Облака 2022: зона миграционной турбулентности

Облака 2022: зона миграционной турбулентности

С уходом глобальных вендоров облачных технологий с российского ИТ-рынка резко увеличился спрос коммерческих компаний и госструктур на отечественные облачные сервисы и технологии виртуализации. По данным «Марвел-Дистрибуции» за первую неделю действия санкций спрос вырос на 300%. Российские корпоративные пользователи европейских ЦОДов, клиенты Oracle, Microsoft Azure и других провайдеров спешно переводят данные и ищут замену иностранным сервисам. Среди наиболее востребованных облачных услуг – аренда вычислительных мощностей, перенос инфраструктуры, предоставление удаленных рабочих мест, хранение резервных копий и помощь в миграции на отечественное ПО.

Некоторые провайдеры и их клиенты уже сталкиваются с дефицитом мощностей и объемов хранилищ. При этом развертывание новых систем хранения данных и запуск дополнительных серверов осложняется нехваткой импортных процессоров и микросхем. При этом эксперты отмечают, что пик спроса ещё впереди.

Прошлое: рост «на стероидах»

До февраля отрасль развивалась в нейтрально-позитивном ключе. Драйверами роста количества центров обработки данных были ускоренная цифровизация экономики, увеличивающиеся объемы данных и массовый переход на удаленный формат работы из-за пандемии коронавируса. По оценке аналитиков, в 2020 и 2021 году облачные сервисы российских коммерческих дата-центров показали рост порядка 40%, объем рынка коммерческих дата-центров в 2021 году составил 54 млрд рублей. Большая часть ЦОДов на данный момент сосредоточена в Москве, Петербурге и Нижнем Новгороде. В списке лидеров уверенно держатся «Рос­те­леком-ЦОД», DataPro, IXcellerate, Selectel, МТС, Linxdatacenter, «Росэнергоатом».

На рынке инфраструктурных облачных сервисов высокие темпы роста были обусловлены миграцией пользователей on-premises решений в облака, увеличением объемов потребления облачных сервисов действующими заказчиками и приходом новых игроков – финтех-компаний, ИТ-интеграторов, операторов связи. Объем российского облачного рынка в 2021 году составлял около 130 млрд рублей, из которых 46,6 млрд приходились на сегмент IaaS. В десятке крупнейших российских провайдеров – все те же «Ростелеком», МТС и Selectel, а также Softline, NGENIX, CDNvideo, SberCloud, Yandex.Cloud, T1 Cloud и «Крок Облачные сервисы». Первые места в сегменте SaaS занимали компании СКБ «Контур», Softline и «Манго телеком».

Рынок российских клиентов Amazon Web Services, Google Cloud и Microsoft Azure составлял около 400 млн долларов в год. Microsoft Azure использовало 39% российских бизнес-структур, Amazon Web Sevices — 28%, Google Cloud — 22%. Они могли использоваться как по отдельности, так и вместе.

Сейчас большинство небольших зарубежных игроков прекратили любое сотрудничество с российскими пользователям и компаниями, а крупные участники рынка поставили работу на паузу или объявили о полном прекращении деятельности.

Серверное оборудование и технологии для ЦОДов российским заказчикам до начала марта поставляли Dell Technologies, Hewlett Packard Enterprise, Lenovo, VMware, Cisco Systems, IBM, Oracle, Intel и AMD. Из-за американских санкций все они прекратили продажи и остановили бизнес-проекты.  

Так, VMware ввела ограничения для клиентов в России, попавших под санкции. Среди них отмена транзакций по продажам, прекращение поддержки, контрактов на подписки и профессиональные сервисы, блокировка доставки продуктовых лицензий от партнеров. Lenovo, IBM, Cisco, Dell Technologies и другие вендоры приостановили новые поставки своих технологий и продуктов.

Oracle приостановила заключение новых контрактов, работу всех своих облачных сервисов и действие соглашений о технической поддержке. Отключен доступ к порталу My Oracle Support и возможность загрузки исправлений и обновлений ПО. Также компания перестала оказывать все консультационные услуги, вести работу с партнерами и их дочерними компаниями в рамках партнерской программы Oracle Partner Network. Продукты и услуги Oracle запрещены для экспорта, реэкспорта, передачи или использования на территории России.

SAP поставил на паузу продажи продуктов и услуг, заморозил текущие переговоры по новым контрактам. Пока речь не идет о полном уходе с рынка и закрытии российского офиса. SAP обещает продолжить поддержку действующих российских клиентов в полном объеме в рамках договорных обязательств.

Amazon Web Services не регистрирует новых пользователей, но не заблокировал действующие аккаунты. Российские разработчики, работающие над проектами для зарубежных компаний, могут пользоваться сервисом как напрямую, так и через аккаунты заказчиков. О дальнейшей работе Amazon пока не делал официальных заявлений.

Продолжают действовать до окончания срока подписки и аккаунты Microsoft Azure.

Пока не все иностранные сервисы заявили об ограничениях, но гарантий того, что они будут работать как прежде, нет. Также нет понимания, как долго продлится заморозка бизнеса и в каком объеме она будет доступна после. Кроме того, есть трудности с оплатой подписок с территории России.

Настоящее: миграция и импортозамещение

Перейти на новый софт и провайдера одним днем не получится. Потребуется время на создание резервной копии данных, тестирование функциональности и производительности новых решений и сервисов. Кроме того, не всё отечественное программное обеспечение по функциональности или возможностям интеграции соответствует зарубежному, и при наличии серьезных различий процесс миграции может затянуться на полгода-год. Технических сложностей не будет только у пользователей унифицированных облачных сервисов.

В целом переход на российские облачные инструменты можно разделить на два основных этапа:

1. Подготовка инфраструктуры и создание резервной копии базы данных.

«Если зарубежный сервис приостановил работу, то экспортировать её быстро не получится. В случае, когда вендор заблокировал доступ к сервису, как это сделала компания Oracle, ограничения можно попробовать обойти с помощью подключения через VPN. При полной блокировке учетной записи скачать данные самостоятельно будет уже гораздо сложнее. Придется искать зарубежных посредников, которые возьмут на себя переговоры с провайдером о необходимости экспорта критически важных корпоративных данных», - поясняет один из экспертов, пожелавший остаться анонимным.

2. Подключение базы данных к новому сервису, тестирование, запуск самого сервиса и обучение работе с ним сотрудников.

В целом процесс перехода между стандартными решениями может занимать порядка одной недели при условии готовности доменной инфраструктуры и DNS-серверов. Помощь в подборе оптимальных платформ и миграции данных оказывают компании-провайдеры, системные интеграторы, у которых есть большой опыт работы с различными системами и знание рынка.

«Стоимость их услуг и самих решений будет зависеть от того, какой иностранный продукт необходимо заменить на российское ПО. К примеру, замена того же SAP обойдется очень дорого, а облачного сервиса наподобие ZOOM – гораздо меньше, так как у нас уже есть много аналогов. В случае, если из-за серьезной разницы в функциональности процесс подбора и перехода затягивается, рекомендую перевести учетную запись на посредника в Европе или СНГ, пользоваться сервисом через VPN и спокойно искать его российский аналог», - комментирует эксперт.

«Миграцию из облака в облако нужно предпринимать, исходя из понимания, что каждая ИТ-инфраструктура уникальна, и от этого выстраивать конкретный план переноса, - считает Станислав Братчиков, менеджер по продуктам компании Linxdatacenter. - При любом переносе следует учитывать, как именно работала ИТ-система, с какой производительностью, как выполнялось резервирование данных и приложений – снэпшоты или бэкапы, какой подход реализовывался к хранению данных - в блочном или объектном формате и т.д. Все эти моменты необходимо учитывать при подборе конфигурации облака, в которое происходит миграция. Отмечу, что российские облачные платформы за последние несколько лет существенно прибавили в плане встроенных инструментов, что позволяет эффективно замещать привычный функционал зарубежных платформ (AWS, Google и проч.) Самое главное, когда встает задача переноса ИТ-системы и данные из зарубежного облака в российское, использовать защищенные каналы и тщательно планировать подобную миграцию, продумывать основные этапы, планировать блоки шагов и сроки выполнения. Традиционно, для обеспечения безопасной миграции, используют защищенный канал уровня L2, который гарантирует выполнение требований информационной безопасности и предотвращает от потерь данных в процессе переноса».

Будущее: дефицит кадров и поставок

И коммерческие ЦОДы, и облачные сервисы последние годы росли быстрее в финансовом выражении, нежели в техническом. Замедление производства, логистические проблемы, рост мировых цен на комплектующие и оборудование, а также нехватку мощностей дата-центры ощутили ещё до массового ухода из России зарубежных вендоров серверного оборудования.

Ажиотажный спрос в российском сегменте рынка в разы превышает предложение. В ЦОДах сейчас эксплуатируется порядка 62,8 тыс. стойко-мест, а бизнесу нужно не менее 100 тысяч. В нынешних условиях этот разрыв будет ещё больше.

Возможности существующих ЦОДов не безграничны и по мнению экспертов, проблема нехватки вычислительных ресурсов может обостриться в течение двух месяцев. Кроме того, существенно вырастет стоимость как облачных сервисов, так и услуг дата-центров. Серверное оборудование и системы хранения данных уже подорожали в разы, причем непропорционально с валютным курсом. Это связано как с массовым спросом на вычислительные ресурсы, так и с малым количеством предложений на рынке из-за приостановки поставок. Влияет на рост цен и экономика. Более 70% затрат на эксплуатацию ЦОДов производятся в валюте, и с изменением курса меняется в большую сторону и стоимость накладных расходов.

«Все российские провайдеры быстро столкнутся с нехваткой площадей в дата-центрах и ресурсов в облаках, из-за этого начнет расти стоимость их услуг. По нашему опыту, в неделю выходит из строя 1-2 жёстких диска при относительно небольшом объеме облака. Когда диски закончатся на складах, возникнут уже риски потери данных. Это очень большая проблема сейчас и нужно оперативно решить хотя бы вопрос поставок необходимых компонентов в Россию. Уверен, что государство пойдет навстречу крупным поставщикам и достаточно скоро компании найдут возможность вновь ввозить оборудование в страну. По моему мнению, ситуация на рынке стабилизуется в течение полугода», - отмечает эксперт.

«Проблемы с поставкой оборудования, постоянно растущие цены и дефицит кадров для обеспечения интеграции и развития бизнес-процессов на основе нового «железа» - все эти факторы будут определять лицо ИТ-рынка в сторону актуальности услуг облачных провайдеров, - отмечает Станислав Братчиков. – C уходом многих ИТ-вендоров и провайдеров с рынка РФ в стране начнет появляться больше компаний, которые будут стремиться закрыть своими решениями освободившиеся ниши. Не будем забывать и про множество крупных ИТ-компаний, которые используют в своей работе возможности подрядчиков и стартапов. Всем им жизненно необходима опора в виде облачной рабочей среды с высоким уровнем отказоустойчивости и непрерывности. Наш рынок развивался в этом направлении и без наступившего кризиса, просто в новых условиях многие процессы получили новый импульс для развития».

«До недавнего времени популярным способом наращивать производительность было “залить все железом”: просто добавлять сервера по мере роста потребностей, ведь архитектура современных ИТ-систем позволяет выполнять почти неограниченное горизонтальное масштабирование, - отмечает Егор Леднев, директор по сервисам RooX. – Но сейчас, во-первых, по мере миграции компаний с зарубежных поставщиков "облаков" растет спрос на ресурсы российских дата-центров. Во-вторых, можно ожидать сложностей с закупкой нового оборудования. В таких условиях добавление нового железа может оказаться не таким простым и однозначным выбором. Можно порекомендовать компаниям при закупке нового ПО принимать во внимание параметры удельной производительности: какую нагрузку может обработать один сервер».

Из-за нехватки мощностей ЦОДов для всех желающих, компании могут начать рассматривать возможность покупки облачных ресурсов в странах СНГ. Особенно – в Казахстане, где отрасль бурно развивается в последние годы. Правда будут ли игроки казахского рынка оказывать услуги российским клиентам и делиться своими мощностями - вопрос пока открытый.

Среди негативных факторов, влияющих на развитие рынка, называется и угроза избыточного госрегулирования – уже сейчас ужесточаются требования к ЦОДам, где будут размещаться государственные информационные системы.

К слову, дефицит вычислительных мощностей в первую очередь может отразиться именно на их работе. По данным «Коммерсанта» пока Минцифры анализирует ситуацию, но при необходимости власти готовы выкупать мощности у коммерческих центров обработки данных и забирать в управление IT-ресурсы ушедших из России компаний.

Столкнется отрасль и с нехваткой кадров. Опрос АНО КС ЦОД показал, что только 12% дата-центров располагают полным штатом обслуживающего персонала. Российская система образования просто не успевает за интенсивным развитием индустрии. Негативно может сказаться и релокация российских ИТ-специалистов.

«Решение здесь лежит в мощной поддержке сотрудников через создание максимально комфортных условий – кратный рост зарплат и фундаментальные бонусы для закрепления перспективных сотрудников в штате компаний в пределах страны», комментирует Станислав Братчиков.

Решать все эти проблемы бизнесу и власти придется сообща, быстро и невзирая на затраты: отрасли потребуются недорогие кредиты, государственные субсидии, льготы и другие меры поддержки.

Жамиля Каменева, независимый эксперт


873
Предметная область
Отрасль
Управление