В западной модели карьера ИТ-специалиста заканчивается на позиции эксперта

19 апреля 2021
1

Павел Шмелев, директор центра технического консалтинга компании РДТЕХ, поднял вопрос о разнице построения карьеры ИТ-руководителей в России и за рубежом. Публикуем его мнение в нашей рубрике «Точка зрения».

***

Работая в России уже довольно длительное время после многолетнего американского периода, всякий раз удивляюсь рассказам коллег о карьерных успехах. Работал человек специалистом, получил работу менеджера, руководителя. Переход с позиции специалиста, эксперта в позицию менеджера рассматривается как повышение по службе. Множество руководителей, ИТ-директоров, которые "выросли" на работе - тому подтверждение. Вероятно, ИТ-рынок труда в России не столь структурирован, как западный.

В западной модели карьера специалиста, как правило, заканчивается на позиции эксперта. Дальше - стеклянный потолок. Многие из них впоследствии открывают консалтинговый бизнес (аналог российского ИП). Но суть работы не меняется: это схема "человек-знаковая система". Упрощая, я бы назвал идеального технического специалиста интровертом, увлеченным технологиями. Он видит красоту в изяществе написанного им кода.

Работа менеджера любого уровня описывается другой схемой - «человек-человек». Для такой работы важен эмоциональный интеллект, умение слушать и слышать, мотивировать. И переход от специалиста к менеджеру - это смена профессии. И в новой профессии часто надо начинать с самой низкой позиции.

Переход возможен, но рассматривается как выбор другой профессии, а не рост в имеющейся.

***

Нашей  редакции стало интересно, а как вы видите оптимальный карьерный рост для ИТ-специалистов? Какие менеджерские навыки пришлось осваивать вам в роли ИТ-руководителя? Что далось сложнее всего?

 

875
Поделиться
Коментарии: 1
  • Екатерина Ляско
    Рейтинг: 473
    Global CIO
    Генеральный директор
    20.04.2021 11:44

    Вот любопытный комментарий в наших соцсетях, по этой теме.
    Олег Гончаров
    1) " эмоциональный интеллект, умение слушать и слышать, мотивировать".
    Разве при этом неважно, как руководитель умеет принимать решения, управлять задачами, противостоять манипулированию? Можно долго перечислять, всё-равно нет принятого определения "софт-компетенций". Индустрия софт-компетенций - это, всего-лишь, бизнес, как и прочие. Есть исследования, которые говорят о том, что нет идеальной характеристики руководителя: успешные руководители - очень разные.
    2) "В России наоборот, многие ИТ-специалисты становятся ИТ-руководителями...". Не только в России - во всём мире. На это счёт тоже есть исследования.
    3) И почему "наоборот"? Разве есть противоречие: "специалисту" нравится код, но он может организовать и работу команды? Я знаю немало таких руководителей.
    4) "переход от специалиста к менеджеру - это смена профессии, со всеми, связанными с этим трудностями". Да, для этого надо осваивать новые навыки и знания. Но уж кому-кому, а ИТшникам к этому не привыкать.
    Остаётся одно: "а оно ему надо"? Если "да" - скорее справится, чем нет. Если "не надо" - не справится. Потому что "не надо", а не потому что у него нет/не развит некий "эмоциональный интеллект" (хотя, лично мне сложно представить человека без действующего гипоталамуса).

Предметная область
Отрасль
Управление