Экспорт. Как российские ИТ-компании чувствуют себя на мировом рынке

1

Вопрос конкурентоспособности отечественных ИТ-компаний на мировом рынке является одним из самых актуальных. Примеров продуктов, давно и успешно продаваемых за пределами России, пока немного, и они хорошо известны.

В 2018 году «Руссофт» при поддержке АПКИТ провел очередное исследование российского рынка разработки программного обеспечения, итоги которого презентовал в феврале этого года. Совокупный оборот российских софтверных компаний в рублевом выражении в 2018 году вырастет на 25% и превысит 1 трлн. руб. Такие предварительные выводы сделали аналитики «Руссофт».

«Из-за новых санкций и возросшей сложности работы на рынках западных стран можно было ожидать снижения прироста оборота с 2016 года, однако этого не произошло по ряду причин. Во-первых, потому что в предыдущие 2 года резко выросла конкурентоспособность российских компаний, у которых снизились затраты на оплату труда в долларовом выражении (зарплаты в долларах в России из-за снижения курса рубля упали примерно в полтора раза) — говорится в отчете. — Во-вторых, разработчики программных продуктов стали больше ориентироваться на новые для себя рынки (Африки, Южной и Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока). К тому же оказалось, что проблемы в работе на рынках Северной Америки и Западной Европы вызывают неудобства, но не являются критичными для бизнеса российских компаний в соответствующих странах». Источник: Руссофт, 2018

При всех жарких спорах и обсуждениях преференций отечественным компаниям в рамках импортозамещения такой фактор как запрет использования зарубежного ПО при наличии аналога в реестре отечественного ПО, не оказывает серьезного влияния на индустрию. По итогам опроса в 2018 году, его позитивную роль отметили только 16% опрошенных. Это не очень много, тем более что на негативное влияние этого фактора указало 9% опрошенных компаний, отмечают авторы отчета.

Навязываемое сверху импортозамещение ведет к технологическому отставанию России  об этом все чаще говорят участники рынка. Тратить силы и средства на создание аналогов давно известных западных продуктов, качество которых шлифовалось годами, непродуктивно. Гораздо более эффективно сосредоточиться на разработке программного обеспечения в тех нишах, где оно имеет шансы стать конкурентоспособным. 

Как стать конкурентоспособным

ИТ-продуктов, которые хорошо продаются на зарубежных рынках, пока совсем немного  это программное обеспечение от ABBYY, «Лаборатории Касперского», PROMT, Parallels, Acronis. Поэтому российские ИТ-компании уделяют много внимания вопросу конкурентоспособности на мировом рынке.

Финансовые показатели российских компаний

Кроме них существует несколько не столь известных производителей, например, таких как ELMA, Terrasoft, Smart Engines и т.д., а также поставщиков ИТ-услуг, таких как Softline, ICL Services и пр. В данном случае под словами «за пределами России» понимаются именно рынки Европы, США и т.д. 

Теме конкурентоспособности ПО от российских разработчиков было посвящено исследование, проведенное в 2017 г. компанией SAP в сотрудничестве с Аналитическим центром при Правительстве РФ, ДИТ Москвы, «Руссофт» и АБИТ. Несмотря на то, что исследование уже не новое, выводы, которые были сделаны в нем, по-прежнему актуальны.

Так, по мнению аналитиков, проводивших исследование, отечественным разработчикам нужно фокусироваться на технологически сложных нишах ― такой подход позволит наилучшим образом использовать традиционно сильные стороны ― хорошую математическую подготовку, способность создавать сложные продукты и нестандартные решения. 

Эксперты не рекомендуют компаниям выходить на западный рынок с традиционными бизнес-приложениями, а предлагают направить свои усилия на создание платформенных и инфраструктурных решений (порталов, операционных систем, связующего ПО и СУБД, решений в области интернета вещей и информационной безопасности), а также инженерного и научного ПО (сложного математического, симуляционного и научного программного обеспечения, в том числе решений в области искусственного интеллекта, распознавания образов, компьютерного зрения, моделирования сложных физических процессов и т.д.). При этом уровень готовности российских продуктов к международной экспансии пока оценивается как недостаточный.

Однако, несмотря на то, что в среднем готовность российских решений к международной коммерциализации в области корпоративных бизнес-приложений не очень высока, в этом сегменте есть продукты-лидеры, способные конкурировать на зарубежных рынках. Большое число решений в области платформенного ПО среди продуктов-лидеров подтверждают уже сложившуюся высокую репутацию российских разработчиков в области системного ПО, информационной безопасности и т.д., делают вывод авторы исследования. По их мнению, в России наметился переход от традиционной заказной разработки в качестве основного экспортного направления в сторону продуктового. 

Для справки:
Портрет потенциально успешной продуктовой компании на глобальном рынке ― московская компания, резидент Сколково, имеющая опыт сотрудничества с международными корпорациями-разработчиками ПО, основанная после 2008 года, уже так или иначе работающая на глобальном рынке (более 40% выручки — экспортная).
 


3233
Коментарии: 1

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • 21.05.2019 18:17

    Это проблема несколько сложней, но буквально пару штрихов.
    В свое время члены "Форт-Росс", предшественника Руссофт, рассказывали мне, как они искали свои первые заказы в Силиконовой долине. "Представь, - в московский офис заходят чеченцы, в камуфляже, с оружием, бородатые - и говорят: А давайте мы вам напишем код хороший! - ну как на них посмотрят?. Вот примерно так же смотрели и на нас в Силиконовой долине...." А родное государство продолжает делать все, чтобы на наших специалистов именно так и смотрели.
    Другой аспект: среди членов Руссофт есть компании из российской глубинки, которые не просто годами, а уже десятилетиями работают на, скажем, "Сони". И другие бренды такого же класса. Но об этом никто не знает и говорить об этом публично они не имеют права. А у них под ружьем сотни кодеров. Так что процессы идут, но весь бизнес-климат в стране таков, что разрабатывать ПО и продвигать его на мировой рынок - очень сложно, а государство делает все, чтобы это было еще сложней.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.