От теста до запуска – в рекордные сроки: что ожидают ИТ-специалисты от рынка тестирования?

9 марта 2021
От теста до запуска – в рекордные сроки: что ожидают ИТ-специалисты от рынка тестирования?

Чтобы быть в тренде, компаниям нужно постоянно выводить на рынок новые продукты, а также оценивать удовлетворенность клиентов от использования решений. Компания Перфоманс Лаб опубликовала исследования RQR 2020-2021 (Russia Quality Report), в котором проанализировала состояние рынка тестирования и сферы обеспечения качества данных ИТ-систем в различных областях экономики. В исследовании приняли участие более 350 организаций из таких отраслей, как телеком, ИТ, банки, ритейл, ТЭК, промышленность и другие. Главные выводы – в нашем материале.

Роль QA

Распространение гибких методологий разработки приводит к частым модификациям ИТ-продуктов. Одновременно с этим компании стремятся как можно быстрее выпускать свои товары на рынок. Эти обстоятельства придают особое значение работе специалистов QA, делая их все более востребованными.

Порог вхождения в специальность не слишком высок: большинство опрошенных компаний (66%) готовы принять на работу тестировщика без образования в области информационных технологий. Подавляющее число респондентов (84%) также не считает необходимым наличие у соискателя на вакансию тестировщика дополнительных сертификатов об образовании. При этом 11% собеседников полагают, что обладание этими документами будет плюсом при трудоустройстве.

Наиболее важными качествами для тестировщика являются внимательность, ответственность и дотошность. Так считают 38% участников исследования. Еще 12% отмечают необходимость инициативности, самостоятельности и стремления к саморазвитию, 11% - аналитических способностей и системного мышления. По мнению 10% респондентов, тестировщик должен обладать знаниями в программировании. Наличие опыта и технических навыков в тестировании программного обеспечения представляется обязательным только 8% опрошенных компаний. Наименее значимыми, по мнению участников опроса, являются такие качества, как коммуникабельность и знание проекта (по 4% голосов).

Большинство опрошенных компаний в первую очередь ставят перед своим отделом QA задачу повышения качества ИТ-продуктов. Об этом заявило 80% участников исследования. Кроме того, 69% респондентов в качестве цели работы специалистов QA выбирают повышение удовлетворенности пользователей. Еще 62% опрошенных организаций поручают специалистам сократить время вывода продукта на рынок. О повышении гибкости при реагировании на потребности рынка беспокоится 44% респондентов, еще 40% выбирают увеличение производительности.

Процесс тестирования

Создание программных решений высокого качества невозможно без их тестирования. Спланировать его наиболее эффективным образом позволяет привлечение к работе над продуктом на ранних этапах QA-команды. Такой подход также помогает своевременно выявить критические дефекты и впоследствии выпустить на рынок качественное ИТ-решение, которое будет ориентировано на потребности пользователя.

Только 13% российских организаций и компаний привлекают к работе тестировщиков на всех этапах жизненного цикла программного обеспечения. К сожалению, отечественный рынок пока не достиг зрелости в этом отношении. Однако показатель хоть и медленно, но неуклонно увеличивается: по сравнению с результатами нашего прошлого опроса его рост составил 5%.

В сравнении с опросом 2017-2018 годов, организации стали чаще привлекать отдел тестирования на ранних этапах жизненного цикла ПО. Специалисты по QA подключаются к работе на стадиях эксплуатации и поддержки (в 50% случаев), описания требований (50%), проектирования (46%). Помимо этапа тестирования, в котором QA-специалисты принимают участие в 91% случаев, этих сотрудников также часто привлекают во время внедрения (61%) и разработки (57%) продукта.

Важными критериями для оценки эффективности работы отдела тестирования респонденты считают число найденных дефектов (51% голосов), сокращение срока выпуска продукта на рынок (49%) и количество дефектов, обнаружить которые не удалось (38%).

Стоимость теста и обнаружения дефекта считают ключевыми параметрами 9% и 18% участников опроса соответственно.

Инструменты тестирования

Грамотно подобранные инструменты тестирования позволяют организовать эффективную проверку программного обеспечения на всех этапах разработки, а значит - обеспечить его высокое качество. В распоряжении специалистов сегодня есть большое число инструментов тестирования. Одни предназначены для контроля над рабочим процессом и его задачами, вторые - для автоматизации, упрощения регрессионных и функциональных проверок, третьи - для тестирования нагрузки и производительности ПО.

Выбор используемых инструментов определяется объектом и видом тестирования, а также количеством привлекаемых для его проведения специалистов. ПО Jira в качестве инструмента управления тестированием используют 73% респондентов. В 29% компаниях применяют Excel. HP ALM, TFS, TestRail помогают организовать деятельность отдела QA у 22%, 20% и еще 20% участников опроса соответственно.

Свои разработки в этой сфере применяют 13% игроков отечественного рынка. Доля респондентов, которые используют собственные инструменты управления тестированием, по-прежнему невелика, но все же увеличилась на 10% по сравнению с результатами предыдущего опроса. Больше всего таких компаний в отраслях электронной коммерции и телекоммуникации, а также в банковской сфере.

Самым популярным инструментом нагрузочного тестирования является Apache JMeter его выбрали 42% опрошенных компаний и организаций. На втором месте (35%) утилита LoadRunner. За ней со значительным отставанием следует фреймворк Gatling (10%). LoadRunner и Gatling чаще используют финансовые и телекоммуникационные организации, Apache JMeter и в некоторых случаях Boomq выбирают представители государственного сектора.

Наиболее востребованные средства мониторинга показателей производительности систем Zabbix (73% голосов) и Grafana (63%). Zabbix и Grafana в равных долях применяются в финансовом, телекоммуникационном и государственном секторах. Системные интеграторы отдают предпочтение Zabbix, компании, работающие на рынке электронной коммерции, чаще выбирают Grafana. Такие инструменты, как Influxdb, стандартные системные средства Linux и Windows, использует примерно равное число респондентов 37%, 40% и 33% соответственно. Большинство респондентов одновременно используют не менее трех различных инструментов.

ПО Docker - самое популярное автоматизированное средство развертывания и управления приложениями в тестовых средах: за него отдали свои голоса 57% респондентов. На втором месте (43%) - Kubernetes. Еще 30% участников опроса применяют систему управления конфигурациями Ansible. Столько же - вообще не используют автоматизированные средства для развертывания сред. В финансовой сфере применяют Docker и Kubernetes, в государственном секторе - Kubernetes и Ansible. Компании, работающие на рынках электронной коммерции и системной интеграции, чаще прочих отказываются от использования автоматизированных средств.

В качестве инструментов автоматизированного тестирования мобильных приложений чаще всего используют Appium (26% голосов) и Espresso (21%). Первое ПО предпочитают банки, второе - государственные структуры и компании, занятые в сфере электронной коммерции. В то же время почти половина респондентов вовсе не применяет инструменты автоматизированного тестирования мобильных приложений.

Тестовые среды

Сегодня лишь 5% игроков рынка проводят тестирование непосредственно на боевых средах. Остальные респонденты выстраивают для своих тестировщиков специальное окружение.

Программное обеспечение Docker стало самым популярным автоматизированным средством для развертывания тестовых сред — его выбрали 33% участников нашего опроса. За Hibernates отдали свои голоса 26% респондентов. Еще 18% компаний используют в своей работе систему Ansible.

Автоматизированное тестирование

Роль автоматизированного тестирования в ИТ-процессах за последние годы стала многогранной. Заказчики услуги стремятся с ее помощью получить полный контроль над качеством разрабатываемого продукта и сократить время тестирования за счет исключения человеческого фактора.


Большинство участников опроса (82%) используют для проверки качества разрабатываемых продуктов автотесты. Столько же респондентов занимаются развитием компетенций по автоматизированному тестированию у своих специалистов в области функционального тестирования.

Наибольшей популярностью среди респондентов пользуется интеграционное и UI-тестирование (по 35%). Еще 26% участников опроса применяют unit-тестирование.

Автоматизация тестовых данных стала самой популярной (21%) опцией, которую респонденты хотели бы получить в следующем году. Внимание бизнеса привлекла и автоматизация тест-дизайна (18%).

Agile

Гибкие методологии разработки (Agile) продолжают завоевывать симпатии российских компаний и организаций. Еще четыре года назад такой подход применяли всего 43% опрошенных игроков рынка. В 2020 году их количество увеличилось до 80%.

Наиболее востребованным среди участников опроса подходом к тестированию по методологии Agile стало применение сервисной виртуализации в тестовых средах: этот вариант ответа выбрали 40% наших собеседников. Второе место по популярности (37% голосов) заняли сразу две позиции - использование непрерывного мониторинга качества на продуктивных ИТ-системах и автоматического развертывания тестовых сред. Всего 20% респондентов отдали предпочтение автоматической генерации тестовых данных.

Ключевые выводы

Итак, большинство опрошенных компаний не считает, что образование в сфере ИТ или дополнительные сертификаты об обучении необходимы тестировщику. Значение придается наличию у соискателя опыта работы (в среднем - от одного года до трех лет) и таким личным качествам, как внимательность, ответственность и дотошность.

Перед отделом QA респонденты ставят две главные задачи: повышение качества ИТ-продукта и сокращение срока его вывода на рынок. Подавляющее большинство участников исследования собирают отзывы о своих продуктах и учитывают их в дальнейшем тестировании.

1603
Поделиться
Предметная область
Отрасль
Управление