Кому и зачем нужна ИТ-стратегия? Результаты интервьюирования ИТ-директоров
Весной 2015 года была проведена дискуссия «Кому и зачем нужна ИТ-стратегия. Когда ИТ-стратегия не нужна?». Там были поставлены вопросы:
• Кому и зачем нужны ИТ-стратегии?
• Что надо рассмотреть в ИТ-стратегии?
• Когда ИТ-стратегии не нужны?
После проведения дискуссии я подробно обсудил эти вопросы с ИТ-директорами 20 крупных и средних российских компаний, которые уже имели опыт разработки ИТ-стратегий (а таких людей в России совсем немного):
1. Головатый Артем, Директор ЦИКТ компании «КАМАЗ», г. Набережные Челны;
2. Гордеев Станислав, заместитель директора, начальник отдела связи и инфраструктуры ИТ ООО «ММК-Информсервис», г. Магнитогорск;
3. Жуков Александр, начальник ОИТ компании «Электроуралмонтаж»;
4. Зайцев Николай, экс-ИТ-директор, сейчас советник по ИТ компании «Л’Этуаль», г. Москва;
5. Иванов Владимир, начальник отдела ИТ ОАО «Дубенский машиностроительный завод им. Н.П. Федорова»;
6. Клепинин Павел, ИТ-директор компании ООО «Сибур», г. Москва;
7. Кудрявцев Дмитрий, заместитель ИТ-директора компании «Техснабэкспорт»;
8. Любимов Евгений, ИТ-директор компании «ДВрегион», г. Владивосток;
9. Новиков Алексей, ИТ-директор компании «Кроностар», г. Шарья;
10. Педоренко Андрей, ИТ-директор компании «АльфаСтрахование», г. Москва;
11. Попов Андрей, ИТ-директор Райффайзенбанка, г. Москва;
12. Портнов Дмитрий, ИТ-директор группы компании «Ассоциация Японские Кондиционеры», г. Москва;
13. Соловьев Владимир, директор по ИТ Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва;
14. Столяренко Игорь, координатор портфеля ИТ-услуг Поволжского Банка ОАО «Сбербанк России», г. Самара;
15. Субочев Константин, зам.тех.директора по ИТ, «Уральский Турбинный Завод», г. Екатеринбург;
16. Табаков Сергей, начальник ИТ службы, ОАО «Нефтегазовая компания «Славнефть», г. Москва;
17. Урьяс Вадим, вице-президент по ИТ, НЛМК, Москва;
18. Федько Виктор, ИТ-директор компании «ОАО МПО им.И. Румянцева», г. Москва;
19. Чернов Виталий, ИТ-директор компании «Когалымнефтегеофизика», г. Когалым;
20. Широких Алексей, ИТ-директор компании «Сколковский институт науки и технологий» («Skoltech»), Сколково.
Каждое интервью заняло примерно час. Тексты всех интервью будут опубликованы в моей книге «ИТ-стратегии: лучший международный и российский опыт», которая выйдет в конце этого года.
Далее рассмотрены краткие результаты обработки этих интервью.
1. Кому и зачем нужна ИТ-стратегия?
Все опрошенные руководители ИТ служб отметили, что в первую очередь ИТ-стратегия нужна самим ИТ-директорам, а также генеральному директору
Сотрудникам ИТ службы и пользователям ИТ стратегия нужна для понимания, в каких направлениях развивается ИТ. Также было отмечено, что ИТ-стратегия нужна и владельцам бизнеса и руководителям бизнес-подразделений.
Также было отмечено, что ИТ-стратегия может помочь:
• «Разговаривать с бизнесом на одном языке и для обоснования плана долгосрочного финансирования ИТ на 3 года» ( Клепинин Павел, ИТ-директор компании ООО «Сибур»);
• «Вести планомерное выполнение проектов по ИТ, а не выполнять их хаотично, как это было раньше. Т.е. удалось сконцентрироваться на выполнении стратегических проектов по ИТ, а не выполнять проекты тех, кто «давит авторитетом». А также синхронизировать ИТ с бизнесом» (Головатый Артем, Директор ЦИКТ компании «КАМАЗ»);
• «Наиболее полно и качественно выполнять свои обязанности ИТ-директору» (Зайцев Николай, советник по ИТ, компания «Л’Этуаль», г. Москва);
• «Получить конкурентное преимущество относительно других компаний» (Чернов Виталий, ИТ-директор, компания «Когалымнефтегеофизика», г. Когалым);
• «Обеспечить прозрачность и рациональность развития ИТ комплекса» (Иванов Владимир, начальник отдела ИТ ОАО «Дубненский машиностроительный завод имени Н.П.Федорова»);
• «Планировать и определять приоритеты ИТ-проектов» (Столяренко Игорь, координатор портфеля ИТ-услуг Поволжского Банка ОАО «Сбербанк России», г. Самара);
• «Определить приоритетные направления приложения ресурсов, своих и компании» (Субочев Константин, заместитель технического директора по ИТ, «Уральский Турбинный Завод»).
Также было отмечено, что ИТ-стратегия может помочь генеральному директору:
• «Правильно поставить перед ИТ цели и увидеть их достижение. Контролировать и корректировать движение к достижению результата» (отметил Федько Виктор, ИТ-директор компании «ОАО МПО им.И.Румянцева»);
• «Синхронизировать работу ИТ и работу бизнеса» (Головатый Артем Юрьевич, Директор ЦИКТ компании «КАМАЗ»);
• «Достигать эффективности и прозрачности ИТ» (Столяренко Игорь, координатор портфеля ИТ-услуг Поволжского Банка ОАО «Сбербанк России», г. Самара);
• «Прозрачность работы ИТ позволяет достичь целей бизнеса: увеличить EBITDA»(Клепинин Павел, ИТ-директор компании ООО «Сибур»).
ИТ-директорами также были выделены следующие выгоды от ИТ-стратегии:
• «Трансформация бизнеса, инжиниринг бизнес-моделей с помощью ИТ»(Соловьев Владимир, директор по ИТ Финансового университета при Правительстве РФ);
• «Построение правильных отношений с ИТ-партнерами и ИТ-поставщиками. Резервирование ключевых партнеров, консолидация услуг»(Зайцев Николай, советник по ИТ компании «Л’Этуаль», г. Москва);
• «В ИТ-стратегии должна быть прописана отказоустойчивость ИТ»(Широких Алексей, ИТ-директор компании «Сколковский институт науки и технологий» («Skoltech»), Сколково).
Надо отметить, что в ответах чувствуется влияние кризиса. В опросах, которые я проводил ранее, на первых местах были «Поддержание роста бизнеса» и «Повышение доходов бизнеса».
2. Что надо рассмотреть в ИТ-стратегии?
Ответы несколько отличались в зависимости от размеров компаний. Например, для крупных компаний в ИТ-стратегии целесообразны планы по ИТ на 2-3 или даже 5 лет. А вот для малых компаний горизонт планирования меньше, 1 год. Но это для стабильных компаний, а для тех, кто с трудом переживают кризис, более уместны краткосрочные стратегии, направление на выживание и серьезное сокращение затрат (см. дискуссию «Сокращение затрат на ИТvs бизнес») .
3. Когда ИТ-стратегия не нужна?
Конечно, ИТ-стратегия – не панацея от всех бед и напастей. Я много лет провожу обучение по ИТ-стратегиям для менеджеров по ИТ, а также обучение для директоров компаний, по согласованию ИТ с бизнесом. К сожалению, по моим оценкам, минимум половина (а то и две трети) российских менеджеров не считают, что стратегии (и бизнеса, и ИТ) вообще нужны.
Проинтервьюированные ИТ-директора (напомним, что это успешные руководители, уже имеющие опыт работы со стратегиями) считают, что «ИТ-стратегии нужны во всех условиях», хотя могут и не помочь в очень стабильных и очень нестабильных условиях.
Вот что еще уточнили ИТ-директора:«ИТ-стратегии нужны в любых условиях, просто в нестабильных условиях стратегия будет на более короткий срок» (Клепинин Павел, ИТ-директор компании ООО «Сибур»).
Многие опрошенные отметили, что ИТ-стратегии не обязательны для совсем небольших компаний и в компаниях с плохим управлением (но там никто стратегии, скорее всего и не спрашивает).
Про то, нужны ли ИТ-стратегии малым компаниям, большинство опрошенных уточняло, что «нужны, конечно, но ресурсов на разработку может не быть, да и выгоды меньше, чем в крупных компаниях». Вот конкретные уточнения, в каких условиях ИТ-стратегии не нужны:
• «Если бизнес управляется хаотично, сиюминутно, «с колес» - то и ИТ-стратегию иметь смысла нету. Хотя не уверен, что такой бизнес еще существует. Но ИТ-директору и в этом случае хорошо иметь под рукой хоть какие-то перспективные планы. Также ИТ-стратегия может и не нужна, если бизнес не понимает ее необходимость. Чего тогда бисером разбрасываться? Стратегии не нужны «ковбоям», т.е. руководителям бизнеса, которые работают с листа, сиюминутно. Не знаю, остались ли такие. Но им стратегии не нужны». (Федько Виктор, ИТ-директор компании «ОАО МПО им.И.Румянцева»).
Продолжение следует