Удаленное управление и создание ИТ инфраструктуры Михеевского ГОКа

12

Михеевское месторождение медно-порфировых руд в Челябинской области Российской Федерации — одно из крупнейших медных месторождений в России: международной независимой аналитической консультационной группой CRU месторождение включено в 50 крупнейших медных месторождений мира. Медно-порфировые руды Михеевского месторождения содержат медь, золото, серебро. Содержание металлов в руде низкое, поэтому для эффективной работы требуются большие объемы переработки. Эксплуатационные запасы руды достигают 400 миллионов тонн. Расстояние от промышленной площадки в Варненском районе до Челябинского офиса — 300 км, до офиса Русской Медной Компании в Екатеринбурге — 500 км.

Свою работу в компании ЗАО «Михеевский ГОК» я начал, как и многие из сотрудников Челябинского офиса, в декабре 2011 года. Нужно отметить, что генеральный директор «Михеевского ГОКа» В.М. Улановский подобрал команду высококвалифицированных специалистов, настоящих профессионалов своего дела. Мы взаимодействовали как единый, хорошо отлаженный механизм, вдохновленные общей целью и идеей.

В то время ИТ инфраструктура состояла из одного сервера для доменной авторизации и 2-ух десятков компьютеров, расположенных в Челябинском офисе и 2-х офисах с. Варна Челябинской области. Офисы были связаны между собой только телефонной связью, при этом локальные сети связаны не были. Сроки строительства были сжатыми (запуск должен был состояться в сентябре 2013), раскачиваться было некогда. Приходилось одновременно заниматься развитием ИТ инфраструктуры Челябинского офиса (настраивать новые ПК, протягивать локальную сеть и телефонию для новых подключений), готовить технические задания для проектантов и заниматься решением задач, которые ставила директор по ИТ Русской Медной Компании М.С. Кузьмина.

К моменту начала активной фазы строительства (май 2012 г.) была запущена в эксплуатацию почтовая система на MSExchange 2010, подготовлена инфраструктура для дальнейшего увеличения пользователей и объемов баз данных учетных систем (все БД 1С:Предприятия были переведены на клиент-серверный вариант работы).

Параллельно со строительством ИТ инфраструктуры и формированием архитектуры информационной системы строящегося предприятия была поставлена задача внедрения в эксплуатацию системы электронного документооборота «Директум». Работы по внедрению СЭД были начаты задолго до моего прихода в компанию специалистами ИТ департамента «Русской Медной Компании» и командой из ООО «Директум». Первый этап — проектирование СЭД, был проведен в 2011 году. Второй этап — внедрение, начался в феврале 2012 г. с презентаций, проведения первоначального обучения пользователей,отладки и тестирования типовых маршрутов движения документов.Опыт удаленного управления и внедрения сложных программных продуктов приобретался постепенно. Проект внедрения СЭД «Директум» шел параллельно в Русской Медной Компании и в Михеевском ГОКе. Во многом пришлось разбираться самостоятельно. В этом мне очень помогли консультации и техническая поддержка специалистов из Управления ИТ РМК. На начальном этапе мы проводили совещания и консультации по построению типовых маршрутов, далее специалисты РМК занимались удаленным администрированием СЭД, а я, в свою очередь, работал с пользователями, разъясняя им всю необходимую информацию и обучая их. Общаясь с пользователями в Челябинском офисе, я контролировал процесс внедрения СЭД и вносил необходимые предложения для корректировки типовых маршрутов в Управление ИТ РМК, находящееся в Екатеринбурге. Таким образом, были отлажены и запущены в эксплуатацию основные маршруты движения документов в СЭД (согласование договоров, служебных записок, входящей и исходящей корреспонденции, приказов). Проводя эту работу я оставался единственным сотрудником ИТ отдела Михеевского ГОКа, включающего в себя офисы в г. Челябинск и с. Варна. В сентябре 2012 г., после расширения штата ИТ отдела (принято 2 человека в с. Варна), внедрение СЭД продолжилось в двух Варненских офисах компании. В связи с тем, что в это время уже активно шло строительство объектов инфраструктуры и основного производства, времени у пользователей было мало, поэтому дальнейшее внедрение было очень сложным. Совместно с сотрудниками ИТ департамента РМК пришлось сначала научить вновь принятых специалистов ИТ отдела всем тонкостям работы в СЭД, а затем уже они рассказывали и показывали людям, как работать и создавать те или иные документы. Следует отметить, что процесс внедрения шел сложно, т.к. консультанты «Директум» в этом процессе уже не участвовали, и нам самим пришлось разрабатывать инструкции для самостоятельной работы пользователей, буквально, «ломая» их сопротивление. Но зато, уже через год с небольшим, эти же сотрудники не могли жить без «Директума». Увидев удобство работы в СЭД, ко мне подходили многие представители из различных подрядных организаций, участвующих в строительстве, за консультациями по выбору СЭД.

Одновременно с внедрением СЭД «Директум», формированием штата ИТ отдела и строительством Михеевского ГОКа, проходил выбор ЕАМ системы для управления активами предприятия. Впервые на территории России основное производство было передано в аутсорсинг компаниям MetsoMinerals (Канада)и OutotecOy (Финляндия). Каждый из этих подрядчиков предложил свой вариант ЕАМ системы. После проведения переговоров в Санкт-Петербурге и Москве,с представителями зарубежных компаний, а также с представителями IBM, мной был составлен подробный отчет. В данном отчете проводился подробный анализ предлагаемых систем, и содержалось обоснование выбора ЕАМ системы IBM Maximo Asset Management. Данный отчет был предоставлен руководству Русской Медной Компании. Вскоре решение о внедрении данной системы было принято. В январе 2013 г. в челябинский офис был принят системный администратор, таким образом, штат ИТ отдела вырос до 4 человек. В это время ИТ инфраструктура Михеевского ГОКа состояла из 4 серверов в челябинском офисе, и около 100 рабочих мест в челябинском и 2-х варненских офисах.

Проведение тендера по выбору подрядчика, а также заключение соглашения, заняло длительное время, поэтому работы по внедрению системы управления активами начались лишь в марте 2013 года. К моменту начала внедрения, силами сотрудников ИТ отдела Михеевского ГОКа были развернуты необходимые вычислительные мощности, обеспечена информационная безопасность данного проекта. Все работы по развертыванию и настройке системы проводились консультантами подрядчика удаленно. Качество их работы при этом не страдало. Когда дело дошло до сбора информации об оборудовании и бизнес-процессах, обеспечивающих ремонты и ТО, начались сложности. Удаленно это сделать невозможно. Консультанты подрядчика выезжали на строящуюся промышленную площадку для сбора информации у конечных потребителей. Но так как строительство предприятия вошло в завершающую стадию, проект внедрения был заморожен. Все силы были брошены на окончание строительства.

К весне 2013 года были построены основные объекты инфраструктуры промышленной площадки, поэтому возникла необходимость выбора подрядчиков для строительства СКС и ВОЛС. Данная работа проводилась мной в Челябинске. На промышленную площадку я приезжал, чтобы контролировать текущую ситуацию по строительству инфраструктуры и взаимодействовать с основными пользователями ИС. Техническую поддержку пользователей обеспечивали уже три специалиста, находящиеся на промышленной площадке, и администратор, находящийся в Челябинском офисе. К этому времени уже была сформирована серверная инфраструктура, состоящая из 9 серверов и 2 СХД. К марту 2013 года сотрудники Михеевского ГОКа располагались в 5 различных офисах (промышленная площадка, Челябинский офис, 2 офиса в с.Варна и офис в г.Карталы). Все эти офисы были объединены в единую сеть. Была обеспечена работа всех пользователей в СЭД «Директум», доступ к учетным системам, электронной почте и к общим папкам с проектной документацией. Строительство СКС и ВОЛС проходило летом-осенью 2013 года. Руководить действиями подрядчиков и согласованием необходимых действий также приходилось из Челябинска, приезжая на промышленную площадку для периодического контроля, координации и приемки работ.

Запуск предприятия был перенесен на декабрь 2013 года. В ноябре была запущена в эксплуатацию Главная Понизительная Подстанция 220 кВ. Это очень сложный режимный объект, с особыми требованиями к системам связи и телекоммуникаций. От запуска ГПП 220 в срок, зависел запуск всего предприятия в целом. Мне было поручено координировать действия подрядной организации, занимающейся строительством подстанции, с Челябинским Региональным Диспетчерским Управлением МРСК Урала. В организации связи приняли участие Челябинские филиалы ОАО «Ростелеком» и ОАО Вымпелком«. Мы с честью выдержали и это испытание.

Михеевский ГОК был запущен в эксплуатацию в декабре 2013 года. Строительство и запуск Михеевского ГОКа широко освещалось как в местной прессе, так и федеральных СМИ.

На момент запуска Михеевского ГОКа ИТ инфраструктура была следующей:

  1. Серверы — 9 шт.;
  2. Количество рабочих мест СКС — 350 в 14 отдельно стоящих зданиях;
  3. Длина линий ВОЛС — 10 км;
  4. Построены 2 базовые станции мобильной связи ОАО «Вымпелком» и 1 базовая станция ОАО «МТС»;
  5. Организованы 2 независимых канала доступа к сети передачи данных;
  6. Организовано подключение к ТСОП;
  7. Организовано резервированное подключение к сетям передачи данных ГПП 220/10 кВ для передачи телеметрии и голосовой связи в Челябинское РДУ МРСК Урала

Произведено внедрение:

  1. СЭД «Директум»;
  2. MS Exchange 2010 (без участия подрядчиков);
  3. MS SystemCenter 2012 (без участия подрядчиков);
  4. СКУД Сфинкс (без участия подрядчиков);
  5. Система контроля работы автотранспорта «Автограф»

К большому сожалению, начавшийся финансовый кризис не позволил реализовать все идеи и проекты, которые предполагались при проектировании предприятия. Будем надеяться, что в ближайшем будущем эти проекты будут реализованы.

Два года строительства Михеевского ГОКа были очень напряженными и насыщенными различными событиями. Приходилось часто ездить в командировки по Челябинской области. Когда едешь по ночной степи, наступает желание закрыть глаза и спать. Но вдруг среди редких лесных островков появляется свет прожекторов и ярко освещенные конструкции главного рудного конвейера, склада крупно-дробленной руды, здания обогатительной фабрики с логотипом РМК и отвалы карьера. В это время возникает чувство гордости за свою страну, за Компанию, в которой работаешь. Чувство, которое помогает победить усталость и преодолеть все трудности.

5677
Коментарии: 12

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Виктор Федько
    Рейтинг: 367
    Независимый эксперт
    Эксперт
    19.03.2014 18:42

    Впервые на территории России основное производство было передано в аутсорсинг компаниям MetsoMinerals (Канада)и OutotecOy (Финляндия). Каждый из этих подрядчиков предложил свой вариант ЕАМ системы.

    Вот тут не совсем понял. Что имеется в виду под основным производством? Исполнительские функции ? Управление всем предприятием? И почему двум разным компания даже с разных континентов? Кто был "разводящим" в этом случае ?

    Такой вот еще вопрос - если им отдали на аутсорс все производство, то в принципе имхо и ЕАМ систему они должны были поставить ту, которая их устраивает,т..е не предлагать, а именно устанавливать. Без всяких переговоров.

    А в общем и целом очень интересный проект. Разносторонний и явно выполнен добросовестно.

    • Дмитрий Медведев Виктор
      Рейтинг: 10
      Тандер, АО
      Начальник ОИТ филиала
      20.03.2014 08:26

      Отделение измельчения было передано в управление и обслуживание компании Metso, а отделение флотации - компании Outotec. Каждый из них работает на своей ЕАМ системе. Общее управление предприятием осуществляет собственник.

  • Михаил Петров
    Рейтинг: 809
    Счетная палата Российской Федерации
    Директор департамента цифровой трансформации
    29.03.2014 15:41

    использовали ли веб-клиента Директум? как "загоняли" пользователей в СЭД?

    • Дмитрий Медведев Михаил
      Рейтинг: 10
      Тандер, АО
      Начальник ОИТ филиала
      31.03.2014 09:18

      веб-клиент не использовали.

      "Загоняли", преимущественно, административными методами, а также ген. директор и все его замы прекратили принимать и рассматривать документы на бумаге, даже в ущерб срочности согласования

      • Виктор Федько Дмитрий
        Рейтинг: 367
        Независимый эксперт
        Эксперт
        31.03.2014 10:25

        Прекрасный, действенный метод на все случаи жизни!

      • Вячеслав Корсиков Дмитрий
        Рейтинг: 10
        в активном поиске
        CIO, ИТ руководитель, директор
        31.03.2014 15:58

        весь эффект от внедрения и успешной эксплуатации зависит от понимания верхним руководством необходимости - если оно есть то и проект как мы видим взлетел нормально

        • Дмитрий Медведев Вячеслав
          Рейтинг: 10
          Тандер, АО
          Начальник ОИТ филиала
          01.04.2014 10:37

          от высшего руководства зависит все, и успех и неудача

          • Марк Шварцблат Дмитрий
            Рейтинг: 30
            КТ "Акведук"
            ИТ-директор
            03.04.2014 16:25

            Скажем так - больше зависит от совместной работы и общих усилий. Руководство должно выбрать цель, путь к цели и донести важность до коллектива. Доступными коллективу методами. :)

      • Михаил Петров Дмитрий
        Рейтинг: 809
        Счетная палата Российской Федерации
        Директор департамента цифровой трансформации
        01.04.2014 10:48

        политическая воля - как обычно :)

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.