Сarve-Out систем SAP: как сохранить работоспособность своей цифровой платформы

Сarve-Out систем SAP: как сохранить работоспособность своей цифровой платформы

2 марта СЕО SAP Кристиан Кляйн в своем заявлении, опубликованном в официальном корпоративном блоге, объявил, что компания прекращает работу в России и в Беларуссии, останавливая все продажи продуктов и услуг.

Частично заявление главы компании было конкретизировано в официальном пресс-релизе от 19 апреля. В нем еще раз подтверждено решение о прекращении продаж и поддержки. При этом сказано, что компания рассматривает различные варианты такого решения, причем каждый предусматривает выполнение обязательств перед теми заказчиками, которые не попали под санкции. Вне зависимости от того, какой вариант будет выбран, российские клиенты SAP смогут продолжать пользоваться локальными продуктами, специально оговаривается в пресс-релизе.

До момента публикации новых заявлений со стороны SAP сохраняется неопределенность в отношении того, какое будущее ждет российских пользователей ее продуктов. В свою очередь, заказчиков успокаивают российские партнеры SAP, которые отмечают, что у них есть достаточно компетенций, чтобы продолжать оказывать поддержку уже внедренных систем, в том числе и осуществлять их локализацию.

С другой стороны, даже разъяснения позиции вендора не дадут ответов на все вопросы, ведь необходимость трансформации и локализации ИТ-платформы вызвана не только решением SAP, но и ситуацией внутри компаний-клиентов и их индивидуальными особенностями.

Типология российских заказчиков SAP

Российские компании, использующие решения SAP, можно объединить в три большие группы: компании с госучастием, частные предприятия и российские представительства международных компаний.

Отличает их целеполагание. Государственные структуры обязаны проводить политику импортозамещения, и их отказ от использования систем SAP предопределен. Для них изменились только сроки миграции на российские разработки, которые стали более сжатыми.

Для частных компаний – клиентов SAP – возможны несколько вариантов развития событий. Одни компании используют системы SAP, установленные на их собственных серверах в России. Для них актуальной является проблема поддержки. Но многие из таких заказчиков имеют собственные команды специалистов, а другие могут воспользоваться услугами консалтинговых компаний, в том числе имеющих соответствующую авторизацию вендора.

Для организаций, пользующихся облачными решениями, наиболее логичным шагом будет переход на российские аналоги в среднесрочной перспективе. Это объясняется решением SAP о переводе российских заказчиков в европейские дата-центры (что усложнит выполнение норм российского законодательства в области персональных данных, а также увеличит риски полной или частичной потери доступа к системе, которая будет перенесена в дата-центры за пределами России). На этот процесс выделено несколько месяцев. Вероятнее всего, заказчики воспользуются этой возможностью, но только для того, чтобы в среднесрочной перспективе найти альтернативное решение, – облачные лицензии на продукты SAP для российских заказчиков продлевать тоже не станут.

Третья группа – российские представительства международных компаний. Часть их продолжают работать в России без изменения ИТ-ландшафта, другие намерены отделить и локализовать ИТ-системы российской части своего бизнеса. Для первых решением может стать поддержка действующих систем, их обновление и даже локализация через материнскую компанию. Для вторых становится актуальной такая процедура, как Сarve-Out, а вместе с ней – вопросы лицензирования и подготовки инфраструктуры для новой системы.

Как подготовиться к Сarve-Out систем SAP

Воспользоваться Сarve-Out могут те компании, которые приняли решение не уходить с российского рынка, но выделить информационные системы, которые используются российским представительством в отдельный ИТ-ландшафт. Это осуществляется, прежде всего, для митигирования инфраструктурных рисков (остающаяся в России часть бизнеса должна работать на локальной инфраструктуре, чтобы сохранять работоспособность и поддерживать непрерывность бизнеса). Больше на слуху второй вариант – продажа российской части бизнеса местному инвестору. В этом случае передаваемая компания должна быть полностью работоспособна, то есть обладать собственными информационными системами, которые становятся частью передаваемого новому собственнику актива.

Для обеспечения этого необходимо решить вопрос и с переносом данных из глобальной системы. Применительно к системам SAP речь идет о той части транзакционных и мастер-данных, разработок и доработок, которые были накоплены в функционировавшей до текущего момента глобальной системе и использовались российской частью бизнеса. В зависимости от целей компании возможно несколько вариантов такого выделения.

Если компания выделяется из материнского бизнеса полностью и окончательно, то из глобальной системы SAP нужно выделять абсолютно все накопленные российским подразделением данные, включая исторические. В большинстве случаев в этом процессе возникают сложности, связанные с персональными данными: в глобальных системах присутствуют данные не только российской части бизнеса, а значит, потребуется применение специальных инструментов для того, чтобы «вырезать» только необходимые данные и настройки, которые затем нужно будет перемещать на локальную инфраструктуру выделяемой компании.

Однако первая задача, которую необходимо решить при осуществлении процедуры Сarve-Out, – лицензирование выделяемой системы. Сarve-Out станет бесполезным, если невозможно получить лицензию. Оптимальным выходом из этой сложной ситуации (а российское юридическое лицо просто не сможет оплатить стоимость лицензии) может стать индивидуальная договоренность материнской компании с вендором. В любом случае, это условие относится к числу обязательных, и решение этой задачи определяет саму возможность процедуры.

Как проводится Сarve-Out систем SAP

Carve-Out – сложная процедура, требующая тщательной подготовки и вдумчивой оценки всех имеющихся факторов, которые могут быть индивидуальны для каждой компании. Сarve-Out сохраняет свою актуальность даже для таких компаний, которые использовали параллельно две учетные системы (SAP для управленческого учета и консолидированной отчетности материнской компании, а также для «общих» бизнес-функций (планирование производства, управление кадрами), и локальную систему для ведения отчетности по российским стандартам). Но дополнительно к необходимым процедурам придется заново организовать взаимодействие между российской учетной системой и выделяемой частью SAP ERP. Тем более что в дочерней компании помимо учетной могли использоваться и другие локальные системы. Выделяемую ERP предстоит вписать в этот ИТ-ландшафт.

Более того, такой же процесс предстоит пройти и в отношении использовавшихся российским представительством других глобальных систем. Это может быть либо переинтеграция с ними «вырезанной» системы SAP, либо замена информационной системы на российскую разработку. Наконец, и это не исключено, возможен вариант, при котором от использования этой вспомогательной системы придется и вовсе отказаться. Например, для решений SAP C4C, Commerce Cloud (ex-Hybris), SuccessFactors есть достойные альтернативы от российских поставщиков или с открытым исходным кодом, а для SAP APO и IBP отсутствуют сравнимые по функционалу аналоги, в таком случае решением может быть разработка собственной системы для планирования цепей поставок. Сориентироваться на рынке и подобрать подходящее решение помогут консалтинговые компании, которые знают индустриальные лучшие практики, понимают типовые требования клиентов, обладают опытом внедрения и поддержки систем различных вендоров, а значит – могут выступить в роли независимых экспертов.

Для того, чтобы осуществить проект Сarve-Out, компании предстоит в первую очередь определиться с инфраструктурой для размещения выделяемой системы: найти либо облачного провайдера, либо возможность закупки необходимого серверного оборудования для размещения on-premise в собственных ЦОД либо в арендуемых по договору colocation. Эта задача в текущих условиях отличается высокой сложностью, но решение ее необходимо. В случае закупки собственного оборудования нужно учитывать удлинившиеся сроки поставки, рост цен и ограниченное предложение на рынке, связанное с уходом западных вендоров. В случае ориентации на локальную облачную инфраструктуру необходимо учитывать, что не все представленные на рынке варианты сертифицированы для размещения систем SAP, и еще меньшее количество – для SAP HANA. По оценкам провайдеров, текущих мощностей хватит еще на 3-6 месяцев, затем предложение будет ограничено в связи с массовым переносом и локализацией систем. Для успешного переноса мало найти сертифицированного провайдера, готового предоставить запрошенную инфраструктуру. После выделения мощностей нужно выполнить комплекс подготовительных задач (к примеру, создать виртуальные машины, сформировать кластеры, выполнить установку и настройку операционных систем, баз данных и приложений). Если у заказчика нет своих ресурсов с опытом выполнения таких задач, их можно решить с привлечением внешних консультантов, которые смогут помочь на всех этапах: от подбора и переговоров с провайдером до развертывания необходимого количества систем SAP.

После того, как вопрос с инфраструктурой решен, выполняется копирование выделенной части данных и настроек. Затем следует настройка интеграционных потоков с «окружающими» информационными системами и бизнес-приложениями.

Тестирование новой системы осуществляется по классической схеме – сначала проводится интеграционное тестирование, а затем пользовательское, – но по составу выполняемых шагов оно больше похоже на регрессионное. Разница заключается в том, что в классическом проекте внедрения вместе с пользовательским тестированием часто происходит обучение. При Сarve-Out оно не требуется, и единственная задача пользователей заключается в том, чтобы убедиться: система работает так же, как и прежде.

Как осуществить Сarve-Out систем SAP

До сих пор процедура Сarve-Out осуществлялась крайне редко. Большинство интеграторов, которые имеют компетенции в этой области, работают в Европе, и использовать их услуги в сложившихся условиях крайне непросто.

Здесь российские компании могут выбрать два пути. Первый – сотрудничество с материнской компанией, которая будет выделять продукт SAP для своей уже бывшей российской дочки. Второй – сотрудничество с российской консалтинговой компанией. Но найти такую компанию, обладающую компетенциями, методологией и необходимым опытом, непросто. Справиться с проектом Сarve-Out систем SAP смогут и российские компании, выделившиеся из состава иностранных консалтинговых организаций. У международного консалтинга накоплен значительный опыт подбора наилучшего ответа на запросы клиентов и ситуацию на рынке. Несмотря на то, что критерии выбора системы и список доступных вариантов меняются, компетенции специалистов и ключевые подходы сохранились.

В любом случае, проект Сarve-Out нельзя назвать простым. В зависимости от сложности ИТ-ландшафта и объема процессов, покрываемых перевнедряемой системой, он займет от трех до пяти месяцев.

Сarve-Out – не универсальное решение «проблемы SAP». Эта процедура подойдет заказчикам, которые стремятся сохранить наработанные лучшие практики и решили вопрос с лицензированием системы, а их цель – не миграция с систем SAP, а, наоборот, продолжение их использования. Но если два этих условия совпадают, то Сarve-Out может стать действенным средством для того, чтобы с минимальными издержками сохранить и уникальность бизнеса, и его прежнюю работоспособность.

Сarve-Out решений SAP неизбежно потребует от компании дополнительных средств. Едва ли какая-либо из дочерних компаний, остающихся в России, располагает командой специалистов, которые смогут осуществить такой проект. И привлечения внешних консультантов, как и затрат на них, не избежать.

Но, в любом случае, Сarve-Out окажется экономически выгодной процедурой. Дело в том, что эта процедура поможет сохранить компании прежние инвестиции: доработки и настройки (часто уникальные), неизменность бизнес-процессов, избежать переучивания сотрудников. При этом сохранится и уникальная специфика компании.

Автор: Евгения Колосовская, директор практики технологического консалтинга для компаний потребительского сектора Accenture в России* (бизнес передан российскому руководству).

2281
Предметная область
Отрасль
Управление