Переход на отечественные решения: что сделано и что сдерживает?

7 декабря 2020
Переход на отечественные решения: что сделано и что сдерживает?

Тренд на импортозамещение ИТ в России усиливается с каждым годом, благодаря поддержке со стороны регулятора и активному вовлечению игроков рынка в построение новой экосистемы.

В национальной программе «Цифровая экономика РФ» зафиксированы целевые показатели импортозамещения ИТ: к 2024 году доля отечественного софта в госструктурах должна составить 90% и в госкомпаниях — 70%. Государство все активнее стимулирует переход органов власти и компаний с госучастием на отечественные программные продукты. В их случае это уже обязательное мероприятие дорожных карт развития. В госзакупках последних лет выбор нероссийского ПО для задач госорганов становится предметом серьезного внимания (и, как правило, заканчивается оспариванием со стороны регуляторов – исходя из Постановления Правительства №1236 о запрете закупок зарубежного ПО).

Все больший интерес к российским разработкам проявляют крупные нефтегазовые, энергетические, транспортные компании, а также банки. Во многом это обусловлено задачами информационной безопасности (в т.ч. соблюдения требований №152-ФЗ) и риск-менеджмента затем, чтобы обеспечить непрерывность бизнеса при возможном попадании организации в санкционные списки (в этом случае компанию отключают от доступа к зарубежному облачному сервису, ограничивают в возможности закупок зарубежных продуктов, а также в поддержке ранее внедренных решений западных вендоров).

По данным Максима Акимова (зам. председателя правительства в 2019 г.), на конец 2019 года расходы госкомпаний на российский софт в 2019 году составили около 10 млрд рублей, при целевом показателе на 2020 год - 82 млрд рублей, на 2021 - 150 млрд рублей.

Закупки отечественного офисного ПО и антивирусного ПО для всех федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) с 2019 г. централизованно проводит Минкомсвязи. Так, в 2019 году для органов власти было закуплено 220 тыс. офисных российских пакетов и 520 тыс. антивирусных приложений на сумму более 1 млрд рублей. 80% - ПО «Лаборатории Касперского» (409 тыс. лицензий), 20% – «Доктор Веб» (106 тыс. лицензий). 70% (150 тыс. штук) – «МойОфис» компании «Новые облачные технологии, 30% (70 тыс. штук) – «Р7-офис».

Отставание от графика

Федеральный закон №188, запрещающий приобретение импортного софта российским органам власти, был принят в 2015 году. Предлагающий ему альтернативу единый реестр российского программного обеспечения заработал с 2016 года. В том же году был принят план перехода на отечественный софт, регламентирующий дедлайн для органов власти и компаний с госучастием – 2025 год.

В 2019 году Счетная палата выявила, что 96% госведомств используют ИТ-решения, не входящие в Реестр российского ПО, 99% - серверы управления базами данных от зарубежных вендоров или Open Source СУБД, более 82% - зарубежные почтовые серверы. Для сравнения: в сегменте систем информационной безопасности три четверти используемой продукции были российского происхождения. Всего сумма нарушений при закупке иностранных программ составила 3,3 млрд.

На конец 2019 года доля российских продуктов в общем объеме софта, используемого в госкомпаниях, составляла 10% - по данным Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ. Целевой показатель (безопасный и суверенный уровень) оценивается этой организацией в 60%.

Актуальный проект плана Правительства по достижению национальных целей развития России до 2024 года фиксирует, что доля российского софта в стоимости закупок по итогам 2020 должна составить не менее 70% для госорганов и не менее 50% - для госкорпораций.

Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого отечественного ПО в 2017-2019

 

2019, %

2018, %

2017, %

Фонды

39,4

5

20,2

Исполнительная власть РФ

64,6

47

33,6

Исполнительная власть субъектов РФ

62,3

81,8

58

Местные органы муниципальных образований

52,8

56,4

87,4

Компании с госучастием

38,9

65,2

67,4

По данным Счетной палаты, 2019

Падение показателей в 2019 г. объясняют переносом отдельных крупных тендеров или общим снижением затрат на российское ПО, вызванным централизацией его закупок.

Плановые сроки миграции на российские решения

Год решения

Плановый год реализации

Мероприятие и показатели

2015-2016

2025

ФЗ №188 вводит запрет на приобретение импортного софта.

План перехода органов государственной власти (ОГВ) и госкорпораций на российское ПО

2017

2019

80% чиновников должны использовать российские офисные пакеты и ОС (Минсвязь)

2018

2021

>50% софта в госкорпорациях должно мигрировать на продукты из Реестра российского ПО («Директива Силуанова»)

2019

2020

Переход на отечественное телеком-оборудование для интернета вещей (ГКРЧ)

2019

2021

Сдвиг до 2024

85% - уровень использования отечественного ПО на объектах критической инфраструктуры (ФСТЭК) *

* К КИИ относятся ИТ-системы госорганов, банков, объектов транспорта, связи, здравоохранения, предприятий оборонной, топливной, атомной промышленности и энергетики

Реестр российского ПО

Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных был создан в 2016 году. На ноябрь 2020 г. он содержит более 7300 продуктов российской разработки.

В ноябре 2020 г. опубликован проект правил предоставления субсидии для СМБ: предполагается 50% скидка на продукты из реестра российского ПО (распространяемые по облачной модели).

С 1 октября 2020 года все программные продукты, претендующие на попадание в реестр отечественного ПО, должны пройти профессиональную экспертизу – проверку сторонней организацией на соответствие критериям отечественного ПО.

В сентябре 2020 года Минкомсвязь представило новые правила включения продуктов в реестры российского и евразийского программного обеспечения. Теперь исключительное право на ПО должно принадлежать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (ранее регистрация ПО была разрешена также частным лицам). Также организация не должна иметь ограничений по территории оказания данных услуг.

Актуальные барьеры

Зависимость крупных организаций от зарубежных программных продуктов накапливалась много лет – на внедренных системах завязано множество значимых процессов, что с самого начала сдерживало массовое импортозамещение в корпоративном сегменте, а также среди госкомпаний. При том, что реестр предлагает уже достаточно широкий спектр продуктов, их «портфель» все еще не сбалансирован – в одной категории может быть представлено множество систем одного класса, а в другой их количество ограничено. До сих пор нет полноценных «стековых» решений для миграции. При этом в реестр могу попадать «полупродукты» (прикладное ПО на основе открытого кода или продукты на базе зарубежного софта в отечественной «обертке»).

Российскими разработчиками накоплен существенный опыт создания специализированных решений – но преимущественно это продукты уровня СМБ. Все еще сохраняется отставание от зарубежных решений на Enterprise уровне – в т.ч. в части масштабирования (тот или иной продукт может не потянуть промышленные нагрузки, нет опыта их тестирования на десятках тысяч рабочих мест).

Проекты миграции остаются высокозатратными (экономически выгоднее оставаться на крупном контракте с зарубежным вендором, который покрывает целый ряд систем – и в итоге отдельная система обходится дешевле, просто за счет эффекта масштабирования). В том числе приходится дублировать ресурсы – нужны специалисты как по работе с импортным ПО, так и по настройке и пуско-наладке российской замены.

Отсутствуют проработанные методики перехода на отечественное ПО, с расчетами по окупаемости этого процесса в средне и долгосрочной перспективе. По-прежнему сложна интеграция – необходимо обеспечить совместимость устанавливаемого отечественного ПО с другим софтом, использующимся в организации. Есть проблемы с совместимостью новых отечественных разработок со старым «железом». Пока не выстроены горизонтальные связи между отечественными вендорами, нет сформированной экосистемы - в т.ч. в части подготовки/переобучения специалистов (по обслуживанию, поддержке, развитию), а также пользователей (которые на своем уровне могут саботировать проект миграции). Все эти вопросы российским компаниям, разрабатывающим ПО, только предстоит решить.

Подготовила Мария Попова

1062
Поделиться
Предметная область
Отрасль
Управление