Кто делает ИИ в России: исследование разработчиков искусственного интеллекта

Кто делает ИИ в России: исследование разработчиков искусственного интеллекта

Интересное исследование российских разработчиков искусственного интеллекта в разных сферах пришло в редакцию от ICT.Moscow: кто именно занимается разработкой ИИ. По данным карты airussia.online, в 2020 году таких компаний в России насчитывалось более 400. ICT.Moscow в 2021 году провела опрос среди российских ИИ-команд, чтобы попытаться всесторонне изучить их профиль и ответить на вопросы: кто стоит за отечественными ИИ-проектами, откуда в них приходят, как и где команды реализуют свои решения, с какими барьерами сталкиваются, в какой поддержке нуждаются.

В исследовании приняли участие три типа российских ИИ-команд: разработчики искусственного интеллекта, крупные компании с внутренними ИИ-подразделениями, некоммерческие организации. Всего были опрошены 106 команд, в том числе: служба компьютерного зрения Яндекса, Sber AI, Sber Med AI, VK Цифровые технологии (ранее Mail.ru Цифровые технологии), НИУ ВШЭ, Новосибирский государственный университет и др.

Профиль руководителей и команд

Средний возраст руководителя ИИ-проекта от 25 до 44 лет, чаще это менеджеры с техническим образованием, при этом в 91% случаев – это мужчина. Менеджерами ИИ-проектов становятся преимущественно выходцы из крупных корпораций или частного бизнеса.

Большинство ИИ-команд старше трех лет, 41% занимается ИИ больше пяти лет. А более трети (34%) ИИ-проектов базируются только в Москве, еще более четверти (28%) – в Москве и других городах России, и в 59% случаев команды зарегистрированы в столице. Как правило, в 66% случаев, компании-разработчики ИИ запускаются за счет собственных средств основателей. При дофинансировании проектов после запуска 58% используют средства от выручки. Внешние инвестиции при запуске получили 30% коммерческих ИИ-проектов, а дофинансируются за счет внешних вложений только 9%.

Профиль ИИ-решений

32% команд считают, что их ИИ-разработки не имеют аналогов на международном рынке, еще 38% – на российском рынке. 97% команд разрабатывают B2B-решения, 58% – B2G и 41% – B2C. Наиболее популярные сферы внедрения ИИ-решений: медицина, ритейл и e-commerce, транспорт и логистика. Самыми распространенными ИИ-продуктами, которые разрабатывают команды, стали рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений (ИСППР), виртуальные помощники и решения в сфере видеоаналитики.

Исследование ICT.Moscow проводилось в 2021 году и позволило зафиксировать состояние отрасли на тот момент. В связи с политическими и экономическими изменениями, которые произошли в феврале в России, оценка эффектов на отечественную индустрию ИИ будет и дальше изучаться ICT.Moscow.

1474
Предметная область
Отрасль
Управление