Жамиля Каменева, инновационный центр «Ай-Теко»: опыт работы со стартапами

7 декабря 2020

Компаниям, которые заинтересованы в развитии в эпоху глобальных изменений, в первую очередь необходимо наладить взаимовыгодную работу со стартапами. Именно стартапы могут предложить крупным компаниям новые инструменты и подходы в бизнесе. О том, как правильно организовать такое взаимодействие, на конференции "ИТ - сделано в России" рассказала директор по развитию бизнеса инновационного центра "Ай-Теко" Жамиля Каменева.

Каменева, стартапы 1.jpg

Инновационный центр "Ай-Теко" - компания, которая занимается разработкой программного обеспечения на заказ. Она является партнером и резидентом фонда "Сколково". Сейчас в ней работает 650 разработчиков. В этом году инновационный центр организовал третий конкурс по поиску и отбору стартапов: первый был посвящен финансовым стартапам, второй - финансам и ретейлу, а третий - решениям для промышленных предприятий. Оказалось, что для всех трех отраслей и заказчики, и стартапы являются совершенно разными. Программа конкурса планировалась заранее - «Ай-Теко» придерживается принципа организации подобных конкурсов «от заказчиков». Организаторы сначала работают с заказчиками, выясняя их потребности, а потом уже под их требования подстраиваются и правила конкурса, и процедуры привлечения стартапов.

 В этом году конкурс был организован для промышленных предприятий. Он начался в десятых числах марта. Получилось так, что партнеры - это порядка 5 компаний промышленного сектора - испытали некоторые проблемы. В частности, у трех из них за самоизоляцию сменились генеральные директора, а ИТ-директора некоторое время оказались недоступны. Однако выяснилось, что для стартапов «новая нормальность» и переход в онлайн стали хорошими стимулами для активизации инновационной деятельности. В результате, отбор прошел достаточно хорошо.

По словам Жамили Каменевой, инновационные идеи для промышленности можно условно разделить на три основных блока: оптимизация операционной деятельности, к которой относится HR, бухгалтерия, склад и другие общие для всех бизнес-процессы; цифровизация производства, то есть переход к концепции "Индустрии 4.0"; клиентские сервисы, то есть построение экосистемы услуг и продуктов для конечных заказчиков.

При организации конкурса в этом году Инновационный центр столкнулся со следующими проблемами: отсутствие структурированного запроса на инновации от бизнеса заказчиков, что было связано с резкими изменениями рынков и конъюнктуры; нехватка ресурсов на промышленных предприятиях на всех этапах корпоративных программ, поскольку все заняты основным бизнесом; сложность коммуникаций, когда в компании есть несколько цифровых лабораторий, и они принимают решения независимо друг от друга; уникальность каждого клиента, поскольку ИТ-инфраструктура у всех заказчиков сложилась исторически, и сейчас у предприятий нет возможности апробировать новые решения; отсутствие системного подхода к инновациям; и требование глубокой экспертизы, которая должна быть передана в стартап для нахождения адекватного решения предлагаемых проблем.

 "Мы частично научились с этими проблемами бороться, - отметила Жамиля Каменева. - В этом году мы очень просили не менять команду, которая работает со стартапами. Нехватку ресурсов мы компенсируем тем, что самостоятельно делаем отбор стартапов под требования заказчиков и обязательно в очных встречах. Также оказалось, что из промышленных стартапов очень тяжело вытащить бизнес-информацию. В промышленности, несмотря на слишком технические презентации стартапов, заказчики все-таки улавливают суть их предложений".

Критерии при отборе подготовленных стартапами решений были названы следующие: актуальность проблемы на основе стратегических сессий с заказчиками, которые должны были подтвердить ее наличие; реализация для предлагаемого решения одного или двух пилотных проектов; наличие у команды стартапа экспертизы рынка в целом и понимание собственного продукта и ниши; умение презентовать и продавать свой продукт; разработка адекватного плана развития своего продукта и наличие амбиций по его совершенствованию.

 Сам процесс отбора стартапов всегда начинается со стратегических сессий, что рекомендуется делать и для внутрикорпоративных конкурсов. Далее процесс подготовки конкурса идет просто и быстро, поскольку является стандартной процедурой. Впрочем, в производственной сфере обнаружилась одна особенность - промышленные стартапы не хотят участвовать в подобных конкурсах, поэтому организаторам приходится самостоятельно проводить поиски стартапов и приглашать их участвовать в отборе. Когда необходимый набор предложений набран, проводится собственно конкурс с последующей проверкой решений с привлечением представителей заказчика. Далее по классической схеме должен был следовать этап акселерации, но оказалось, что для промышленности достаточно оставить два мастер-класса, в рамках которых стартапы получили обратную связь от заказчиков. Также понадобилась индивидуальная проработка презентаций и выступлений, чтобы представители бизнес-подразделений смогли адекватно оценить их проекты. После этого следовала питч-сессия, на которой в этом году присутствовало в общей сложности около 200 заказчиков и компаний. Всем заказчикам были разосланы презентации и записи выступлений. Параллельно прошла большая PR-компания - были сделаны порядка 50 публикаций в Forbes и РБК по тематике решаемых стартапами проблем.

Всего на конкурс было подано 350 заявок, из которых 150 прошли заочный отбор, для чего было проведено 100 очных встреч. Рекомендованных к партнерству оказалось 30 стартапов, а до финального подписания партнерского соглашения дошли 17 компаний. "Для нас это достойный и хороший результат, и мы продолжаем общаться с теми, кто не прошел, - заверила Жамиля Каменева. - Вместе с TAdviser мы даже сделали карту поставщиков для промышленности, куда не вошли иностранные решения, АСУ ТП и общеотраслевые продукты, которые не относятся к промышленности. Эта карта поможет в будущем российским промышленным предприятиям выбирать для себя инновационные российские разработки".

   


2112
Поделиться
Предметная область
Отрасль
Управление