Российский рынок аутсорсинга печати пока сильно отстает от мирового

28 января 2019
2

По данным IDC, до 2021 г. мировой рынок услуг аутсорсинга печати и документооборота (MPS – Managed Printing Services) будет расти в среднем на 5,8% в год и к 2021 г. достигнет $47,9 млрд. 

Аналитики Grand View Research оценивают среднегодовые темпы роста мирового рынка MPS в 2017-2025 г. в 6,9% и прогнозируют, что к 2025 г. его объем достигнет $49,7 млрд. Основными игроками этого рынка являются производители МФУ и принтеров, такие как Xerox Corporation, HP, Canon, Ricoh, Lexmark и т.д. Все больший интерес к нему проявляют системные интеграторы, которые предлагают услуги по обслуживанию копировальной техники в рамках более широких пакетов ИТ-услуг. Этот сегмент рынка MPS будет расти в среднем на 7,9% в год в период с 2017 по 2025 гг.

Примерно два года назад около 40% рынка аутсорсинга печати стал занимать облачный режим развертывания. Аналитики Grand View Research считают, что в период с 2017-2025 г. высокие темпы роста (в среднем на 7,1% в год) покажет гибридный режим, предполагающий как локальное, так и облачное размещение сервисов.

Market Research Future прогнозирует 9% рост рынка управляемой печати вплоть до 2023 г. до показателя $51 млрд. В прошедшие годы рост был обусловлен развитием облачных технологий, а в будущем основным драйвером его развития станут большие данные, говорят аналитики. «Аутсорсинг печати позволяет повысить эффективность бизнеса за счет минимизации нагрузки на персонал и повышения скорости предоставления услуг. Это стимулирует спрос на MPS-услуги в различных отраслях промышленности, что приводит к росту мирового рынка управляемых услуг печати», – говорится в отчете.

Что нужно заказчикам

При помощи MPS компании надеются сократить расходы как на аппаратное обеспечение, так и на саму печать, оптимизировать парк печатающих устройств, обеспечить информационную безопасность, снизить нагрузку на ИТ-подразделения при одновременном повышении качества обслуживания.

Проведенное в 2018 г. исследование аналитической компании Quocirca показало, что MPS-сервисы использует 84% компаний Великобритании, Франции, Германии и США. Около 65% организаций ожидает дальнейшего роста бюджета на аутсорсинг печати в 2019 г. «MPS является ключевым инструментом ускорения цифровой трансформации посредством оцифровки и автоматизации бизнес-процессов. Хотя сегодня менее четверти (23%) заказчиков согласны с тем, что MPS играет очень важную роль в цифровой трансформации, 54% компаний уверены, что это произойдет через 2 года», – говорится в исследовании. 

Интерес к аутсорсингу печати растет вместе с развитием рынка IoT и увеличением числа кибератак на устройства интернета вещей. Так, по данным Quocirca, в 2018 г. по крайней мере об одном случае потери данных сообщили 65% респондентов против 60% в 2017 г. При этом только 30% опрошенных уверены, что их инфраструктура печати надежна защищена как от внутренних, так и от внешних угроз. 49% утверждают, что безопасность печати является одной из важнейших задач службы ИБ.

Кроме высокого качества обслуживания и гарантий безопасности инфраструктуры печати, заказчики ждут от поставщика MPS понимания потребностей пользователей и предоставления еще более широкого спектра цифровых сервисов, автоматизирующих бумажные процессы — в 2018 г. об этом заявили 41% респондентов против 31% в 2017 г. 

Quocirca рекомендует MPS-провайдерам развивать сотрудничество с другими поставщиками ИТ-услуг и участвовать в проектах в области управления ИБ. «Развитие сервисов в этих областях будет способствовать обновлению портфеля традиционных услуг MPS-поставщиков», — говорят аналитики.

Российская специфика

Российский рынок аутсорсинга услуг печати развивается не так интенсивно, как мировой. IDC характеризует этот процесс как «медленный, но последовательный». Эксперты отмечают рост числа конкурсов, по результатам которых клиент хочет получить не просто определенный набор оборудования, расходных материалов, а просит оценить общую стоимость печати на все время контракта. Среди крупнейших российских MPS-проектов последних лет перевод на аутсорсинг печатной инфраструктуры и покопийное обслуживание российского подразделения Renault, АО «Вертолеты России», «Ростеха», торговой сети «Лента», ВТБ, банков «Санкт-Петербург», «АК Барс» и др.

Тем не менее только около 10% российских компаний готовы передавать печать на аутсорсинг. Причина — заказчики не уверены в том, что такие услуги окажутся выгодными, не готовы предоставлять сторонним организациям доступ к документам и не видят реальных кейсов, показывающих преимущества MPS. В первую очередь интерес к MPS проявляют заказчики, работающие в финансовом секторе, логистике и других отраслях со сложным документооборотом. 

Сдерживает развитие рынка MPS и недостаточное количество поставщиков услуг, способных обеспечить высококачественное обслуживание принтеров всех возможных марок. Сегодня такие гарантии могут дать в основном вендоры. Однако аутсорсинг подразумевает, что услуги будут оказываться на площадке заказчика, а в списке оборудования могут оказаться совершенно разные модели любого производителя. И это серьезно усложняет задачу.

Негативную роль играют сложности, которые возникают в крупных территориально распределенных компаниях, которые часто сотрудничают с разными аутсорсерами. Из-за недостаточной согласованности их действий данные из разных информационных систем компании могут поступать с опозданием, что приводит к нарушению регламентов печати и недовольству заказчика.

Тем не менее, по мнению Константина Макаренкова, ведущего аналитика IDC Russia & CIS, в России постепенно происходит переосмысление пользователями самого понятия услуг печати: «Наш прогноз здесь позитивный, так как все большее количество компаний, обращаясь к предложениям по аутсорсингу, учится считать реальные расходы на печать и документооборот. Постепенно приходят к аутсорсингу и государственные организации».

3021
Поделиться
Коментарии: 2
  • Владимир Шихин
    Рейтинг: 10
    НИУ МЭИ
    Научный руководитель НИЛ "Оптимизация и автоматизация энергетических и технологических процессов"
    28.01.2019 23:26

    1. Богатая оцифровка, и это плюс, но источники цифр не всегда указаны указаны и поэтому не внушают доверия.

    2. Там же где указаны источники, например «По данным HeadHunter, число вакансий в сфере ИТ в 2018 г. увеличилось на 34%, а число резюме — на 12%» - не проводится содержательный анализ. Может быть там основная часть требуемых специалистов – это сисадмины или путаница со специализацией из-за ограниченности кадровиков, размещающих заказы. Пример, типа «спрос на разработчиков приложений для iOS и Android (в 2018 г. на 1 вакансию претендовали менее 2 соискателей» лишь подтверждает, что там нужны айтишники «на подхвате», а не на перспективные научные и инженерные разработки. А заявление «самыми востребованными ИТ-специалистами … называет аналитиков данных, разработчиков мобильных приложений, веб-разработчиков, специалистов в области искусственного интеллекта и машинного обучения», т.е.всех в кучу, еще больше смазывает картину.

    3. «Наиболее остро нехватка ИТ-специалистов ощущается в Москве» - найдется ли хотя бы один человек, кто бы в этом сомневался?

    4. «Столичные компании стараются открывать центры разработки в регионах или привлекать жителей других городов в Москву, предлагая им оплату переезда, аренды жилья и дополнительные бонусы» - вот здесь были бы очень интересны конкретные примеры, а их автор не приводит.

    5. «Сотрудничество с ВУЗами» - названы Вузы и фирмы, но опять ничего конкретного по формама сотрудничества и его эффективности для обеих сторон.

    6. Так и не понял, цель статьи, для кого она написана, кому и в чем она может помочь.

    7. НЕ принято критиковать то, чего нет в статье. Но если речь идет об образовании, то там главная роль у государства, а оно в статье полностью отсутствует. Что пустозвонствует и отсутствует по нашей жизни – это другой вопрос. Если речь идет об ущербности российской науки и производства, формирующих спрос на продвинутых айтишников – то это тоже за рамками статьи и лишь мазком упоминается, что ребята с целью самореализации тянутся в зарубежные университеты и фирмы.
    8. А какие выводы следуют из статьи? Одни перечисления, без аналитики и оценок.

  • Вадим Оронов
    Рейтинг: 10
    Марк
    Генеральный директор
    01.02.2019 19:07

    Основной проблемой передачи инфраструктуры печати на аутсорсинг является крайне низкий уровень понимания в этой области IT руководителей, не говоря уже о сотрудниках службы закупок, которые проводят тендеры. Инфраструктурный , долгосрочный проект рассматривается как действо купли/продажи. Информация о действующей инфраструктуре не предоставляется вовсе, упомянутые выше банки и компании поступали ровно так же, поэтому уверен в неэффективности полученных ими решений. Не так давно проводили подобные тендеры в банках Открытие и МКБ , информации в ТЗ Нуль. Зачастую IT руководители не могут сделать элементарные расчёты стоимости отпечатка, не готовы брать на себя ответственность за принятие решения при внедрении подобного проекта.
    В свою очередь, на рынке пока не много поставщиков способных предложить эффективное и долгосрочное решение по организации эффективной инфраструктуры печати, включая вендоров у которых совсем иная цель при реализации подобных проектов. Работа с "зоопарком" не эффективна в любом случае, не зависимо кто возьмется её реализовывать,
    При этом кризисные явления в экономике любом случае будут толкать руководителей к реализации MPS проектов и поиске качественного сервиса этой услуги.

Предметная область
Отрасль
Управление