“Киты” уходят в дальнее плавание. Кто остался в море Fintech?

Автор: Андрей Крупнов, директор по отраслевым решениям ИТ-компании КРОК

Андрей КрупновРаньше все было просто. Какую сферу информационных технологий ни возьми, всем пользователям были известны названия вендоров, гарантированно закрывавших все потребности в этой области. Для офисных приложений – вендор A, для баз данных – вендор B, для информационной безопасности – вендор C.

Их, конечно же, в каждой области было больше одного, но список всё равно был короткий и легко умещался в голове. Этому помогала активная и масштабная маркетинговая деятельность ведущих вендоров – каждый из них стремился быть первым, кто приходит клиенту на ум в соответствующей категории (и некоторым это даже удавалось), и расписывал свои многочисленные достоинства в цветах и красках.

Был и еще один фактор, избавлявший голову пользователя от лишних болевых ощущений. Уровень технической поддержки, предоставлявшийся технологическими «китами», был достаточно высок, чтобы закрыть большую часть проблем, которые могли возникнуть у клиента.

Но эти времена прошли. "Киты" уплыли в дальнее плавание, оставив Fintech в распоряжении других видов "морских обитателей", значительно превосходящих их числом, но остававшихся, по большей части, недостаточно изученными на фоне гигантов.

Новый рыночный ландшафт наполнен движением. Каждый стремится застолбить за собой как можно больший кусок и привлечь к себе внимание. В каких-то областях от разнообразия форм и расцветок можно прийти в растерянность. В каких-то выбор, напротив, ограничивается всего парой незнакомых названий, и трудно сказать, что из этого представляет большую проблему.

Например, в области вычислительной инфраструктуры насчитывается целых 19 вендоров, готовых заменить собой ушедшие компании, в части сетевой инфраструктуры – 19, в телекоммуникационных решениях – 37, а в ИБ – все 41, большинство из которых никогда не попадали на радары потребителей соответствующих решений. Готовы ли вы поэкспериментировать и проверить на собственном опыте и за собственный счёт возможности и качество их решений? Ведь масштабного опыта внедрений и сформированной на их основе рыночной репутации у большинства этих компаний нет. Во всяком случае, пока нет.

Пул отечественных вендоров в море Fintech 

Да, несомненно, нынешняя ситуация открывает большие возможности для роста множеству компаний, которые раньше имели меньше шансов потягаться с лидерами. Многие из них и не тягались. Там, где компания-гигант закрывала целую большую область функционала, нишевой игрок может предложить только некоторую его часть. Иногда это узконаправленное решение оказывается даже более эффективным, чем огромная универсальная платформа, но, чтобы полностью обеспечить потребность клиента, из нескольких локальных решений нужно составить целую мозаику, позаботившись о том, чтобы между кусочками не осталось дыр, а сами они хорошо соединялись друг с другом. Это еще одна трудная для реализации задача.

Как известно, современная финансовая организация (банковская, страховая) – это «ИТ-компания с лицензией», т.е. организация, очень продвинутая в сфере информационных технологий и обладающая собственными значительными ресурсами для разработки, внедрения и поддержки ИТ-решений. В части прикладных решений, ориентированных на потребности бизнеса, она в высокой степени самодостаточна. Однако даже такая «ИТ-компания с лицензией» сильно зависит от платформенных решений, на которых строятся её прикладные системы, от инфраструктурных решений, обеспечивающих функционирование бизнеса, например, в части информационной безопасности. Исчезновение платформы, на которой построена, к примеру, основная система управления бизнесом, воспринимается как уход почвы из-под ног, так как это было нечто, о чём никто никогда не задумывался. Достижения в прикладной сфере обеспечивались возможностью сфокусировать на ней внимание и усилия, опираясь на незыблемость инфраструктуры. Сейчас нужно сместить фокус и выделить время на развитие непрофильных для себя компетенций интегратора (что потенциально может отразиться на эффективности бизнес-процессов).

Еще одна сложность состоит в том, что многие из мелких игроков просто не готовы молниеносно освоить тот огромный кусок рынка, который им стал доступен. Масштабирование бизнеса – непростая задача, и даже если компания была успешна на своём небольшом сегменте, совершенно не факт, что она сможет быстро перестроить свои бизнес-процессы и систему управления для работы на кратно больших объемах.

Особенно болезненно эта проблема проявляется в поддержке. Мы уже говорили, что одним из огромных преимуществ больших вендоров была мощная собственная техподдержка, обеспечивавшая соблюдение SLA и позволявшая воспринимать соответствующие решения как почти абсолютно надежные. Небольшие компании могли хорошо, даже прекрасно обслуживать свой пул клиентов, но что они будут делать, когда число запросов к ним возрастет кратно?

За счет чего будет расширяться штат специалистов по продуктам и как быстро компании смогут это сделать? Ведь сильной стороной крупных вендоров являлась, помимо всего прочего, еще и система обучения и сертификации.

Однако специалисты по нишевым продуктам на рынке также сосредоточены не исключительно в компаниях, которые эти продукты разрабатывают. ИТ-компании проводят регулярный анализ рынка во всех размерных категориях, и среди крупных вендоров, и среди не очень больших разработчиков заключают партнерские соглашения и приобретают компетенции в широком спектре продуктов, не ограничиваясь только крупнейшими партнерами. Для таких игроков рынка знание нишевых решений – это средство повысить свою компетенцию в соответствующей предметной области и наилучшим образом обслуживать клиентов, пользующихся в т. ч. и решениями «китов». Все эти годы у крупных интеграторов было (и остается) время на то, чтобы изучать разные решения, сравнивать их друг с другом, делать выводы относительно их функционала и качества, проверять на совместимость между собой.

Что же делать, чтобы использовать обилие имеющихся возможностей максимально эффективно, но ограничить разумными рамками связанные с ним неопределенность и риски? На таком рынке, как нынешний, чрезвычайно возрастает ценность экспертизы: она помогает сориентироваться и не потеряться среди одинаково незнакомых предложений, она же решает задачи обслуживания ИТ-инфраструктуры как в части внедрения, так и в последующей поддержке.

Когда индивидуальных предложений слишком много, а знаний о большинстве из них слишком мало, правильная стратегия – обратиться к крупному надежному партнеру, который разбирается в "море" новых поставщиков и у которого имеются квалифицированные эксперты, способные помочь в выборе и ответить на все вопросы, которые возникнут в процессе внедрения и эксплуатации.

1238
Предметная область
Отрасль
Управление