Отечественные ERP, CRM, ЭДО. Практика применения
Система электронного документооборота становится связующим звеном для множества информационных систем внутри организации. Эксперты утверждают, что решения СЭД/ECM постепенно эволюционируют в новый формат – Content Services Platform (CSP). Влияние на рынок систем ЭДО оказывает политика импортозамещения, а также глобальные мировые тренды: распространение технологий ИИ, облака, Low Code и другие. В обзорном материале для CIO пробуем разобраться в основных тенденциях современного электронного документооборота.
Преимущества электронного документооборота по сравнению с классическим бумажным очевидны. Верхнеуровнево выгоду от ЭДО можно свести к трем направлениям: ускорение и упрощение бизнес-процессов (например, моментальный обмен документами, оперативное подписание, быстрый поиск в базе), повышение надежности и прозрачности делопроизводства (в том числе минимизация «человеческого фактора»), снижение издержек (например, расходов на печать, на хранение бумажных документов).
Преимущества электронного документооборота по сравнению с классическим бумажным очевидны. Верхнеуровнево выгоду от ЭДО можно свести к трем направлениям: ускорение и упрощение бизнес-процессов (например, моментальный обмен документами, оперативное подписание, быстрый поиск в базе), повышение надежности и прозрачности делопроизводства (в том числе минимизация «человеческого фактора»), снижение издержек (например, расходов на печать, на хранение бумажных документов).
Государство активно стимулирует переход на ЭДО, планомерно расширяя области применения цифровых документов, внедряя маркировку товаров, новые форматы электронных документов и т.п.
Например, при работе с товарами, подлежащими маркировке, использование ЭДО обязательно. Каждый год добавляются новые категории маркируемых товаров, и это заставляет производителей, дистрибьютеров и продавцов этих товаров переходить на ЭДО, если они его ещё не используют.
Для корректного ведения бизнеса нужен единый профиль клиента, следовательно, и система, которая агрегирует данные по юридическим и физическим лицам, обогащает и предоставляет их для работы и анализа. Важный момент - интерфейсов не должно становиться больше. Сотрудники должны работать в той же CRM-системе, но всегда с верными, актуальными и обогащёнными данными.
Эта проблема стимулирует следующий виток развития CRM-решений – её плотная интеграция и наличие коннекторов к MDM-системам (Master Data Management).
Эта проблема стимулирует следующий виток развития CRM-решений – её плотная интеграция и наличие коннекторов к MDM-системам (Master Data Management).
Уже больше года компании планируют развитие информационных систем с учетом новых обстоятельств и ограничения доступа к иностранным продуктам. Во многих случаях, в том числе при внедрении ERP, ECM или CRM, речь идет о масштабных и дорогостоящих проектах, а жизненный цикл решений составляет около семи лет минимум. Поэтому важна уверенность, что заказчик полностью контролирует систему, имеет возможность ее развивать и масштабировать, обеспечивает безопасность чувствительных данных. ИТ-компания «Хоулмонт», которая развивает собственные продукты и разрабатывает заказные решения, рассказывает, что происходит на рынке.
Российские ERP находятся на той степени зрелости, когда они готовы стать полноценной заменой популярным зарубежным ERP, а недостающие возможности можно будет доработать. Не нужно бояться процесса смены решения. Рано или поздно из-за отсутствия поддержки и развития западных ERP-систем при условии, что они не возобновят свою деятельность в РФ, все компании так или иначе начнут миграцию. Стоит присмотреться к имеющимся на рынке решениям и начать процедуру перехода в спокойном режиме — чтобы через год-два, когда отсутствие обновлений и ограничения в масштабировании станут рискованны для бизнеса, не реализовывать проект в авральном режиме.
Как живет рынок CRM
На микро- и малый бизнес эта ситуация практически никак не повлияла. Такие компании пользовались облачными сервисами, где есть вполне сильные российские игроки.
В сегменте среднего бизнеса, где “облако” не подходит и нужны кастомизированные решения на внутренней инфраструктуре, по большому счету тоже ничего не поменялось. Гораздо сложнее обстоят дела в крупных компаниях, особенно — в сегменте энтерпрайз. Все главные производители софта для таких заказчиков покинули российский рынок, т.е. сейчас нет вендоров, способных удовлетворять требования бизнеса, которые были, например, обычными еще в 2021 году — производительности, надежности, интеграции, гибкости, функционалу.