Наталья Рудычева
Независимый эксперт

Импортозамещение в сфере ПО: чего удалось добиться за три года

22 апреля 2019
16 2732

В 2019 году исполнилось три года с момента официального старта процесса импортозамещения в России. Сначала, с 1 января 2016 года, государственные ведомства обязали переориентироваться на решения от российских ИТ-производителей. Также начал создаваться Реестр отечественного ПО. На момент подготовки этой статьи в нем содержалось 5283 решения.

Вторая волна

В декабре 2018 г. к госведомствам присоединились госкомпании и их дочки — соответствующая директива была подписана первым зампредом правительства и главой Минфина Антоном Силуановым. В соответствии с директивой, госкомпании и их дочки должны были в течение 2 месяцев разработать четкие планы перехода на российское ПО с тем, чтобы к 2021 г. его доля превысила 50%. На момент подготовки статьи информации о том, появились ли такие планы, в открытых источниках обнаружить не удалось. 

Зато в феврале 2019 г. появилась информация о том, что Ассоциация разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» занялась разработкой каталога отечественного программного обеспечения, который будет дополнять Единый реестр российского ПО Минкомсвязи, и намерена представить его в первой половине 2019 г.  По словам руководителя комитета по интеграции отечественного программного обеспечения АРПП Ивана Панченко, каталог будет более функциональным, чем единый реестр, и поможет «находить реально существующие на рынке решения, помогать составлять представление, в какой среде они работают, с чем совместимы, и формировать комплексы программ под решение конкретных задач». 

В апреле 2019 г. появился еще один реестр — Единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). По задумке Минкомсвязи, включенное в него ПО может участвовать в госзакупках наравне с российским. На сегодняшний день в ЕАЭС кроме России входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.

В январе 2019 г. тема импортозамещения в сфере ИКТ обсуждалась на совещании правительства. По словам председателя правительства Дмитрия Медведева, к 2024 г. доля российского программного обеспечения в государственных структурах должна составлять не менее 90%, а в государственных компаниях — не менее 70%. 

Участники рынка говорят о том, что для того, чтобы создавать по-настоящему конкурентоспособные ИТ-продукты, им необходима поддержка государства. Правительство не возражает. В конце февраля 2019 года Минкомсвязи обнародовало проект постановления о порядке предоставления субсидий на доработку отечественного ПО. Предполагается, что каждый год субсидии будут получать не менее 5 разработчиков. А на Уральском форуме «Информационная безопасность финансовой сферы» директор направления АНО «Цифровая экономика» Николай Зубарев сказал, что в рамках программы «Цифровая экономика» на импортозамещение в сфере ИКТ и программного обеспечения в период до 2021 года будут выделены около 18 млрд. руб. 

Импортозамещение «сверху»

Тем временем Счетная палата подготовила отчет о затратах российских госорганов федерального, регионального и муниципального уровня, а также внебюджетных фондов на импортозамещение ПО в 2017-2018 годах Как выяснилось, на 30 октября 2018 года они потратили на закупку ПО около 33 млрд. руб. Доля отечественного ПО в госзакупках в 2017-2018 годах была достаточно высока — в среднем она составила 52,9% в стоимостном выражении, а в закупках офисного ПО достигла 68,2%. Одновременно около 10% или 3,3 млрд. руб. были израсходованы «с нарушением нормативов по импортозамещению». 

По данным Счетной палаты, госорганы достаточно успешно используют отечественные системы электронного документооборота и информационной безопасности. Во всех других направлениях импортозамещение фактически не началось — отечественные операционные системы, СУБД и почтовые серверы так и не смогли потеснить продукцию западных вендоров. 

Как отметил на одной из профильных конференций Михаил Носов, директор по ИТ «Вертолеты России», несмотря на то, что импортозамещение становится модным, все презентации, в том числе и для госмероприятий, до сих пор готовятся в Power Point. «Государство говорит: всем в цифровое завтра! В ответ мы быстрее, пока не опустился железный занавес, закупаем оборудование и программное обеспечение, необходимое для того, чтобы выполнить планы, прописанные в дорожной карте», — говорит Михаил Носов.

Доля органов государственной власти, использующих ПО из реестра отечественного ПО

СУБД

Операционная система

Электронная почта

ЭДО

ИБ

Федеральный уровень

1%

4%

18%

75%

75%

Региональный уровень

0%

6%

9%

-

62%

Источник: Счетная палата, 2018

Аудиторы также проанализировали планы по импортозамещению, представленные на официальных сайтах РЖД, «Почты России», «Ростелекома» и «Газпрома», и тоже не обнаружили в них данных об импортозамещении общесистемного ПО. 

Причиной такого положения вещей они считают недостаточно проработанную нормативную базу, которая оставляет возможность госзаказчикам закупать иностранное ПО в обход установленных правил. Не заработал также механизм централизации закупок, которым было предусмотрено, что все офисное ПО и ИБ-решения для госсектора должно закупать Минкомсвязи, а ПО для ведения бюджета — Федеральное казначейство. 

Что мешает переходить на отечественный софт

Одной из причин того, что заказчики предпочитают использовать иностранные решения, является то, что отечественных аналогов, способных их полностью заменить, до сих пор не существует или они не интегрируемы с другими имеющимися в компании программными продуктами. Это вполне объяснимо. Спрос на российское ПО появился относительно недавно, и создать за столь короткое время то, на что мировые вендоры потратили годы работы и миллионы человеко-часов, практически невозможно. Кроме того, функциональность и качество решений совершенствуются по мере появления конкретных кейсов, реализованных для самых разных компаний в разных странах. У российских разработчиков такой возможности пока нет – количество внедрений ограничено даже в пределах нашей страны, а об их апробации на международном рынке можно говорить только в очень редких случаях.

Мешает переходу на отечественные решения и нежелание менять сложившуюся годами ИТ-инфраструктуру. В нее уже вложены немалые средства, она доказала свою работоспособность, система технической поддержки давно простроена, сотрудники прошли соответствующее обучение. У заказчиков возникает вполне резонный вопрос: во сколько обойдется импортозамещение? Если учесть при расчете стоимости миграции стоимость лицензий, внедрения, тестирования, обучения специалистов, адаптации бизнес-пользователей и переноса имеющихся наработок, получится весьма солидная сумма. Которую надо где-то найти, что в текущей экономической ситуации не так просто.

Коммерческие компании, которые не подпадают под требования государства об импортозамещении, при переходе на отечественные продукты предпочитают прагматический подход, основанный на оценке рисков, связанных с угрозой безопасности и очередных санкций. И, конечно, тщательно просчитывают экономическую эффективность замены уже имеющихся решений. При этом они часто предпочитают не приобретать на рынке что-то готовое, а создавать собственными силами на базе Open Source продукты под конкретные задачи. Благо дело, набирающий все большую популярность Agile и микросервисная архитектура предоставляют для этого все возможности.

Государственные ведомства, работающие по 44-ФЗ, фактически лишены такой возможности. Ведь сама идея Agile предполагает отсутствие жесткого плана работ и непредсказуемость полученного результата. Для государственных структур попытка провести импортозамещение таким способом может вылиться в серьезные проблемы при первой же проверке той же Счетной палатой.

И, конечно, желающих стать испытательным полигоном для новых отечественных разработок, тоже не слишком много. Особенно в государственном секторе. На рынке ИТ явно не хватает успешных кейсов, доказывающих не только экономическую эффективность, но и работоспособность новых продуктов. Их создатели стараются организовывать стенды, на которых заказчики могли бы посмотреть решения в действии. Однако конкретные примеры внедрения в реальных условиях и счастливые лица заказчиков были бы самым весомым аргументом для того, чтобы решиться отказаться от привычного и проверенного в пользу нового и непонятного. 

Много вопросов вызывает также качество технической поддержки новых продуктов. Если сертифицированных специалистов по решениям западных вендоров на рынке достаточно много (пусть многие и говорят о том, что они слишком дорогие), то людей, способных обслуживать появившиеся недавно продукты, можно сосчитать по пальцам. А значит, заказчик опять попадает в зависимость от вендора, только теперь уже российского. 

Коментарии: 16
  • Ольга Мельник 23.04.2019 10:57

    Вообще то курс на импортозамещение был принят еще в 2014 году, то есть прошло уже не три, а пять лет. https://ria.ru/20151125/1327022750.html

    • Наталья Рудычева Ольга 25.04.2019 22:29

      Ольга, но мы говорим про импортозамещение ПО, а это как раз постановление №1236 от 16.11.2015 г. о том, что госведомства должны в первую очередь закупать ПО из реестра

  • Александр Громцев 23.04.2019 17:06

    Неплохо!!! Но вот самый сложный вопрос- специализированное ПО (инженерное, для мед учреждений, для исследований - и пр.). Вообще самое интересное на мой взгляд там!

    • Виктор Федько Александр 24.04.2019 09:59

      Привет, Саша! А что там интересного то? Все как всегда. Если к примеру, станки или какие-то измерительные комплексы ихие, так и софт оттуда же. Для управления и мониторинга. И требования свои, и антивирусов просят экзотических. И никуда тут не деться. Станкостроение вообще песня отдельная - в нем импортозамещением и не пахнет. И долго не запахнет. Потому и приходится выкручиваться. А при определенных ограничениях в поставках так вообще проявлять чудеса изобретательности.

  • Сергей Щербаков 24.04.2019 08:12

    и еще один момент - в связи с большим количеством желающих перейти на 1С, резко возросла стоимость хорошего специалиста по 1С и возник дефицит кадров.

    Больше года не могу найти хорошего разработчика на ЗП 80 тыс.рублей. Просят от 100 или работа удаленно почасовая, что нас не устраивает.

    • Виктор Федько Сергей 24.04.2019 09:54

      Да, есть такая проблема. Берите фирму на аутсорсинг - вполне удобоваримый вариант. Или надо приспосабливаться к удаленке и почасовке - а что делать? Сейчас диктует рынок.

      • Сергей Щербаков Виктор 24.04.2019 10:11

        Бухгалтерия очень против, им нужен договор на конкретные работы, если без конкретных работ - то технические задания, чтобы потом акты выполненных работ привязывать к ТЗ, что в условиях гибкой разработки и постоянно меняющихся условий для нас выльется в большие задержки по реакции на проблемы.

        У нас есть договор на аутсорсинг, но проблему надо решать здесь и сейчас - и часто происходят ситуации, что нужный нам специалист занят, а за приоритетность просят абонентскую оплату или повышенный тариф в час и даже это не спасает от отсутствия спеца в данный момент (который в курсе нашей разработки, понимает всю внутренную структуру)

        Сейчас рассматриваем вариант - формирования большого ТЗ по имеющимся задачам, и работу на конкретный объем внедрения, проведения тендера и т.д.
        Но этот вариант не даст нам оперативности и гибкости в решении текущих задач.

        • Виктор Федько Сергей 24.04.2019 10:28

          Есть иной выход. Заключаете договор с удаленщиком или с фирмой. Каждое задание оформляется отдельным приложением к договору. Осмечивается в часах потом по факту и закрывается актом. И происходит оплата. Все условия соблюдены.
          Другое дело, и я Вас тут понимаю, что очень часто надо "решать здесь и сейчас" -. Это проблема. И у нее есть два выхода.
          Первый - иметь постоянного удаленщика почасовика, который 8 часов на связи, скайпе,почте и телефоне. Тут нужен довольно продвинутый и стрессоустойчивый программер, согласный так работать.А , как правило, такие весьма востребованы и работают на несколько заказчиков сразу. Оплата тоже должна быть соответствующая.
          Второй - поднимать деньги и брать к себе на работу. На его условиях.
          Третьего не дано. И бухгалтерии придется немного поступиться в чем-то. Или не будет ничего совсем. Что лучше:?

          • Сергей Щербаков Виктор 24.04.2019 12:21

            Бухгалтерии на наши проблемы... они подчиняются управляющей компании.

            Пока ситуация складывается, что лучше "ничего" - иногда чтобы что-то изменилось, приходиться доводить до крайностей...

            • Виктор Федько Сергей 24.04.2019 13:10

              Да, точно. Иногда надо к краю подвести. Не согласен только вот с чем - проблема с 1С - это проблема бухгалтерии, а не Ваша. Вы им даете инструмент. И его надо поддерживать. Так или сяк. Если нет других вариантов, пусть идут на уступки и т.п.. Не хотя - покупают счеты, калькуляторы. Есть еще exel. Да и не во всех управляющих компаниях, все таки, все дураки. Есть и адекватные люди. сталкивался. И там можно попробовать что-то объяснить и доказать.

              В оффтоп уходим несколько имхо :)

              • Сергей Щербаков Виктор 25.04.2019 07:53

                На 1С мы ведем разработку собственной конфигурации оперативного учета в производстве. Бухгалтерия к этому не имеет никакого отношения - они работают в УПП.
                УПП у нас закрытая конфигурация управляющей компании - поэтому там делать доработки не можем, а типового функционала нам мало.

                согласен про оффтоп... продолжаем поиск решения проблемы... начал общаться с "удаленщиками"...

  • Алексей Овчинников 24.04.2019 08:41

    Специализированное мед.ПО (с тем которым работаем) производит вообще 1-2 компании в мире. Когда столкнулся этими "продуктами" ужаснулся - такое ощущение, что писал студент, даже не дипломник, ошибка на ошибке. Тех. поддержка отвечает "ок за 50 тыс.уе мы устраним этот баг". И ничего не сделаешь, монополисты (например agilent, shimadzu). Так что может быть и рады перейти, да не на что и даже в отдаленной перспективе не предвидится.

    • Вадим Коноваленко Алексей 25.04.2019 13:18

      Ну в Вашем варианте, действительно, никуда не денешься... Софт идет с медицинским оборудованием "по умолчанию", а для производителя этого оборудования он явно не главное.... Ну м.б. за исключением МРТ, УЗИ или ангиографов...
      Впрочем, и в планах по импортозамещению с таким оборудованием никак не "заместишься" -- своего-то нет.

  • Вадим Коноваленко 25.04.2019 12:04

    Коллеги, мы всё таки отклонились от основной темы... Если посмотреть на таблицу, Счетной палаты, видно, что проблема с системным ПО, т.е. с основой информационных систем -- настоящей операционной системы как не было так и нет, многие ли гос. учреждения рискнули поставить отечественную СУБД Линтер, а известен ли процент гос. контор, которые работают на PostgreSQL? На мой взгляд здесь ситуация напоминает нефтегазовую иглу, как сели на импортный софт/железо, сначала-то вынужденно, а потом просто так удобнее было, ничего делать и не стали, ну кроме как поставлять собственных программистов за бугор... Кто-то из коллег ещё помнит слабую попытку слепить ОС DRDOS?
    Как-то шевелится проект Эльбрус, уж сколько лет... То ли денег нет, то ли не нужен особо никому, то ли не знаю ещё что... Зато в Чубайса деньги вложить -- это вот запросто!

    Пока не будет реального стратегического желания/курса сделать страну производителем конечного продукта (неважно чего, мебели вместо кругляка, пластмассовых изделий вместо сырой нефти и т.д.) с нормальной добавочной стоимостью, а сейчас такого желания что-то не видать. Лозунги, половина дутых нац. проектов, миллиардные хищения и прочие чудеса нашего общества.

  • Роман Кузнецов 30.04.2019 14:55

    Сама по себе замена общесистемного ПО не является проблемой. И ОС, и СУБД, и офисные пакеты российско-опенсорсные работоспособные есть, использовать их можно. Проблема в управленческом и специализированном ПО. Если внедрен проприетарный импортный ERP или САПР, который базируется на пропринтарной ОС и СУБД, то о каком импортозамещении может идти речь?
    Счетная палата предлагает так проработать нормативную базу, что возможности закупок ОС и СУБД не останется. Предлагается оставить без техподдержки пользователей, которые используют 99% СУБД и 95% ОС. И что делать, если необходимо сформировать дополнительные рабочие места для действующего ИУС? Предлагается работать вне правового поля.
    Вместе с тем переход на отечественные ИУС и специализированные комплексы идет. Может кого-то не удовлетворяют темпы. А какие они должны быть? Софтверные компании с 2015 года увеличили продажи на внутреннем рынке на 73% в долларах США (http://www.globalcio.ru/workshops/2324/). Можно лучше? Но очевидно, что очень плохо если переход на новую ИУС снизит управляемость организации, и совершенно недопустимо снизить качество продукции, заменив основной производственный софт. Как коллеги отмечали, есть ниши и их много, в которых замена софта нецелесообразна или вообще невозможна.
    Повторюсь, что процесс идет, мы все это не только видим в цифре, но знаем по работе, например, как уже отмечено, это привело к дефициту специалистов 1С. Хотя мое мнение, что рост популярности 1С среди заказчиков связан в первую очередь с ценовой политикой вендора и существенным ростом функциональности и надежности решений и платформы, а не с политикой импортозамещения.

    • Алексей Степанов Роман 08.05.2019 07:51

      С последним предложением сложно не согласиться.

Предметная область
Отрасль
Управление
chats Добавить совет по улучшению
этого раздела Редакция