Будущее трудовой сферы: как меняется рабочая среда?

6 апреля 2021
Будущее трудовой сферы: как меняется рабочая среда?

За прошедшие месяцы способность бизнеса справляться с непредвиденными обстоятельствами подверглась серьезным испытаниям. Компании сворачивали горы, чтобы сохранить бизнес, а сотрудники принимали новые вызовы, балансируя между работой и личной жизнью. Сейчас ситуация изменилась.  Амир Сохраби (Amir Sohrabi), региональный вице-президент Citrix по развивающимся рынкам, рассказывает о том, что пришло на смену обеспечению непрерывности бизнеса, и как компании перестраивают бизнес-процессы после пандемии.

Сегодня поднимаются новые вопросы, не менее серьезные, чем внедрение эффективных технологий и инструментов. И один из них — как изменятся рабочая среда и происходящие в ней процессы. Компании не могут существовать без сотрудников, и по мере того как условия труда выходят на первый план, будущее трудовой сферы становится всё более человеко-ориентированным. 

Комфортность работы сотрудника складывается из нескольких слагаемых. Это взаимодействие специалиста с коллегами, начальством, клиентами и поставщиками плюс физическое и цифровое рабочее место, а также рабочие процессы и инструменты. Преимущества комфортной рабочей среды с точки зрения сокращения текучки кадров и улучшения обслуживания клиентов были очевидны еще до пандемии. 

Сегодня это стало частью стратегии компаний. Предоставление лучших условий для выполнения работы помогает до конца раскрыть потенциал сотрудников и положительно влияет на производительность за счет внедрения смешанных рабочих моделей. Если не уделить этому вопросу соответствующего внимания, организация может безнадежно отстать от конкурентов. Сегодня именно высокий уровень условий труда привлекает и удерживает ключевых специалистов, которые обеспечивают необходимые бизнес-результаты. 

Строим рабочее пространство будущего

Технологии для организации рабочего пространства стали основным направлением на пути улучшения условий труда, поскольку они серьезно влияют на повышение производительности и вовлеченности сотрудников во всем мире.

Одним из важнейших факторов продуктивности персонала является совместная работа, которая требует постоянной синхронизации участников, где бы они ни работали. Далеко не все компании могут обеспечить сотрудников нужными инструментами, вместо этого им приходится использовать множество приложений. Чтобы не перегружать персонал, стоит сделать выбор в пользу решений, где средства совместной работы интегрируются с имеющимися корпоративными системами. В этом случае специалисты смогут получать и выполнять задания, пользуясь единым персонализованным интерфейсом для всех рабочих процессов, что избавит от необходимости переключаться между разными приложениями.

Цифровое рабочее пространство должно решать следующие задачи:

• Поддерживать распределенные команды (различные локации, удаленные сотрудники).

• Способствовать повышению продуктивности и вовлеченности, избавляя сотрудников от рутинных задач.  

• Гарантировать безопасность любого мобильного устройства.

• Обеспечивать аналитику для получения важных рекомендаций.

• Упрощать задачи руководящего состава (например, утверждение заданий) для повышения эффективности.

Технологии организации рабочих мест должны упрощать доступ к информации и приложениям, устранять «шум» и отвлекающие факторы в течение рабочего дня, а также предоставлять необходимые данные и приложения, чтобы сотрудники работали с максимальной отдачей. 

Сейчас бизнес получает уникальный шанс реорганизовать рабочее пространство, внедрить более гибкие виртуальные решения для восстановления после кризиса и дальнейшего роста. 

Взаимодействие HR и IT 

Наивно полагать, что на комфортность работы специалистов влияет только цифровое рабочее место. Есть и другие не менее важные факторы. С этой точки зрения особое значение имеет взаимодействие отдела по работе с персоналом и ИТ-службы компании. 

HR и IT нельзя назвать естественными союзниками. Как правило, основным препятствием к их сотрудничеству является отсутствие  взаимопонимания. 

Ключевую роль в формировании комфортной рабочей среды играют технологии. Сотрудники не могут продуктивно и увлеченно работать, если у них нет нужных средств и инструментов. И HR-отдел должен рассматривать технологии как способ улучшения условий труда, удержания талантливых сотрудников и привлечения новых кадров, начиная от гибкого графика и заканчивая мониторингом и охраной эмоционального здоровья. 

Забота о здоровье и интересах сотрудников

С усилением значимости условий труда компании стали уделять больше внимания человеческому фактору как части бизнеса, видя в сотрудниках людей, а не винтики рабочего механизма. 

В эффективных организациях признают, что гибкий рабочий режим становится важным элементом вовлечения и удержания сотрудников. В ходе недавнего опроса 76% работников заявили, что они будут более лояльны к работодателю, если он предложит гибкий график. 

По данным другого исследования Citrix, в котором было опрошено 1000 работников в Великобритании, 62% считают, что компании, которые не предлагают удаленную работу, будут терять квалифицированных специалистов. Возможность работать где угодно и когда угодно становится отличительной чертой нового времени, одинаково выгодной как работодателям, так и сотрудникам.

Лучшие из работодателей сейчас пересматривают свой арсенал средств охраны эмоционального здоровья с учетом новых факторов стресса, вызванных пандемией COVID-19 и экономической дестабилизацией. Огромную выгоду получат те организации, которые смогут лучше всего обеспечивать и поддерживать развитие сотрудников. В свою очередь, специалисты продемонстрируют высокие бизнес-результаты работодателю, который интересуется их условиями труда, то есть безопасностью, развитием,  самочувствием, инновациями и творческим решением нестандартных проблем.

Связь и общение

Быть частью команды. Это чувство не появляется в результате внедрения новых технологий. Оно неразрывно связано с корпоративной культурой, которую сильно ослабила пандемия. 

Цифровое рабочее пространство повышает важность выстраивания личных связей и открытого вовлечения в рабочий процесс коллег, которые физически отсутствуют. Необходимо стремиться к такой организации рабочих процессов и межличностных отношений, при которых каждый сможет работать с полной отдачей. 

Приведу некоторые рекомендации для укрепления взаимоотношений в распределенных командах: 

• Слушайте своих сотрудников, чтобы распознать факторы стресса, перемены в отношении к работе и в самочувствии. Это поможет наладить доверительные отношения.

• Сообщайте больше того, что считаете необходимым. Уделите внимание не только ясности процессов, целей и возможностей, но и тому, что работает, а что — нет. Будьте прозрачны и настолько естественны, насколько это возможно.

• Поощряйте совместную работу, сетевое общение и развлекательные мероприятия. Собирайте сотрудников (удаленно) вместе и поддерживайте позитивную рабочую обстановку, в которой все чувствуют себя частью целого (например, виртуальные чаепития или неформальное общение в конце рабочего дня, когда сотрудники могут поговорить, выпустить пар, каким-то образом совместно провести время).

• Будьте готовы к повышенному по сравнению с офисной обстановкой уровнем конфликтов. В определенной степени это нормально, но следите за признаками выгорания или равнодушия. Помните, тесная связь с каждым отдельным членом коллектива поможет вовремя выявить подобные перемены.

• Прислушивайтесь к конкретным потребностям. У каждого сотрудника может быть свой стиль общения. Спросите, как они предпочитают осуществлять обратную связь — лично или, может быть, путем анонимных опросов. Общайтесь, чтобы избежать недопонимания.

Обеспечение комфортных условий труда требует коренных изменений внутри компании, но именно этот фактор становится решающим для привлечения и удержания талантливых специалистов. В конечном счете, востребованные сотрудники будут оценивать организацию по тому, как она действует в текущий момент, насколько она преуспела в преобразовании рабочих практик, процессов и корпоративной культуры в контексте происходящих после пандемии преобразований в трудовой сфере.


1624
Поделиться
Предметная область
Отрасль
Управление