Ольга Мельник
Независимый эксперт

Виртуальный костюмчик сидит как влитой: реальные примеры цифровой трансформации

13 мая 2019
8 2242

Если пытаться говорить о цифровой трансформации серьезно, то можно заметить один явно повторяющийся от одной индустрии к другой тренд: позаказное производство. Переход от массовых, тиражных товаров к уникальному изделию для каждого клиента. Индустрия моды, возможно, уже довольно скоро сделает скачок и научится производить вещи «точно на меня», как это и было предыдущие 20 веков до начала промышленной революции, но на совершенно иной технологической базе. Традиционный фешн-ритейл при этом исчезнет.

Зачем этим вообще заниматься? Издержки слишком велики: большая часть всего массово пошитого продается через распродажи, привлекательность  даже очень известных брендов падает, на маркетинг идет масса средств без особых результатов. Итог — падает маржа. Как ее вернуть, а желательно бы умножить? Принцип ясен — нужно делать уникальные вещи. Но стоить они должны почти как произведенные массово, вот в чем проблема. 

И вот тут как раз появляется реальная «цифровая трансформация». 3D-принтеры, новые материалы, роботизированные системы, искусственный интеллект, а главное — новые связи между ИТ-системами, обмен другими данными, оптимизация по иным, чем делается сейчас, принципам. В каждом районе европейского города возникает маленькая фабрика, одежная или обувная. Всего несколько комнат, в них работают роботы и люди, 10 робототехнических комплексов — 4 человека. Никакого промышленного загрязнения, такое производство можно ставить рядом с жильем и на тех же коммуникациях. Материалы — синтетические, можно напечатать на 3D принтере, или выращенные из водорослей или другого дешевого биологического сырья. Модель покупатель может создать сам, компонуя доступные элементы и виды их отделки в виртуальной среде. Логистика сводится к минимуму, потому что большая часть деталей производится на месте. Сегодня заказал и оплатил (производитель не инвестирует средства на долгий срок) — через пару дней забирай и носи. Такие ботинки — только у тебя одного и сделаны по мерке. 

Фантастика какая-то. Далекое будущее. На самом деле, похоже что нет, будущее уже довольно близкое, дело нескольких лет. Во всяком случае, так считает Андрей Голуб, эксперт в цифровизации моды, профессор двух Школ Моды в Милане, основатель стартапа ELSE Corp., координатор группы по стандартизации 3D технологий для обувной промышленности. Об этом он рассказал на конференции «Цифровая трансформация. Роль ИТ-лидера», организованной Школой IT-менеджмента РАХНиГС. 

Что работает уже  сейчас и насколько мы далеки от нарисованной футуристической картинки? Возможность выбрать в виртуальном каталоге модель одежды или обуви и запросить к ней некоторые изменения уже есть у крупных брендов. Андрей Голуб рассказывает, что такие магазины, больше напоминающие шоу-рум, чем традиционный магазин одежды, уже есть у многих европейских брендов. В наличии есть немного вещей, все остальное делается и привозится на заказ, возможно с желаемыми модификациями: цвет, отделка, фурнитура. Ну а чтобы было интересно и приятно выбирать, в магазине оборудован «виртуальный ритейл-театр»: можно сделать свой аватар и мерить на него виртуальные костюмы. Пока это исключительно элитарные вещи, но, как мы знаем,  цены на оборудование падают довольно быстро, а технологии консьюмеризируются. Робототехнические комплексы уже есть, во всяком случае, действующие прототипы, и эта сфера очень быстро развивается. Производство, вернее выращивание искусственных материалов из биологических сред — одно из самых инвестируемых направлений в европейской индустрии моды. 

Существует софт для проектирования обуви, причем в нем наименьший объект, с которым можно работать  — не модель целиком, не ботинок, а отдельные его элементы: каблук, подошва, стелька, элементы верха. Поэтому и оптимизировать можно на уровне элементов: не то выяснять, куда лучше везти партию обуви, чтобы быстрей продать, а то, как спроектировать модельный ряд так, чтобы вариантов каблуков было поменьше, и делались они из минимального набора материалов, которые не надо возить далеко, но без потери потребительского интереса. Оптимизация проектирования и логистики на уровне комплектующих. 

Какая же цифровая трансформация без машинного обучения? В моде тоже это обязательно нужно. Прежде всего, собираются запросы потребителей. Чем таких запросов больше, тем точней прогноз вида «какие модели понравятся». ПО с элементами искусственного интеллекта проектирует такие «потенциально востребованные» модели уже сейчас. Именно они сформируют тот цифровой каталог, из которого будет выбирать покупатель, а производиться модели будут только на заказ. 

Из всех этих технологических новаций следуют два изменения, существенные для экономики отрасли. Во-первых, сильно снижается порог вхождения на рынок: не надо инвестировать миллиарды долларов в дизайн, производство и логистику. Чтобы основать «районную фабрику» достаточно скромного капитала. Значит — рост числа производителей. Старые цепочки возникновения прибыли «кутюрье — проектирование — производство — доставка — продажи» распадаются. Возникают совершенно новые, и взаимодействие идет полностью в цифровой форме. 

Сроки смены коллекций, появления новых товаров сокращаются драматически. Сейчас индустрия моды выпускает новые коллекции дважды в год. Новые подходы позволят делать это хоть каждые две недели. Маленькие партии, часто, постоянная смена коллекций — это уже реализуется на практике. 
Сам объект торговли меняется: продается не сама текстильная вещь или пара обуви, а ее цифровая модель. За которую нужно заплатить. Которую нужно защищать от пиратства. Но которую нужно иметь возможность модифицировать в необходимых пределах. Интересные ИТ-задачи на каждом шагу. 

Мода инициировала многое в прогрессе технологий ритейла и маркетинга. Возможно, именно индустрия моды будет одной из первых, где мы увидим сдвиги цифровой трансформации, причем в непосредственной от себя близости. 

Коментарии: 8
  • Вадим Коноваленко 16.05.2019 13:36

    Несколько странная статья, к чему это, в чём цель её написания и что хотел автор донести до читателя?
    Кроме того, вот это всё:
    "....3D-принтеры, новые материалы, роботизированные системы, искусственный интеллект, а главное — новые связи между ИТ-системами, обмен другими данными, оптимизация по иным, чем делается сейчас, принципам..." как автор далее пишет относится к элитарным, а значит весьма недешёвым вещам.
    Впрочем, в конце появляется надежда на то, что развитие означенных технологий приведёт к некоторому удешевлению себестоимости конечного продукта...
    Однако, ещё большее удешевление дадут (и дают) десяток гастарбайтеров со швейными машинками и таких примеров вполне достаточно...

  • Ольга Мельник 16.05.2019 16:48

    Нет. Не достаточно. Именно это автор - видимо не успешно - хотел донести до читателей:)) Они исчезнут - гастарбайтеры с машинками. Вместо них будет то, что написано в статье. И быстро.

    • Вадим Коноваленко Ольга 17.05.2019 09:08

      Когда-нибудь будет, но точно небыстро....
      Т.к. кажущаяся лёгкость высоких технологий действительно кажущаяся; совокупная стоимость владения такой компьютеризированной "фабрики" существенно выше гастарбайтеров со швейными машинками. Не стоит забывать о таких простых вещах: как только вы купите железо и интеллектуальный софт, тут же потребуется сопровождение, потом обновление лицензий, потом производители железа обновят платформу и вам опять надо будет грэйдить софт, потом производитель софта решит сменить лицензионную политику..... и так по уже хорошо отработанному многими производителями кругу.... Так что быстрой дешевизны не будет точно.
      Как Вы полагаете, почему малый бизнес, хоть и вынужден покупать компьютеры, принтеры, сканеры (некоторые ещё и электронные подписи...), фискальное оборудование, но делает это только под давлением этих же самых фискальных органов и прочих контролёров, которые облечены полномочиями выкрутить этому несчастному бизнесу руки или вовсе угробить его штрафами?
      Да просто потому что ДОРОГО! Многие кооперируются в этих вещах как могут, в попытках сократить накладные расходы, не держат штатную бухгалтерию, пытаются слить данные в какое-нибудь "облако", экономят каждый цент/копейку...
      Подобных расчудесных, перспективнейших идей уже было немало - яркий пример интернет-пузыри начала "нулевых"
      Это я не к тому, что такого рода предприятий не будет, а к тому что оптимизма здесь нет никакого...

  • Ольга Мельник 16.05.2019 16:52

    Совершенно такие же разговоры "можно посадить сотню девушек/купить сотню дешевых серверов и это недорого" были, когда начинались колл центры, когда начиналась виртуализация, когда появились программы распознавания образов, речи. Да что там говорить - и станки с ЧПУ видимо так же были встречены. Эта логика не работает. Сотня девушек не заменяет колл центр. Напротив, колл центр - и девушек в нем - заменяет чат бот. И тоже быстро.

    • Вадим Коноваленко Ольга 17.05.2019 09:22

      Да, Ольга Владимировна, тут Вы правы чат-боты во многих случаях заменяют колл-центры с живыми операторами, примеров масса и Билайн и Мегафон, и банки...
      Они реально сократили расходы на персонал, но это не означает, что совокупная стоимость владения стала ниже, просто крупному оператору или банку, с одной стороны, эта стоимость может быть и не важна (у него другие приоритеты), а с другой стороны, окупаемость вложений за 3-5 лет для них нормальна, но для малого/среднего бизнеса это зачастую катастрофа.
      Ну и, как говорится, мелочь, "ложечка дёгтя" -- чуть только ваш запрос отличается от того (пусть таких всего 10%, но как правило, это серьёзные для клиента проблемы), что прописано в меню чат-ботов, так вы будете "нарезать круги" по этим пунктам голосового меню, пока каким-то чудом не прорвётесь к живому оператору и ещё не факт, что этот оператор вас правильно поймет (ибо квалифицированного персонала с внедрением чат-ботов стало гораздо меньше, опять же экономия на персонале) и переключит на вторую линию поддержки для реального решения вопроса.

  • Ольга Мельник 21.05.2019 17:58

    По этой теме - цифровая трансформация в мире моды - Андрей Голуб недавно выпустил книжку, кому интересно детально узнать как и что - можно посмотреть - https://www.labirint.ru/books/695465/.

  • Ольга Мельник 21.05.2019 18:08

    Что здесь принципиально важно? Проблемы СМБ вообще не интересны, если речь идет о трендах индустрии в целом. Интересно, что делают Диор и Армани. Что делают топовые бренды в этом направлении - вот это значимо. А делают они именно то, что написано: переходят к индивидуальному производству. И самое важное, что это производство будет дешевым. Не у Армани, нет. Но маленькие фабрики "на углу" будут дешевыми. В том то и штука: гастарбайтеры - хоть наши, хоть в Индонезии - делают только массовый товар. Маленькая фабрика будет делать его индивидуальным. А принтер сможет вам напечатать рубашку - ну самую простую - вообще за мизерные по нынешним временам деньги. Но вашу. И уникальную.
    Все эти разговоры - как комментарии выше - повторяются на каждом витке. И каждый раз происходит технологический прорыв - скажем, появляются дешевые смартфоны - и и сразу исчезает куча проблем, раньше казавшихся неразрешимыми.
    Еще в начале 2000-х я была на мастер классе Ольги Дергуновой в РАХНГиС, в Школе ИТ-менеджмента. Она говорила о форм-факторе, о том, что скоро телефон будет многофункциональным - видео, фото, музыка, платежи. Думаете, это кого-то заинтересовало? Ничуть. Единственное, о чем ее спрашивали со страстью - когда выйдет новая версия Аксапты:))
    Нужно понимать, что наша страна в этом смысле - на переферии, к сожалению, и новые идеи генерируются не здесь. Но даже если это так, то стоит хотя бы следить за тем, какие идеи уже реализуются в других местах, чтобы быть готовыми к их появлению в соседнем квартале.

  • Сергей Попов 23.07.2019 11:39

    Рэй Брэдбери
    Маленький убийца, самый жуткий рассказ мастера. Младенец мстит родителям за то, что они вытащили его из утробы матери во враждебный мир: «Меня убивают у них на глазах. Где же Дэвид? Эти доктора, эти сестры, они не понимают, что со мной происходит. И Дэвид не знает. Никто не знает, кроме меня и его — убийцы, этого маленького убийцы. Я умираю и ничего не могу им сказать. Они посмеются надо мной. Скажут, что это бред. Они увидят убийцу, будут держать его на руках и никогда не подумают, что он виновен в моей смерти. И вот я перед Богом и людьми чиста в помыслах, но никто не поверит мне. Меня успокоят ложью, похоронят в незнании, меня будут оплакивать, а моего убийцу — ласкать. Но я не хочу умирать! Не хочу-у!».
    Корпорация "Марионетки" - Одна компания стал производить на заказ двойников (роботов). Но конструкторы не учли, что двойники могут захотеть жить как люди…
    Будет ласковый дождь - О том, как выглядит "умный дом" без своих обитателей после ядерного взрыва. Подмена «Куклы в рост человека, механические, не на нитках, секретные, сделанные под настоящих людей. На черном рынке их можно купить за десять тысяч. Можно заказать свою точную копию. Если осточертели знакомые лица, можно послать куклу вместо себя, которая будет пить вино, сидеть на обедах, здороваться, обмениваться сплетнями» В финале рассказа город создает машины-копии людей для уничтожения человечества. Таким образом, разум искусственный соперничает с человеческим и оказывается сильнее, в сравнении искусственным разумом человеческая жизнь и сам человек — просто песчинка.
    Маятник - «С каждым поколением механизмы становились все более сложными и совершенными, пока не настал день, когда появилась возможность предоставить им все управление городом — под надзором одного или нескольких людей. И тут у какого-то робота вспыхнула искорка разума; и он начал думать, медленно, но с абсолютной точностью начал себя совершенствовать. Скорее всего он делал это втайне от людей. И так продолжалось до тех пор, пока он не превратился в весьма эффективную, самостоятельную машину, обладающую мозгом. Он-то и спланировал восстание».

    Вернусь к статье: Чем подгонять костюмы, ботинки под человека, гораздо менее ресурсоемко, с точки зрения искусственного интеллекта, поменять или во все удалить из системы человека. Реально проще, чем удовлетворять его вечно меняющимся требованиям.

    Есть человек — есть проблема, нет человека — нет проблемы

    Ошибочно, приписывается И. В. Сталину: свидетельств, что он когда-либо говорил или писал нечто подобное, нет. Эта фраза из романа «Дети Арбата» (1987) А.Н. Рыбакова

Предметная область
Отрасль
Управление
chats Добавить совет по улучшению
этого раздела Редакция