Построение портала business-to-business (B2B) для ОАО «Сибур Холдинг»

19 декабря 2013
3

Заказчик: Открытое акционерное общество «Сибур Холдинг»

Информация о заказчике

СИБУР является газоперерабатывающей и нефтехимической компанией с уникальной бизнес-моделью, ориентированной на интегрированную работу двух основных сегментов. Топливно-сырьевой сегмент включает:

прием и переработку попутного нефтяного газа (ПНГ), получаемого от крупнейших российских нефтяных компаний,

транспортировку, фракционирование и дальнейшую переработку углеводородного сырья, производимого Группой или закупаемого у крупнейших нефтегазовых компаний России, и

маркетинг и продажи топливно-сырьевых продуктов: природного газа, сжиженных углеводородных газов (СУГ), нафты, широкой фракции углеводородного сырья (ШФЛУ), метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) и прочих видов топлива и топливных добавок.

Топливно-сырьевые продукты Группа реализует на внутреннем и международном рынках, а также направляет в качестве сырья в нефтехимический бизнес для дальнейшей переработки в базовые полимеры, синтетические каучуки, пластики, продукцию органического синтеза, полуфабрикаты и прочие продукты нефтехимии.

По состоянию на 31 декабря 2012 года СИБУР выпускал продукты на 27 производственных площадках, клиентский портфель компании включал более 1 500 крупных потребителей в топливно-энергетическом комплексе, автомобилестроении, строительстве, потребительском секторе, химической и других отраслях примерно в 60 странах мира, общая численность сотрудников Группы превышала 30 000 человек.

СИБУР занимает первое место в России по объемам переработки попутного нефтяного газа (по данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) и является лидирующей компанией российской нефтехимической отрасли.

Группа владеет и управляет самой широкой в России комплексной инфраструктурой по переработке и транспортировке ПНГ и ШФЛУ, расположенной преимущественно в Западной Сибири, крупнейшем российском нефтегазодобывающем регионе. Эта инфраструктура включает семь из девяти действующих газоперерабатывающих заводов (ГПЗ) в Западной Сибири, пять компрессорных станций и три газофракционирующих установки (ГФУ). На 31 декабря 2012 года мощности СИБУРа по переработке ПНГ составляли 23,1 млрд куб. м в год1, газофракционирующие мощности — 5,2 млн т в год.

Цели проекта: Основной целью построения портала B2B является организация полноценного представительства ОАО «Сибур Холдинг» в интернете для обеспечения лидерства продаж, эффективности поставок и взаимодействия с подрядчиками. Портал предназначается также для повышения эффективности конкурентных процедур СИБУРа, а именно:

  • для обеспечения наилучшего сервиса покупателям продукции ОАО «Сибур Холдинг»;
  • для упорядочения и повышения прозрачности проведения закупок и приглашения исполнителей на подрядные работы в Компанию;
  • для автоматизации процессов конкурентных способов закупки (на электронной бирже).

Создание портала позволило СИБУРу удовлетворить растущий спрос на продукцию Холдинга на внутреннем рынке, а также ускорить своё развитие и повысить конкурентоспособность основных его бизнесов.

Задачи проекта: Выполнение проекта по созданию портала B2B подразумевало решение следующих задач по представлению продукции предприятий ОАО «Сибур Холдинг» потенциальным покупателям, а также по взаимодействию СИБУРа с поставщиками и подрядчиками:

  • организация торгов в рамках Электронной биржи СИБУРа для продажи собственной и покупки продукции на аукционе; проведения конкурентных процедур по нахождению подрядчиков; запрос коммерческих предложений;
  • создание электронной площадки торгов;
  • организация специализированной регистрации поставщиков и подрядчиков;
  • автоматизация ведения базы подрядчиков;
  • формирование интерактивного каталога продукции с возможностью поиска по характеристикам продукции;
  • создание калькулятора заказа с учётом стоимости доставки на основе актуального прайс-листа;
  • организация сервиса постпродажной технической поддержки;
  • автоматизация формирования аналитической отчётности по бизнес-процессам портала B2B;
  • построение автоматизированного модуля администрирования портала.

Описание решения:

В ходе проекта по созданию портала B2B для ОАО «Сибур Холдинг» были задействованы передовые технологии Oracle: Oracle Weblogic Server, Oracle ADF, Oracle WebСenter Framework, Oracle SOA Suite, Oracle JDeveloper и другие. Использование технологий корпорации Oracle было обусловлено тем, что этот вендор предоставляет богатые возможности для построения пользовательского интерфейса, мощную платформу для развёртывания и мониторинга готовых модулей, а также интегрированное средство разработки.

Вовлечение в проект таких программных средств Oracle как Oracle WebLogic Server 11g и Oracle WebCenter 11g позволило создать единую технологическую платформу, на основе которой были реализованы приложения и сервисы портала, удовлетворяющие все требования Заказчика. Таким образом, была исключена необходимость использования технологий других производителей, что повлекло бы дополнительные затраты. Кроме того, благодаря использованию последней версии базы данных Oracle в проекте — Oracle Database 11g — данные портала хранятся в едином формате, что значительно увеличивает их качество, скорость обработки, а также уровень защищённости.

Большой опыт РДТЕХ в работе с технологиями Oracle обеспечил высокое качество и эффективный результат данного проекта.

По итогам разработки компанией РДТЕХ был проведён полный комплекс работ по нагрузочному тестированию системы. Тестирование показало, что портал обеспечивает работу до тысячи пятисот пользователей одновременно.

Уже несколько лет команда РДТЕХ выполняет полный комплекс работ по сопровождению системы в режиме опытной эксплуатации, в результате чего была отработана технология и подготовлена организационно-техническая инфраструктура для ввода системы в промышленную эксплуатацию и её технической поддержки.

Результаты проекта:

В результате проекта были решены задачи автоматизации конкурентных процедур компании, представления продукции предприятий СИБУРа потенциальным покупателям, обеспечения наиболее удобного и быстрого их обслуживания, взаимодействия Заказчика с поставщиками и подрядчиками.

Так, на портале B2B производится регистрация всех контрагентов, в том числе покупателей, поставщиков и подрядчиков, что позволяет проводить с ними активную работу и, в частности, организовывать и проводить конкурсные мероприятия в рамках электронной биржи. Наличие электронной биржи в большой степени упрощает взаимодействие с контрагентами и повышает его эффективность, выводя общение с игроками рынка на новый уровень.

Портал имеет интерактивный каталог, который содержит постоянно обновляющуюся информацию обо всех продуктах и услугах Компании и предоставляющий возможность поиска по их характеристикам. Сформированные функции каталога позволяют СИБУРу значительно ускорить и улучшить работу со своими клиентами, а также повысить уровень сервиса.

Также портал B2B обеспечивает клиентам «СИБУРа» постпродажную техническую поддержку продукции. Каждый покупатель может задать интересующий его вопрос относительно продукции и услуг, а также оставить свои претензии (рекламации). С помощью функции автоматической обработки запросов гарантируется быстрая обратная связь с пользователями Портала, и, таким образом, вопросов без ответа не остаётся.

Для установления контроля над эффективностью системы в рамках портала B2B был создан модуль формирования аналитической отчётности по бизнес-процессам.

Таким образом, созданный портал B2B, позволивший перенести основные бизнес-процессы Холдинга в электронный вид, обеспечил быстрое и стабильное развитие СИБУРа, стёр территориальные границы и повысил открытость Компании. Теперь контрагенты «СИБУРа» — от Владивостока до Калининграда — могут в любой момент взаимодействовать с компанией вне зависимости от местоположения и часового пояса.

Обратная связь

По всем вопросам Вы можете обратиться в PR-службу РДТЕХ pr@rdtex.ru

Телефон в Москве (495) 995-09-99

4489
Поделиться
Коментарии: 3
  • Ольга Мельник
    Рейтинг: 200
    Независимый эксперт
    09.01.2014 14:58

    Вначале частный вопрос. "Портал имеет интерактивный каталог, который содержит постоянно обновляющуюся информацию обо всех продуктах и услугах Компании и предоставляющий возможность поиска по их характеристикам". Этот каталог как связан с НСИ холдинга, с теми справочникам, которые используются в учетных и других внутренних системах.
    Более общие вопросы. Сколько контрагентов реально работают с порталом? Какая часть закупок "Сибура" идет через него? Какие планы в этом направлении? Реально ли использовать юридически значимый документооборот здесь или смысла нет?
    Из этого описания видно, что сделан сложный, интересный, многофункциональный инструмент. Неясно, как он применяется. Что мешало, что помогало его внедрять, как внешние поставщики к нему отнеслись, как внутренние подразделения его приняли.

  • 22.01.2014 17:03

    Добрый день!
    Отвечаю от имени Сергея Комарова, архитектора решения «Портала business-to-business (B2B) для ОАО «Сибур Холдинг»:

    «Для того чтобы ответить на заданные вопросы прежде всего необходимо в целом пояснить смысловую составляющую этого решения с точки зрения архитектуры.

    В данном случае речь идет не только и не столько о создании некоего средства коммуникации между сторонами, участвующими в процессе проведения закупок, которое ориентировано на размещение объявления о закупке с последующим получением обратной связи от потенциальных поставщиков. Прежде всего, перед нами стояла задача автоматизации самих бизнес-процессов закупочной деятельности в части непосредственного проведения разного рода конкурентных процедур. Отсюда и объемы закупок, выполняемых в настоящее время с использованием разработанного решения - это все те закупки предприятий холдинга, которые в обязательном порядке должны осуществляться на конкурсной основе.

    Важно и то, что разработанное решение предполагает совместное участие в автоматизируемых процессах как непосредственно сотрудников предприятий холдинга, так и представителей внешних организаций. При этом представители внешних организаций становятся такими же пользователями системы, как и сотрудники холдинга. Кроме этого Вы получаете каталог контрагентов (поставщиков и подрядчиков), пополнение которого в значительной степени начинает осуществляться не через непосредственный ввод в систему НСИ или интегрированную с ней учетную систему, а, в том числе, автоматизировано - через портал при регистрации новых организаций, которые выступают в качестве потенциальных поставщиков или покупателей. Указанные задачи решаются при помощи OracleUnifiedDirectory и OracleServiceBus.

    В отношении интеграции каталога продуктов и услуг можно сказать следующее. На момент создания требований по интеграции этого каталога с системой НСИ не предъявлялись. Предварительно планируется выполнить эти работы в течение 2014 года. Технических сложностей, препятствующих этому, нет.

    Аналогично можно сказать и по поводу юридически значимого документооборота. Можно ли его реализовать? Да можно, но необходимость его практического применения в данном случае определяется в основном следующими предпосылками - это обязательные для исполнения требования законодательства, либо полностью проработанная и используемая всеми участниками рынка законодательная база.

    Что касается особенностей внедрения, то тут вряд ли что-то можно выделить особо, за исключением очень высокой заинтересованности и активного участия бизнес-заказчика. Важным моментом являлось и то, что в интересах последующей эксплуатации решения необходимо было продумать подходы и организовать его дальнейшее сопровождение. Сейчас можно с уверенностью сказать, что все получилось.

    В настоящее время зарегистрировано порядка 26 000 организаций, при этом с системой работают одновременно до нескольких тысяч пользователей.

    Необходимый уровень производительности в нашем случае обеспечивается использованием кластерного решения на базе Oracle Weblogic Server».

  • Виктор Федько
    Рейтинг: 337
    Эксперт
    24.01.2014 15:59

    организация полноценного представительства ОАО «Сибур Холдинг» в интернете для обеспечения лидерства продаж,

    Основное здесь, как я понимаю, лидерство! Отсюда несколько вопросов, наверное к CIO холдинга :

    1. Изучались ли перед стартом проекта подобные решения у основных конкурентов холдинга?
    2. Было ли что-то взято у них при разработке портала?
    3. Какие еще решения и от каких вендоров рассматривались в качестве базовых? Вопрос может показаться некорректным, но тем не менее, не считаю его таковым. Просто интересно, чем обусловлен выбор. Ответ имхо нисколько не умалит значимости конкурентных решений. Условия могут быть разные. А вот как приходили именно к этому решению, на основании каких критериев - весьма интересно.
    4. Проект запущен и успешно функционирует. Удалось ли хоть как-то посчитать эффект от внедрения. что и на сколько увеличилось. И каким образом это увеличение (продаж, прибылей и т.п, обеспечено ли ЛИДЕРСТВО) связано именно с внедрением решения.
    Тема весьма актуальная, здесь очень много дискуссий было посвящено именно этому вопрос.Как посчитать эффект.

    Теперь несколько отвлеченно, но тоже, все-таки к CIO.

    Вот здесь развернулась весьма интересная побочная дискуссия о роли CIO в большом холдинге. Как выстраиваются взаимоотношения с "дочками". Мы там, правда, говорили о диверсифицированном холдинге, но наверняка и тут есть непрофильные активы. Да если и нет, не страшно)). Было бы интересно почитать рассказ уважаемого коллеги на эту тему, если есть возможность.

Предметная область
Отрасль
Управление