Встреча клуба: «ИТ в фармацевтике»

Встреча клуба: «ИТ в фармацевтике»

На онлайн-конференции GlobalCIO|DigitalExperts«IT в фармацевтике» участники обменялись опытом, проблемами и собственными решениями в сфере внедрения проекта «Маркировка» в фармацевтическом производстве и логистике, а также рассказали о собственных разработках в цифровизации фармпроизводства.

Открыли конференцию Дмитрий Михеев, IT-директор Biocodex Russia, и Александр Черных, менеджер по логистике компании. Они рассказали об особенностях маркировки лекарственных препаратов. Свой доклад спикеры начали с рассказа о проблеме, с которой столкнулась компания почти сразу после успешного запуска маркировки лекарственных препаратов. Проблемы возникли при интеграции с логистическими провайдерами услуг, произошло нарушение внутри системы, логистическая цепочка нарушилась. Закономерностью стали загруженность сервисных служб поддержки, периодические сбои в системе, недоступность системы. Спикеры рассказали о методических рекомендациях и двух схемах («Сообщение 702» и «Сообщение 703»), которые были предложены провайдерами поставщикам и интеграторам. В данных схемах приведены последовательности действий в случае тех или иных сбоев в работе системы МДЛП. Также Дмитрий Михеев предложил организовать на уровне Global CIO отдельный форум для производителей, чтобы совместно решать возникающие вопросы, помогать друг другу, и двигаться вперед.

Алексей Кузьмин, Директор по ИТ компании «ГЕРОФАРМ» выступил с докладом «Цифровизация фармпроизводства. Маркировка лекарственных препаратов: драйверы и угрозы». «Мы маркировкой начали заниматься намного раньше, чем коллеги. И как раз мы – те самые, про кого говорят «набили шишек» на этапе зарождения проекта». Компания «ГЕРОФАРМ» начала работать с маркированной продукцией в 2016 году, участвовала в рабочей группе с Росздравнадзором, который на тот момент разрабатывал законодательную базу и методические рекомендации для проекта «Маркировка». Алексей Кузьмин рассказал о собственных решениях и разработках компании, о ходе реализации проекта, об установке и оборудовании упаковочной линии. Технические и организационные аспекты внедрения системы маркировки и мониторинга лекарственных препаратов в компании «ГЕРОФАРМ» выявили много сложностей и неучтенных до запуска проекта нюансов: возникла необходимость в мобильной версии системы; справочник был неудобен и сложен в использовании; обнаружились проблемы регистрации препаратов и площадок; было множество технических сложностей и организационных нюансов работы с ЭЦП; необходимы были решения для обработки исключений. На этом моменте «ГЕРОФАРМ» встала перед выбором: автоматизация или цифровизация? Автоматизация предполагает перевод существующих бизнес-моделей в электронную форму. Цифровизация меняет саму бизнес-модель. В автоматизации выделяются «основные» процессы и на них сосредотачиваются. Цифровизация требует тотального отражения процессов в цифровом виде и в итоге ведет к трансформации. Ожидаемый результат автоматизации — ускорение процесса. При цифровизации цель — конечный результат связанных между собой процессов. Завершая свой доклад, Алексей сформулировал основное направление компании «ГЕРОФАРМ» в работе с маркировкой. Он отметил, что на данный момент нет желаемого эффекта от маркировки, поэтому компания сосредоточилась на автоматизации смежных подразделений: инженерной службы, лаборатории качества, HR. Среди основных задач инженерной службы Алексей выделил следующие: маркировка единиц оборудования и связь с системой ТОиР, фиксация времени устранения аварийной ситуации. Лаборатория качества кодирует листы протоколов, обеспечивает связь с ЛИМС. HR контролирует прохождение персоналом обучения, обеспечивает связь с системой обучения. Также Алексей рассказал о собственном решении компании — ведения электронного досье на серию.

Юрий Колесников, IT-директор АО «Столичные аптеки», рассказал о том, как взаимодействуют между собой производители, дистрибьюторы, поставщики и розничные продавцы в вопросе маркировки лекарственных препаратов. До января 2020 года коммуникация с поставщиками на тему маркировки практически отсутствовала. Перенос начала работы с маркированным товаром с 1 января на 1 июля 2020 дестабилизировал и «расхолодил» работу поставщиков ПО управления продажами аптечной сети, поэтому компания получила «сырую» версию недоработанного ПО. Были предприняты решительные меры — поставщика убедили провести тестирование процессов в тестовом контуре МДЛП, были предприняты попытки переговоров и отработок дополнительных соглашений к договорам поставки по определению процессов и документооборота по маркированной продукции. К сожалению, ни один поставщик не откликнулся на предпринятые меры, требуя соблюдения процессов как для немаркированного товара. Компания пережила первый и сразу неудачный опыт поставок маркированного товара. Из-за неработающего должным образом ПО, полученный маркированный товар невозможно было реализовать и также невозможно было вернуть. Пришлось остановить все поставки маркированного товара. Проблему частично решил проведенный АО «Столичные аптеки» круглый стол «Вопросы работы с маркированным товаром» со всеми крупнейшими поставщиками. Были представлены типовые процессы и их анализ, основные возникающие проблемы и предложения способов решения. На время взаимодействие с поставщиками улучшилось.

Однако на данный момент остается много проблем во взаимоотношениях с поставщиками. Проблему создают и регуляторы в связке с контролирующими госорганами. Спикер представил свое видение трансформации взаимодействия и решения насущных проблем. Основные из них сформулированы следующим образом: проблемы можно эффективно решить только сообща; необходимо создание смешанных групп «Коммерческий департамент-Логисты-IT»; важна проработка типовых процедур работы с маркированным товаром с внесением их в договоры; необходимо создание смешанных каналов оперативной связи.

Александр Колесов, руководитель отдела разработки ПО компании BIOCAD рассказал о том, как на фармпроизводстве компании реализуется программа цифровизации. Свой доклад Александр начал с презентации недавно построенного компанией BIOCAD научно-производственного центра в особой экономической зоне «Нойдорф». Это уникальный инфраструктурный объект, где препараты проходят весь жизненный цикл: от разработки до коммерческого производства и дистрибуции на соответствующих участках (участок масштабирования и трансфера; участок производства биотехнологических субстанций с использованием клеток млекопитающих по технологии Fed Batch; участок производства готовых инъекционных лекарственных форм; участок производства биотехнологических субстанций с использованием клеток млекопитающих по технологии Continuos.) Уникальность проекта заключается в том, что практически все производственные линии, технологическое оборудование и отчасти инженерные системы спроектированы и внедрены сотрудниками компании BIOCAD. Благодаря новому научно-производственному центру, удалось решить следующие задачи:

-    снизить зависимость от западных производителей;

-    иметь полный контроль над данными производственного оборудования;

-    использовать цифровые датчики и исполнительные механизмы;

-    применять облачную архитектуру систем управления и хранения данных;

-    отказаться от диспетчерских пунктов, HMI панелей и ARM операторов в пользу веб и мобильных решений;

-    отказаться от коммерческих SCADA систем;

-    исключить человеческое участие в ходе технологического процесса.

Александр рассказал о том, что департамент автоматизации находится в одном направлении с IT. Тесно выстраиваются связи с информационными системами компании. Для этого в компании применяется сквозная автоматизация. Был приведен пример системы управления биореактором. В технологическом процессе особое внимание направлено на предиктивную аналитику. Отслеживаются аномалии дублирующих датчиков биореактора, аномалии технологического процесса, прогнозируются выходы показаний датчиков за аварийные пределы и неисправность оборудования, применяется решение цифровых двойников датчиков и оборудования. Также Александр представил разработанный в компании инструмент «Чат-бот» для эффективного и точного диалога пользователя с системой. Благодаря чат-боту система помогает пользователю контролировать эффективность использования оборудования; учитывать все действия эксплуатационного и сервисного персонала с оборудованием; вовремя реагировать и предотвращать нештатные ситуации на производстве; иметь возможность получать быстрый доступ к информации о оборудовании; оцифровывать результаты анализов оборудования, и переходить от бумажных журналов к цифровым; интегрировать данные с технологического и лабораторного оборудования с информационными системами компании.

Заканчивая доклад, Александр отметил, что компания BIOCAD не останавливается на достигнутом и занимается совершенствованием существующих технологических процессов и поиском новых решений в области цифровизации производства.

Презентации и видео-выступления спикеров онлайн-встречи доступны в «Отраслевом клубе» для зарегистрированных участников со статусом «Профессионал».

2784

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.