Цифровое пространство персонализации образования

Заказчик:
Южный федеральный университет
Руководитель проекта со стороны заказчика
Поставщик
CUSTIS (ООО "Заказные ИнформСистемы")
Год завершения проекта
2025
Сроки выполнения проекта
январь, 2024 — октябрь, 2025
Масштаб проекта
650 автоматизированных рабочих мест
Цели

Цель проекта - цифровая трансформация образовательной деятельности университета для создания новой образовательной среды осознанного выбора и формирования индивидуальных профессиональных траекторий.

Ключевые показатели:

  1. Не менее 30% обучающихся очной формы обучения в 2025 году используют возможности построения индивидуальных образовательных траекторий.

  2. Не менее 50 сочетаний вариативных профессиональных компетенций сформировано по результатам выбора обучающихся.

  3. Не менее 75 студентов по результатам выбора вариативных профессиональных компетенций сформировали уникальную (не повторяющуюся более ни у одного студента) индивидуальную образовательную траекторию в области профессиональных компетенций.

  1. Более 3000 модулей учебного процесса введено в Modeus без использования ручного труда за счёт разработанного скриптового ввода в веб-интерфейсе системы

  2. Для 42,5% (956 из 2249) студентов Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета организована выборная кампания по выбору лекторов и языков реализации дисциплин, общая активность участия в выборе – 87,6% (среди студентов 1 курса – 93,9%)

  3. 56 сочетаний вариативных профессиональных компетенций сформировано, что с учётом обязательных компетенций обеспечивает 162 индивидуальные профессиональные траектории для 418 обучающихся старших курсов

  4. 93 студента обучаются на уникальных профессиональных траекториях (не повторяющихся более ни у одного обучающегося университета)

  5. Индивидуальное расписание студентов составлено оптимизационным расчётом («Авторасписание» в Modeus) в условиях нерегулярного планирования (преподаватели определяют очередность, количество и продолжительность учебных встреч на неделе)

Уникальность проекта

  1. Построение цифровой среды, поддерживающей высокий уровень индивидуализации профессиональных траекторий вплоть до персонализации на всём жизненном цикле образовательной программы (разработка учебных модулей и образовательных пространств, планирование учебной нагрузки, составление персонального расписания, учёт результатов обучения).

  2. Перевод планирования, организации и сопровождения образовательной деятельности в единую информационную систему из “зоопарка” трёх различных ранее используемых систем (1С:Университет, сервис “Балльно-рейтинговая система ЮФУ”, “Авторасписание”).

  3. Переход к автоматизированному составлению расписания занятий в условиях кратного роста индивидуализации образовательных траекторий и академических свобод преподавателей (преподаватели сами определяют очередность, количество и продолжительность учебных встреч на каждой неделе).

  4. Использование образовательных стандартов высшего образования ЮФУ в качестве базы для обеспечения персонализации образования.

Использованное ПО
  1. Modeus (информационная система обеспечения индивидуальных образовательных траекторий).

  2. 1С:Университет

  3. LMS на базе Moodle

  4. АКТРУ

Сложность реализации
  1. Первое в России использование ряда сервисов Modeus: формирование всей учебной нагрузки преподавателей, расчёт расписания через сервис “Авторасписание”

  2. Кратный рост сложности расписания: вместо 14 образовательных траекторий обеспечены 162 траектории по вариативным+обязательным компетенциям

  3. Наличие дополнительных ограничений на расписание для обеспечения возможности перемещения в течение дня между городами студентов совместных образовательных программ (г. Таганрог – г. Ростов-на-Дону) и видеотрансляции для студентов филиалов (г. Новошахтинск, г. Геленджик)

  4. Необходимость разработки дополнительных решений (скриптовый ввод данных в условиях отсутствия механизмов импорта и api и др.)

  5. Масштабирование внедрения в 2025 году c ростом от 11 раз по контингенту студентов до 20 раз по числу программ.

  6. Сжатые сроки кратного масштабирования (на все этапы от начала ввода в Modeus более 3 тыс. модулей учебного процесса до составления расписания – менее 3 месяцев)

Описание проекта

Отличительной особенностью собственных образовательных стандартов Южного федерального университета является разделение профессиональных компетенций на обязательные, формулируемые руководителем программы, и вариативные, которые обучающийся выбирает самостоятельно из ежегодно обновляемого перечня. Это обеспечивает возможность непосредственного влияния студента на свою профессиональную траекторию и оперативную актуализацию образовательного пути в ходе реализации программы.

Такая гибкость требует цифровой трансформации всех процессов – от планирования и обновления программ до формирования персональных траекторий и расписаний обучающихся.

В рамках проекта решён комплекс задач:

  1. Интеграция системы учёта контингента (1С:Университет) с платформой индивидуальных траекторий Modeus для синхронизации данных о студентах, преподавателях и результатах обучения.

  2. Проектирование в Modeus единого образовательного пространства, объединяющего профессиональные школы, отдельные программы и обеспечивающего персонализацию за счёт вариативных компетенций.

  3. Оцифровка модулей учебного процесса вплоть до отдельных занятий для формирования информативного расписания. Автоматизация ввода данных (Python + Selenium) позволила сократить время создания модуля более чем в 10 раз.

  4. Планирование нагрузки преподавателей, включая внеаудиторную учебную деятельность, и формирование индивидуальных планов, ранее реализуемых только в 1С.

  5. Проведение выборных кампаний: при выборе лекторов и языков реализации дисциплин участие приняли свыше 950 студентов 1–3 курсов, 280 магистрантов; в части вариативных компетенций - более 400 студентов 3-4 курсов; в спортивных секциях – свыше 11 000 студентов всего университета. Активность участия – до 96 % в отдельных кампаниях.

  6. Формирование расписания при росте сложности: вместо 14 программ – 162 профессиональные траектории. Учтены дополнительные ограничения (студенты из других городов, лекции с видеотрансляцией, гибкое планирование встреч). Составление расписания автоматизировано с помощью прототипа «Авторасписание» Modeus.

  7. Интеграция LMS Moodle и Modeus для обмена данными о результатах обучения.

Реализация проекта способствует повышению качества образования и востребованности выпускников:

  • Механизм вариативных компетенций обеспечивает гибкость программ и их оперативное обновление в соответствии с требованиями рынка труда: период от появления запроса до выбора студента – до 1 месяца.

  • Возможность реального выбора студентами профессиональных траекторий способствует развитию ответственности и критического мышления, ускоряет адаптацию выпускников к рынку труда.

  • Конкуренция преподавателей за выбор студентов стимулирует повышение качества учебных модулей и методик преподавания.

Номинант руководитель проекта Горбунов Александр Валерьевич

География проекта

г. Таганрог, г. Ростов-на-Дону, филиалы в г. Новошахтинске и г. Геленджике

Дополнительные презентации:
Цифровое_пространство_персонализации_образования.pdf

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.