструктуры, при этом гибкость использования вычислительных ресурсов существенно возрастает.

Спрос на IaaS растет на фоне роста стоимости эксплуатации собственных систем обработки данных, которых накапливается все больше, а требования к безопасности их хранения также серьезно повышаются. Облачные сервисы позволяют компаниям быстрее тестировать новые гипотезы и выводить на рынок новые продукты, а также масштабировать процессы, при этом более эффективно используя вычислительные ресурсы.

К настоящему моменту, в силу высокой конкуренции, услуги облаков становятся в России все более доступными, в том числе для крупного и среднего бизнеса. А ценовой фактор по-прежнему остается главным при переориентации на аутсорсинговую модель. Так, по оценкам SberCloud, для компании СМБ использование облака в 40 раз выгоднее, чем использование собственного физического сервера.

Большая доработка

Чем больше бизнес уходит в цифровую плоскость, тем более заметен спрос на услуги по разработке и развитию приложений. «Инхаус» остается, как правило, команда, разрабатывающая уникальный продукт, дающий важное конкурентное преимущество. Во всех остальных случаях все чаще обращаются к подрядчику. Наиболее популярна сервисная модель применительно к тестированию - QA-сервисы под ключ (включая узкую перспективу: нагрузочное тестирование, внедрение CI/CD, интеграцию тестирования в DevOps и пр.).

Усиление роли заказной разработки ПО, в том числе, на экспорт – одна из задач принятой в августе 2019 года Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года. В соответствии с ней Россия должна увеличить свою долю в 1,1% от мирового объема услуг до 1,7%, а 48% всего прироста обеспечат ИКТ-сервисы как самый масштабный и перспективный сегмент. Сегодня, по данным Руссофт, экспортом ПО в стране занимаются около 2 тыс. компаний-разработчиков. 50% из них пока либо вообще не работают за рубежом, либо получают несущественные и нерегулярные экспортные доходы.


Коментарии: 8

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Татьяна Орлова
    Рейтинг: 260
    ЗАО "ЕС-лизинг"
    Замдиректора по инновационной и экспериментальной деятельности, консультант по управленческим дисциплинам
    07.11.2019 22:38

    Почитала сей доблестный документ. Имею в виду Стратегию развития экспорта услуг до 2025 года в части ИКТ. Да, у нас опять свой путь. И сервисный подход, и виды услуг трактуются не так, как во всем мире. Как нас понять, и как мы понимаем остальной мир, если говорим на разных языках? Так что приведенные цифры лично у меня вызывают серьезные сомнения, как и намерения. Мы не различаем на стратегическом уровне интернет вещей и промышленный интернет вещей. Мы считаем, что "продажи услуг по разработке ПО, предоставляемых центрами разработки зарубежных компаний с территории России" - это продажи России. Совершенно очевидно, что мы экспортируем человеческий капитал, а с организацией работы у нас как-то все не очень. В свою очередь, человеческий капитал проще перекупить и перевести к себе: надежнее и дешевле. Продавать точечные решения на экспорт мы тоже можем; те же мозги. А вот себя этим обеспечить не получается: сапожник без сапог...Мы топчемся на месте с цифровизацией из-за отсутствия грамотного управления: ведь все перечисленные барьеры - как раз следствие этого, включая не совсем корректное понимание вида деятельности, называемого "управление услугами". Мы никак не можем создать свой парк аппаратного обеспечения, а нас продолжают обгонять. Кусок услуги - не есть услуга, и никакие заумные термины типа SLA не заменят управленческих знаний и навыков в этой области. Так что золотые слова "создание условий для сертификации и адаптации услуг в сфере ИКТ
    к требованиям внешних рынков" как раз и тормозят наше продвижение на внешний рынок. Давайте адаптироваться к внешним требованиям в области управления услугами в первую очередь. Остальное приложится как часть целого.
    Ну и пара слов по поводу "Инхауса". Если внимательно присмотреться к реалиям, например в финансовой сфере, то мы увидим, что за последние несколько лет банки как раз переводят внешнюю разработку в этот самый "инхаус"...К сожалению, не все так однозначно.

    • Анна Кожурина Татьяна
      Рейтинг: 30
      Главный редактор
      08.11.2019 12:00

      Татьяна, спасибо з развернутый комментарий.
      А как думаете, что можно предпринять, чтобы мы догнали с цифровизацией прогрессивный мир?

  • Ольга Павленко
    Рейтинг: 100
    НКО "Благотворительный фонд Даунсайд Ап"
    Советник по развитию диджитал услуг
    08.11.2019 11:01

    В крупных корпорациях, увы, регулярно приходилось встречаться с печальными последствиями аутсорса (какими бы цифрами это не прикрывалось). А вот средний бизнес и сегмент НКО, показывает прекрасный эффект после внедрения облачных решений и поддержки. Проверено на собственных проектах )

  • Анна Кожурина
    Рейтинг: 30
    Главный редактор
    08.11.2019 12:01

    Ольга, а можно более подробно о "печальных последствиях"?)

  • Екатерина Ляско
    Рейтинг: 355
    Global CIO
    Генеральный директор
    08.11.2019 13:01

    У нас недавно был круглый стол для госкомпаний, они прямо ратуют за аутсорсинг. Не знаю искренне или им просто некуда деваться))

  • Александр Артюхов
    Рейтинг: 250
    АО "Организация "Агат"
    Начальник Службы эксплуатации ИТ
    13.11.2019 10:47

    Нужно обратить внимание, за аутсорсинг чего, собственно, ратуют госкомпании.
    Банки вот - за инсорс разработки. Но она в вышеприведённой таблице занимает всего 20% рынка. И желание банков иметь всё у себя "под рукой" вполне понятно с учётом уровня зарегулированности бизнеса. Однако совершенно не факт, что другие виды аутсорсинга банкам неинтересны или невыгодны.
    Возвращаясь к госкомпаниям. От них требуют собственной эффективности. Соответственно, снижать собственные расходы, включая и расходы на персонал. То есть, либо снижать себе любимым з/п, либо заниматься сокращением. Нетрудно догадаться, какой путь выбирается в каждом первом случае. При этом кто-то же должен работать. И вот здесь-то как раз - да здравствует аутсорсинг!

    • Анна Кожурина Александр
      Рейтинг: 30
      Главный редактор
      13.11.2019 16:12

      Александр, а какое решение оптимально? Если нельзя совсем ничего не решать и сокращать расходы все равно требуется?

  • Андрей Зелинский
    Рейтинг: 20
    АО "Теплосеть Санкт-Петербурга"
    Начальник отдела внедрения и сопровождения информационных систем
    18.11.2019 17:49

    Александр совершенно верно описал ситуацию в госсекторе!
    Именно с кадровыми вопросами, в основном, и связан там аутсорсинг.
    А вот аутсорсинг ИБ в госсекторе мне очень сложно представить. Не слышал ни об одном подобном случае.
    Да и к облачным сервисам тоже отношение весьма настороженное (как раз в разрезе ИБ. И нельзя сказать чтобы для этого не было поводов. Одна история с Битрикс, который победил сбой в российском дата-центре путём срочного переноса данных из России в Германию, чего стоит (естественно, клиенты об этом узнали (если узнали) уже постфактум, заранее никто не предупреждал и допустимостью переноса их данных за границу не интересовался)).
    По моему, в статье очень много желаемого выдаётся за действительное.

Предметная область
Отрасль
Управление
chats Добавить совет по улучшению
этого раздела Редакция