В западной модели карьера ИТ-специалиста заканчивается на позиции эксперта
Павел Шмелев, директор центра технического консалтинга компании РДТЕХ, поднял вопрос о разнице построения карьеры ИТ-руководителей в России и за рубежом. Публикуем его мнение в нашей рубрике «Точка зрения».
***
Работая в России уже довольно длительное время после многолетнего американского периода, всякий раз удивляюсь рассказам коллег о карьерных успехах. Работал человек специалистом, получил работу менеджера, руководителя. Переход с позиции специалиста, эксперта в позицию менеджера рассматривается как повышение по службе. Множество руководителей, ИТ-директоров, которые "выросли" на работе - тому подтверждение. Вероятно, ИТ-рынок труда в России не столь структурирован, как западный.
В западной модели карьера специалиста, как правило, заканчивается на позиции эксперта. Дальше - стеклянный потолок. Многие из них впоследствии открывают консалтинговый бизнес (аналог российского ИП). Но суть работы не меняется: это схема "человек-знаковая система". Упрощая, я бы назвал идеального технического специалиста интровертом, увлеченным технологиями. Он видит красоту в изяществе написанного им кода.
Работа менеджера любого уровня описывается другой схемой - «человек-человек». Для такой работы важен эмоциональный интеллект, умение слушать и слышать, мотивировать. И переход от специалиста к менеджеру - это смена профессии. И в новой профессии часто надо начинать с самой низкой позиции.
Переход возможен, но рассматривается как выбор другой профессии, а не рост в имеющейся.
***
Нашей редакции стало интересно, а как вы видите оптимальный карьерный рост для ИТ-специалистов? Какие менеджерские навыки пришлось осваивать вам в роли ИТ-руководителя? Что далось сложнее всего?