Екатерина Ляско
Global CIO
Генеральный директор

ИТ-директор и его команда

11 октября 2019
9 1807
Есть классическое выражение "Короля делает свита". А какая команда нужна ИТ-директору? Что вы ждете от команды: самостоятельности или исполнительности? Какие это должны быть люди - они должны разделять ваши жизненные и профессиональные ценности или наоборот сильно отличаться от вас? Все не так однозначно, как кажется на первый взгляд.

Немного теории.

В полноценной команде имеется набор социальных ролей, которые рано или поздно естественным образом распределяются между ее членами. Основные социальные роли команды следующие. Давайте начнем с самого простого - знания матчасти.

Иметь подкованного сотрудника с отличным знанием ИТ всегда хорошо, но на рынке острый дефицит кадров, что приводит к высокой стоимости таких сотрудников. Да и понятие ИТ очень многообразно. Можно отлично разбираться в области серверов и сетей, но не понимать в ИБ и коммуникации через helpdesk могут даваться с трудом. Может быть лучше взять просто исполнительного человека с небольшим опытом, который за пару лет дорастет до нужного уровня и, возможно, уйдет в поисках более высокой зарплаты?

Вторая часть - инициативность, которая часто идет рука об руку с амбициозностью. Плюсы однозначно есть - это и возможность реализовать новые интересные задачи или передать часть своих полномочий, освободив себя для другой работы. Минусы тоже очевидны - риски, придя однажды на работу, узнать, что теперь ИТ-специалист занимает вашу должность, всегда существуют.

Третье, вопрос коммуникативности и умения работать в команде. Достаточно часто в ИТ можно встретить одиночку, который хорошо выполняет свои обязанности, но держится в стороне от всех и не рад корпоративам, тренингам или любой другой коллективной активности. Есть смысл держать такого человека? Тоже вопрос не однозначный и каждый ИТ-директор его решает для себя.

Это очевидные вещи. А есть и другой пласт. Должны ли члены вашей команды быть похожи на вас? Известно, что руководитель склонен подбирать людей, похожих на него и разделяющих его ценности, что зачастую приводит к однобокому взгляду на задачи и мешает развитию коллектива. Считается, что эффективная команда должна состоять из разных по складу и компетенциям людей, дополняющих друг друга и объединенных общей целью. В любой команде при ее формировании складывается следующее распределение социальных ролей:
  • Лидер - устанавливает цели, оценивает и контролирует ситуацию;
  • Специалист - лучше всех других владеет профессиональными знаниями и навыками. Как правило, консервативен, предсказуем, дисциплинирован и прямолинеен;
  • Новатор - обладает богатым творческим воображением и высокоразвитым интеллектом. Он часто мыслит высокими категориями, не обращая внимания на мелочи;
  • Коммуникатор - воплощает идеи команды, хранит командный дух. Для него важнее всего социальная составляющая;
  • Критик - он беспристрастен и критичен ко всему;
  • Контролер ресурсов - следит за целесообразностью растраты времени, денег и материальных ценностей;
  • Завершитель - побуждает всех налечь на работу в тот момент, когда сроки подходят к концу, а интерес к проекту начинает снижаться.
В учебниках все выглядит просто и очевидно, но в жизни приводит к высокому уровню конфликтности в коллективе, а объединены членов команды одной целью не всегда получается.

Создание команды - вопрос сложный, многоступенчатый. Какие факторы, на ваш взгляд, действительно важны, а чем можно пренебречь? Что может помочь ИТ-директору создать действительно эффективную команду, которая будет осуществлять не только поддерживающие ИТ-функции, но и активно участвовать в цифровой трансформации компании?
Коментарии: 9

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Игорь Ганусовский
    Рейтинг: 1
    ГК "Магия Золота"
    CIO
    15.10.2019 07:24

    Главное, не бояться окружать себя профессионалами. А то у многих руководителей есть боязнь, что их подсидят.

    • Олег Баталов Игорь
      Рейтинг: 27
      AO Caspian Beverage Holding
      Начальник отдела IT-технологий
      17.10.2019 04:33

      Профессионализм не самое важное для члена команды. Навыки успешного взаимодействия с разными типами коллег и "заказчиков", вполне способны сократить недостаток компетенции.

      И да, профессионалов боятся не стоит, это как правило узкие специалисты, не разбирающиеся в управлении командой.

  • Илья Комаров
    Рейтинг: 13
    АО "Мэри Кэй"
    Руководитель групп технической поддержки и поддержки бизнес-приложений
    15.10.2019 08:08

    Всем добрый день!

    Очень важно окружать себя комнадой, которая может и готова выполнять те задачи, которые удовлетворят текущие потребности и смогут оправдать ожидания бизнеса в будущем.
    Бывает так, что команда ИТ собирается под определенные задачи (например акцент изначально делается на тех.поддержку), в компании через какое-то время меняются ожидания от ИТ в сторону прорывов и инноваций, хотя ранее об этом не было речи и у всех топов было общее понимание, что инновации и прорывы - это не про нас. Директор ИТ встает перед проблемой, когда набран штат отличных специалистов, но они не могут справиться с новыми задачами и вводными т.к. не преднаначены для этих задач.
    Необходимо иметь чутьё, быть в курсе происходящих на рынке событий, не гоняться слепо за трендами, чувствовать "Хайп" и не поддаваться соблазну внедрить всё и сразу, понимать стратегию развития хотя бы на ближайшие года три(хотя с текущим ритмом жизни и развитием технологий это кажется очень сложной задачей) и исходя из всего этого набирать именну ту команду, которая будет соответсвовать ожиданиям и будет способна решать задачи, которые потенциально появятся на пути к реализации этой стратегии.

    • Екатерина Ляско Илья
      Рейтинг: 355
      Global CIO
      Генеральный директор
      15.10.2019 10:38

      Илья, спасибо. Во многом согласна с вами. А что делать с теми людьми, которые были набраны под другие задачи, кроме как расставаться с ними?

      • Олег Баталов Екатерина
        Рейтинг: 27
        AO Caspian Beverage Holding
        Начальник отдела IT-технологий
        17.10.2019 04:41

        Если в новые задачи сотрудника никак не включить, остается написать ему хорошее рекомендательное письмо.

      • Илья Комаров Екатерина
        Рейтинг: 13
        АО "Мэри Кэй"
        Руководитель групп технической поддержки и поддержки бизнес-приложений
        21.10.2019 14:49

        Всегда существует вероятность того, что в определенный момент в твоих услуга больше не будет необходимости. Нужно просто понимать это изначально и при возникновении подобной ситуаций принять эту данность и двигаться дальше. Со стороны Директора (и HR, если таковое имеется в компании) необходимо просто грамотно донести до сотрудника ситуацию и найти оптимальные пути её решения. В каждой компании свои возможности на этот счет. В любом случае это не вина сотрудника, что такая ситуация произошла, так что решать её необходимо максимально в пользу сотрудника.

  • Виктор Федько
    Рейтинг: 1649
    АО МПО им.И.Румянцева
    Зам. начальника управления информационных технологий
    15.10.2019 08:22

    Подобрать, создать команду это искусство, которым надо владеть. Понимать , под что создавать. Брать не себя ответственность за судьбу людей, которых ты привел - это далеко не все понимают. И не всегда на это обращают внимание.
    Но зачастую бывают ситуации, когда ты приходишь, тебе дают команду и говорят о стоящих задачах. причем, у тебя карт-бланш - можешь сменить, а можешь продолжать со старой. Но на смену времени нужно много, а его нет. И нет условий. много чего нет. И надо приспосабливаться и работать с теми, кто есть. Говорю это не на пустом месте, Проходил. И получалось. Тоже довольно интересная задача.

    • Екатерина Ляско Виктор
      Рейтинг: 355
      Global CIO
      Генеральный директор
      15.10.2019 10:40

      Несколько раз работала с большими "старыми" командами. Процентов 10-15% уходят, остальные вписываются

    • Олег Баталов Виктор
      Рейтинг: 27
      AO Caspian Beverage Holding
      Начальник отдела IT-технологий
      17.10.2019 05:03

      Транформировать толку в команду, направить ее в сторону заданных целей с нужной скоростью - основной функционал любого управленца. Не многие сегодняшние "менеджеры" на это способны.

      Согласен с вами, процесс не быстрый а условия экстремальны почты всегда.

Предметная область
Отрасль
Управление
chats Добавить совет по улучшению
этого раздела Редакция