Точка зрения. Автоматизация - причина увольнения сотрудников с работы

26 октября 2020
4

От редакции GlobalCIO|DigitalExperts:

В комментариях к статье «Топ-6 вопросов на тему: можно ли заменить человека коботом» начальник службы технической поддержки ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» Андрей Зелинский поделился своей точкой зрения по поводу того, какое влияние оказывает автоматизация на политику в сфере персонала. Комментарий показался нам достаточно интересным, поэтому мы решили разместить его в рубрике «Точка зрения».

Андрей Зелинский:

В статье есть следующая цитата: «Современное, высокоэффективное, гибкое производство нуждается в специалистах, а также в умной и гибкой автоматизации. Использование всех преимуществ людей и роботов делает компании более гибкими, чтобы они могли реагировать на меняющиеся требования, могли быть более эффективными и продуктивными и поставлять продукцию высокого качества и в установленные сроки. Более того, согласно отзывам наших заказчиков, компании скорее борются с нехваткой рабочей силы, чем думают об увольнении своих сотрудников. Используя все преимущества «умной» автоматизации, компании смогут не только максимально эффективно использовать своих сотрудников, но и увеличить их ценность, а также перевести их на выполнение более требовательных и более квалифицированных рабочих задач. Это позволит значительно улучшить качество их жизни."

Тут не могу согласиться. Робот и вообще автоматика, как правило, способен заменить работника, выполняющего относительно простые операции. Мало кто из сотрудников, заменяемых таким образом может увеличить свою ценность выполняя более квалифицированную работу, да и количество подобных сотрудников сильно отличается.

Приведу пример из жизни.  Во 2-й половине 2000-х я работал в ООО "Петербургтеплоэнерго". Компания занималась модернизацией системы теплоснабжения в некоторых районах города Санкт-Петербурга (начали с Петроградского, насыщенного большим количеством маленьких внутриквартальных котельных, на одной из которых ещё Цой, в своё время, кочегарил).

Процесс замены старых котельных на автоматические блок-модульные привёл к увольнению порядка 800! человек (операторы котельных, кочегары, контролёры режимов работы технологического оборудования и т.п.). Из ГУП "ТЭК СПб" их увольняли в связи с передачей объекта, на котором люди работали в другой организации. Но ООО "Петербургтеплоэнерго" они были не нужны, т.к. объект шёл под модернизацию и был заменен на котельную, не требующую постоянного присутствия персонала и ручного съёма показаний с приборов учёта.

Да, для обслуживания этих систем тоже требовались специалисты, но это были специалисты совсем другого уровня. Никто из сокращаемых со старых котельных людей такого уровня не имел. После увольнения нескольких сотен человек был большой скандал на уровне города. Кого смогли, в "Петербургтеплоэнерго" взяли кладовщиками и т.п., но это были далеко не все уволенные. При этом создано было всего 2-3 десятка рабочих мест для высококвалифицированных КИП'овцев.

Вряд ли жизнь сотрудников качественно улучшилась, но бизнес в плане эффективности действительно выиграл.


681
Поделиться
Коментарии: 4
  • Андрей Лабутин
    Рейтинг: 55
    ЗиД, ОАО
    Начальник отдела ИТ
    30.10.2020 15:30

    Этот же вопрос два года назад обсуждался на конференции в Сколково - и хотя ни к чему не пришли, мне очень понравилось выступление девушки, представителя предприятия по производству электрического крепежа и фурнитуры, которая сказала, что у них предприятие организационно и технически готово перейти к почти безлюдному производству, но поскольку предприятие является основным налогоплательщиком в городе, то администрация города и даже области ведет переговоры с ТОПами предприятия, чтобы такой переход был заморожен и они находят какое-то обоюдотерпимое состояние равновесия, чтобы этот переход не осуществлять.
    Речь шла о чуть менее 2000 сотрудниках.

    В Европе этот вопрос обсуждается на уровне правительства и университетов - какая нужна система образования в эпоху цифры и переходный период и какими будут новые рабочие места. Эта проблема является одним из вопросов при обсуждении безусловного базового дохода.

    Но по факту, правдивый ответ ТОПов самим себе на вопрос: кто мы - "бизнес или социальное предприятие" очень сильно должен повлиять на стратегию развития компании. И ИТ в этой стратегии будет в числе основных игроков, но далеко не главных.

  • Наталья Горова
    Рейтинг: 55
    GlobalCIO | DigitalExperts
    Редактор
    30.10.2020 16:15

    Андрей, да, социально ответственный бизнес - это очень правильная история, и можно только отдать дань уважения руководителям предприятий, которые сохраняют персонал в такой ситуации.
    Тревожит только то, что есть рыночные законы, которые сложно обойти. Со временем найдутся компании, которые будут разворачивать безлюдные производства, они получат преимущество на рынке за счет отсутствия издержек на ФОТ. Постепенно к этой модели будут вынуждены подтягиваться и традиционные компании.
    В общем, здесь нужно искать какие-то новые подходы, безусловно.

  • Андрей Лабутин
    Рейтинг: 55
    ЗиД, ОАО
    Начальник отдела ИТ
    30.10.2020 16:26

    Я не зря написал на каком уровне обсуждается этот вопрос в Европе, очень прискорбно, что в России нет обсуждения вопроса в таком ключе между промышленностью, университетами и губернаторами для начала, чтобы появился какой-то пул предложений в правительство.

    Вообще в Сколково я ожидал на дискуссии кого-то из Минобра и Минпромторга, но увы... Поговорили и разъехались...
    А в это время правительство верстало программу цифровизации промышленности на триллион с лишним, а с директоров предприятий соц. ответственности никто не снимал.

    Уйдут, как сейчас модно говорить "красные директора" и будет чистый бизнес. Примеры в стране уже есть...

  • Наталья Горова
    Рейтинг: 55
    GlobalCIO | DigitalExperts
    Редактор
    30.10.2020 16:42

    Очень нужна такая дискуссия, вы абсолютно правы. Также, как и обсуждение безусловного базового дохода. При тех тенденциях, которые наблюдаются на рынке труда - вопрос времени, когда этот вопрос станет сверхактуальным.

Предметная область
Отрасль
Управление