Технологический суверенитет КИС АР
- Заказчик:
- НКО Федеральная палата адвокатов РФ
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Год завершения проекта
- 2025
- Сроки выполнения проекта
- ноябрь, 2024 — октябрь, 2025
- Масштаб проекта
- 136000 автоматизированных рабочих мест
- Цели
1. Импортозамещение
Обеспечить переход инфраструктуры Комплексной информационной системы адвокатуры России (КИС АР) до ноября 2025 года на отечественные программные компоненты, снизив зависимость от иностранных технологий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145.
2. Информационная безопасность
Создать многоуровневую систему защиты данных КИС АР, соответствующую требованиям российских нормативно-правовых актов, включая №152-ФЗ, №149-ФЗ, а также указы и постановления, регулирующие защиту ИСПДн.
1. Импортозамещение
Обеспечен переход инфраструктуры Комплексной информационной системы адвокатуры России (КИС АР) в заявленные сроки на отечественные программные компоненты. Cнижена зависимость от иностранных технологий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145.
2. Информационная безопасность
Создана многоуровневую систему защиты данных КИС АР, соответствующая требованиям российских нормативно-правовых актов, включая №152-ФЗ, №149-ФЗ, а также указы и постановления, регулирующие защиту ИСПДн.
Уникальность проекта
1. Рекордно сжатые сроки: миграция и запуск тестовой версии были реализованы всего за один месяц.
2. Соответствие строгим нормативам: инфраструктура и программное обеспечение адаптированы в соответствующую требованиям российских нормативно-правовых актов.
3. Защита данных: внедрена многоуровневая система безопасности, соответствующая последним требованиям регуляторов (МинЦифры и ФСТЭК России).
4. Финансирование: реализация проекта выполнена за счет собственных средств Адвокатуры России.
- Использованное ПО
Продукт построен на архитектурных решениях от отечественных вендоров:
аппаратная часть реализована на базе вычислительных мощностей ЦОД cloud.ru;
операционная система для виртуальных серверов Astra Linux Воронеж;
система управления базами данных Platform V Pangolin DB;
система управления аутентификацией и авторизацией пользователей Platform V IAM SE;
система мониторинга и реагирования на события информационной безопасности BI.ZONE TDR.
- Сложность реализации
На стадии реализации проект столкнулся с рядом сложностей, включая:
1. Необходимость строгого соответствие инфраструктуры нормативно-правовым актам, регламентирующим подходы к защите ИСПДН, а именно соответствие: №152-ФЗ, №149-ФЗ, а также указам и постановлениям, регулирующим защиту ИСПДн.
2. Сжатые сроки миграции на отечественную платформу с минимальным временем даунтайма.
Кроме того, проект представляет собой первый опыт реализации программы технологического суверенитета ИСПДн федерального уровня Некоммерческой организации полностью за счет собственных средств.
- Описание проекта
КИС АР обеспечивает взаимодействие Федеральной палаты адвокатов, адвокатских палат субъектов РФ, адвокатов и должностных лиц уполномоченных органов (судов, следственных комитетов и т.д.) в ходе автоматического распределения поручений на защиту по назначению в рамках ст. 50, 51 УПК РФ, ст.50 ГПК РФ и ст.54 КАС РФ.
КИС АР предназначена для:
- ведения реестра адвокатских образований, их филиалов и иных обособленных подразделений;
- автоматизированного распределения между адвокатами по назначению поручений в уголовном, гражданском, административном судопроизводстве, и их взаимодействия с адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов РФ, Федеральной палатой адвокатов РФ, а также для информационного сопровождения этого взаимодействия в рамках, предусмотренных законодательством РФ;
- автоматизации процессов квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов РФ в части проведения квалификационного экзамена.
Проект был направлен на создание безопасной, надежной, высокопроизводительной технологически независимой инфраструктуры КИС АР.
Первым шагом проекта стала оценка существующей инфраструктуры КИС АР и определение необходимых изменений для соответствия требованиям №152-ФЗ, №149-ФЗ, а также указам и постановлениям, регулирующим защиту ИСПДн.
Проект также включал миграцию с иностранной платформы на отечественные продукты. Это позволило не только повысить уровень безопасности, но и снизить зависимость от иностранных технологий. Для успешной миграции был разработан план действий, который предусматривал полное резервное копирование данных, тестирование новой инфраструктуры и минимизацию времени простоя. Команда проекта оперативно провела все необходимые действия, что позволило перейти на тестовую версию в рекордные сроки — в течении одного месяца.
Ключевым аспектом проекта стало обеспечение информационной безопасности. Для этого была внедрена многоуровневая система защиты данных, включающая средства антивирусной защиты, межсетевые экраны и средства обнаружения вторжений и тд.. В результате реализации данных мер была достигнута высокая степень защиты информации и соблюдения норм безопасности.
Не менее важным этапом проекта стало создание системы технической поддержки. В случае возникновения инцидентов или технических неполадок, оказывается оперативная помощь для их устранения, что способствует высокой доступности платформы для пользователей.
В рамках проекта предусмотрено неограниченное масштабирование ресурсов, включая увеличение пропускной способности каналов связи и объёма вычислительных мощностей для хранения и обработки данных. Это позволяет адаптироваться к увеличению нагрузки в период пиковых обращений.
- География проекта
89 субъектов Российской Федерации, включая новые территории.
- Дополнительные презентации:
- 2025663172.eod (1).pdf