Сергей Портнягин, Руководитель направления, Райффайзенбанк о Проекте года
18 декабря 2019
3334
Заказчиком решения является группа Компаний Askona Life Group, в состав которой входят 32 компании: крупнейшая в Восточной Европе фабрика товаров для здорового сна «Аскона», несколько заводов, осуществляющих производство сырья и комплектующих, фабрика кроватей и диванов, а также 820 фирменных магазинов в России и странах СНГ. Задача взаиморасчетов между компаниями заказчика решалась во многом стандартным на текущий момент способом. Процессы внутри компаний хорошо автоматизированы c использованием решений от компаний Галактика и 1С. Заказ клиента от магазина через систему электронного документооборота передается производителю и размещается в его внутренней информационной системе. В свою очередь, заказы от производителя к поставщикам комплектующих и сырья для производства передаются через систему электронного документооборота и размещаются в их информационных системах. Для расчетов между собой компании используют возможности систем дистанционного обслуживания, предоставляемые расчетным банком. Расчеты производятся по факту подтверждения получения заказа, исходя из количества дней отсрочки платежа по договору. При этом необходимо еще отслеживать и ситуации, связанные с отменами или корректировками заказа.
2. Какие были выявлены основные проблемы старой системы?
Основные проблемы, несмотря на уже имеющийся высокий уровень автоматизации процессов, в силу очень большого количества заказов:
- применяемое решение не является гарантией от возникновения расхождений по заказам и статусам их исполнения в информационных системах покупателя и поставщика в силу сложности, а в отдельных случаях невозможности синхронизации данных через классическую систему электронного документооборота;
- применяемое решение не позволяет автоматически осуществлять расчеты при подтверждении факта получения заказа с отслеживанием наступления даты отсрочки платежа.
В итоге в группе Компаний в процессы, связанные c выверкой заказов и осуществления расчетов, вовлечено более 70 сотрудников казначейства и операционного планирования.
3. Почему было выбрано именно это ПО (Quorum - блокчейн-платформа) и рассматривали ли другие системы?
Одной из задач в рамках проекта было отработать технологические решения, которые позволили бы с использованием открытого программного обеспечения (Open Source Software) разработать и внедрить сложную, с точки зрения внутренней программной архитектуры, информационную систему, состоящую из блокчейн-платформы, интеграционных сервисов, программного брокера сообщений и программного обеспечения для криптографической защиты информации и электронной подписи, но при этом простую, с точки зрения затрат и времени на интеграцию со стороны подключаемых компаний. Поэтому в рамках 1-го этапа (октябрь-декабрь 2018 года) был сначала разработан пилотный прототип по автоматизации части бизнес-процесса для отработки архитектуры платформы, возможных вариантов технологических решений и проверки гипотезы об их применимости для целей проекта. В качестве технологических решений для блокчейн-платформы опробировались Ethereum, Quorum и Hyperledger Fabric. По итогам 1-го этапа и демонстрации работающего прототипа заказчиком было принято решение о разработке промышленной версии платформы на Quorum, исходя из того, что данная технология на тот момент была более отработана, соответствовала требованиям заказчика по конфиденциальности и была более проста в освоении.
4. На сколько шагов вперед это решение? Каков запас его прочности по времени?
Данное решение переводит процессы автоматизации взаимодействия информационных систем компаний между собой и банком на принципиально новый уровень, исходя из принципов, заложенных при создании технологий распределенных реестров. Данные принципы гарантируют, что информационные системы участников получают возможность через блокчейн-сеть обмениваться между собой и хранить у себя одни и те же данные по документам и операциям с ними, а использование механизма смарт-контрактов позволяет на основании данных в распределенном реестре участников автоматизировать любые бизнес-процессы между ними “под себя”. Например, при поступлении в реестр статуса о подтверждении факта получения заказа от покупателя автоматически отслеживать наступление даты отсрочки платежа и при ее наступлении формировать и передавать в банк платежное поручение.
5. С помощью какого инструментария было построено "единое доверенное информационное пространство для участников процесса"?
Единое доверенное информационное пространство для участников процесса построено за счет интеграции информационных систем участников для обмена документами и операциями через блокчейн-сеть, созданную на платформе Quorum и децентрализованного файлового хранилища IPFS. Инициатором создания данных в блокчейн-сети могут быть только ее участники. При этом всегда можно определить кто и когда создал данные. Участники сети могут только создать данные в реестре, изменить или удалить данные невозможно, что является основным принципом технологии распределенных реестров. Соответственно, участники всегда могут просмотреть всю историю по всему бизнес-процессу создания и внесения изменений в документы и все операции с ними. Права доступа участников к данным могут быть ограничены, исходя из требований бизнес-процесса. При этом юридически значимые документы и операции при обмене участниками через блокчейн-сеть дополнительно еще шифруются и подписываются с помощью сертифицированного средства криптографической защиты Крипто PRO.
6. Можно ли уже сейчас говорить о конкретных результатах внедрения? Есть ли уже данные?
На текущий момент к платформе подключены 4 из 32 компаний группы. Количество заказов между ними с полностью автоматическими взаиморасчетами составляет до нескольких десятков заказов в день. По информации от заказчика высвободилось 7 сотрудников казначейства и операционного планирования. Транзакционные расходы на поддержание процесса сократились на 60%. За счет отсутствия влияния человеческого фактора на обработку и отслеживание заказов и расчетов – сократились сроки исполнения заказов от 2 до 5 дней.
7. Планируется ли дальнейшее расширение системы или доработки внедренного решения?
В течение 1-го квартала 2020-го года планируется подключить к платформе все 32 компании группы. В дальнейшем планируется расширение автоматизируемых бизнес-процессов и подключение других расчетных банков.
8. Какие проекты коллег Вам показались наиболее интересными?
Очень сложный вопрос. Количество проектов составляет 193 по разным областям. Все они - результат очень большой работы ИТ-команд и несут несомненную ценность для заказчиков. Поэтому я пока нахожусь в процессе ознакомления и принятия решения, так как выбрать лучшее из лучших - задача очень непростая.
9. Почему приняли решение участвовать в конкурсе Проект года - 2019?
Данный проект впервые реализовывался ИТ-дирекцией Райффайзенбанка в качестве технологического партнера для нашего клиента - группы Компаний Askona Life Group. При этом разработанное решение во многом уникально. Поэтому, во-первых, для нас очень важно было поделиться с профессиональным сообществом нашим опытом по применению новых технологий для решения практических задач, который может быть полезен многим. А во-вторых, - получить оценку результата нашей работы и обратную связь от лучших экспертов в рамках такого значимого в профессиональном сообществе конкурса как Проект года.
Комментировать проект и проголосовать за него можно по ссылке