Станислав Макаров
Независимый эксперт

Мой дом — моя цифровая крепость?

20 мая 2019
2 1992

Предлагаем обсудить тему информационной безопасности применительно к пользованию цифровыми технологиями дома, в кругу семьи. Разумеется, не нужно доходить до такого формализма, чтобы составлять модель угроз, писать инструкции, проводить учения и т.д. Но угрозы-то все равно есть и надо им противодействовать. Можно ли спроецировать лучшие корпоративные практики в области ИБ на уровень семьи, не доводя ситуацию до абсурда? Как построить свою цифровую крепость, чтобы она не превратилась в цифровую тюрьму?

Детки в Сетке

Отдельно стоит поговорить про меры ИБ в отношении детей. Во-первых, ребенок  это объект защиты, и каждый родитель старается сделать все возможное, чтобы уберечь его от любых рисков, связанных с пребыванием в цифровом мире.

Во-вторых, ребенок  тоже пользователь, и его надо учить пользоваться технологиями грамотно и безопасно. И это, пожалуй, самая сложная задача. Потому что сначала придется стать ему авторитетом в тех вещах, где он и сам уже достаточно продвинут.

А в-третьих, ребенок может быть и источником угроз, нарушителем поневоле  ибо сам не ведает, что творит. Поиграл немножко с папиным ноутбуком, понажимал разные кнопочки  а у папы там биржевой терминал был открыт. И денежки тю-тю. Хотя теоретически может и повезти. Понятно, что одними техническими средствами проблему не решить, но и пренебрегать ими не стоит. Что из технических решений для обеспечения безопасности детей действительно работает?

К сожалению, в области ИБ детей мало чему учат  именно учат, а не просто пугают. А наказать жизнь может и вправду строго  сколько мы слышали историй про репосты ВКонтакте и всякого такого… 

Пойдем в интернет бояться

Как послушаешь доклады про всякий «безопасный интернет» и «цифровую гигиену», так хочется немедленно отовсюду выйти и больше никуда не заходить. Кругом маньяки, диверсанты, сектанты и прочий деструктивный элемент, запрещенный в РФ. Страшно, аж жуть!

Отпустить туда ребенка? Одного?  Да уж лучше пусть пойдет ночью на кладбище, там и то спокойнее, чем в этом вашем интернете. Потом посидишь-посидишь, полистаешь ленту в ФБ, посмотришь кино  глядишь, и отпустило. Ну, куда ж мы без интернета? Но опасности в Сети ведь реально существуют  как и в физическом мире. Мы, конечно, знаем, что «запрет — это и есть самая большая свобода человека», но также знаем, что запретный плод особенно сладок, и всегда найдется добрый мальчик из класса, у которого есть интернет на телефоне, а никаких запретов нет.
Поэтому выход только один: научить ребенка «бояться правильно». Но как?

«Зеты» не знают, а «иксы» не могут

Наверное, рассуждения о поколениях X – Y – Z вам уже изрядно надоели. Ну, да, они не такие, как мы. Они родились с гаджетами в руках, они изменят мир и бла-бла-бла. А что у нас в сухом остатке? 

Во-первых, несмотря на их ловкость рук и быстроту реакций, на всю их прошаренность и продвинутость, дети (поколение Z) наивны  точно так же, как мы (поколение X) были наивны в их годы. И отсутствие житейского опыта может сыграть с ними злую шутку  ибо большинство опасностей в цифровом пространстве по-прежнему исходит от людей, а не от технологий (по крайней мере, сейчас).

И тут возникает одна труднопреодолимая проблемка: родителям почти нечем поделиться с детьми в смысле практических навыков. «Сынок, никогда не открывай электронную почту с незнакомого адреса!»  «Папа, а что такое электронная почта?». Вот и поговорили. Мода в технологиях меняется очень быстро, и нам, занятым серьезной работой, некогда вникать, какими сервисами пользуется молодежь, а попытка обучения на примерах из древнего периода цифровой истории вызовет у наших чад разве что снисходительную улыбку.

И как быть? Заводить себе аккаунты во всех сетях, которыми пользуется ребенок и разбираться? Это не выглядит как хорошая идея. А что тогда? У меня нет ответа, не знаю. 

Цифровые родители

Немного проще в этом отношении «игрекам» — тем, кто родился в 80-90-х годах. Хотя в их раннем детстве и не было интернета и смартфонов, но зато уже были персональные компьютеры, дискеты и вирусы  то есть хоть какие-то правила безопасного поведения они усвоили. А сейчас многие из «игреков» сами стали родителями, но их дети еще слишком малы, чтобы самостоятельно наступать на цифровые грабли и попадать на какие-то серьезные проблемы.

Пока максимум «вреда» от этого нового поколения, которому уже не хватило буквы, это куча игр, установленных на мамин телефон и, может быть, даже несколько платных. Несомненно, таким родителям, которые сами познали вкус «цифры» в юном возрасте, проще будет говорить со своими детьми на темы кибербезопасности, чем это дается более старшему поколению. 

Вот интересно, а в будущем, когда детям нынешних «зетов» будет лет эдак по 12, исчезнет ли цифровая пропасть между ними и их родителями? Или технологии снова убегут вперед, и повзрослевшие «зеты» будут выглядеть такими же тугодумами в глазах молодых?

Коментарии: 2
  • Алексей Овчинников 24.05.2019 08:44

    Общие принципы все равно остаются прежними +/-. Просто акценты слегка смещаются, например "не общайся(не ходи) с незнакомыми людьми" дополняется еще "в том числе и в интернете". "Не открывай дверь незнакомым людям" дополнится, "не называй свой адрес" ну или "не рассказывай о себе, даже если спрашивают".. ну и классика "обо всем говори маме с папой"

  • Вадим Коноваленко 24.05.2019 10:30

    "Вот интересно, а в будущем, когда детям нынешних «зетов» будет лет эдак по 12, исчезнет ли цифровая пропасть между ними и их родителями? Или технологии снова убегут вперед, и повзрослевшие «зеты» будут выглядеть такими же тугодумами в глазах молодых?"
    Я думаю, что разрыв поколений или как у автора "цифровая пропасть" никуда не денется, как он никуда не делся, скажем, с XIX -го века, как он оставался в веке XX-м, так он и дальше будет сохранятся, в индивидуальных случаях (в семьях) он может быть больше или меньше, но он есть и будет.
    Ведь дело здесь не только в смене жизненного уклада (крестьянская реформа или революции) или в развитии технологий, но и в том и, по-моему, это основное -- дело в разном мировоззрении и мироощущении старшего поколения и поколения молодого...
    Молодой человек (собственно, его мозг) в любом случае воспринимает мир как нечто новое, свежее и интересное, его взгляд на мир не "отягощён" прошлым опытом и связанным с ним скептицизмом: "о какая прикольная штука, надо её попробовать/потрогать, поиграть, приспособить к чему-то..."; а что думает мозг родителя или деда этого молодого человека: "это ещё что такое? ну и зачем оно? что, сколько кнопок? само делает, по голосу? ну нет, я уж как-нибудь сам, а то чёрт его знает куда это приведёт и чем оно кончится"...
    Ну вот, собственно, и разрыв поколений, немногие из тех, кому за 45 могут реально вникнуть в способ восприятия мира молодыми, ведь для этого надо вспомнить и ощутить себя тем молодым, которым каждый из нас был когда-то.
    Спросите себя, а Вы можете так сделать?

Предметная область
Отрасль
Управление
chats Добавить совет по улучшению
этого раздела Редакция