Цифровое пространство персонализации образования
- Заказчик:
- Южный федеральный университет
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- CUSTIS (ООО "Заказные ИнформСистемы")
- Год завершения проекта
- 2025
- Сроки выполнения проекта
- январь, 2024 — октябрь, 2025
- Масштаб проекта
- 650 автоматизированных рабочих мест
- Цели
Цель проекта - цифровая трансформация образовательной деятельности университета для создания новой образовательной среды осознанного выбора и формирования индивидуальных профессиональных траекторий.
Ключевые показатели:
-
Не менее 30% обучающихся очной формы обучения в 2025 году используют возможности построения индивидуальных образовательных траекторий.
-
Не менее 50 сочетаний вариативных профессиональных компетенций сформировано по результатам выбора обучающихся.
-
Не менее 75 студентов по результатам выбора вариативных профессиональных компетенций сформировали уникальную (не повторяющуюся более ни у одного студента) индивидуальную образовательную траекторию в области профессиональных компетенций.
-
-
Более 3000 модулей учебного процесса введено в Modeus без использования ручного труда за счёт разработанного скриптового ввода в веб-интерфейсе системы
-
Для 42,5% (956 из 2249) студентов Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета организована выборная кампания по выбору лекторов и языков реализации дисциплин, общая активность участия в выборе – 87,6% (среди студентов 1 курса – 93,9%)
-
56 сочетаний вариативных профессиональных компетенций сформировано, что с учётом обязательных компетенций обеспечивает 162 индивидуальные профессиональные траектории для 418 обучающихся старших курсов
-
93 студента обучаются на уникальных профессиональных траекториях (не повторяющихся более ни у одного обучающегося университета)
-
Индивидуальное расписание студентов составлено оптимизационным расчётом («Авторасписание» в Modeus) в условиях нерегулярного планирования (преподаватели определяют очередность, количество и продолжительность учебных встреч на неделе)
-
Уникальность проекта
-
Построение цифровой среды, поддерживающей высокий уровень индивидуализации профессиональных траекторий вплоть до персонализации на всём жизненном цикле образовательной программы (разработка учебных модулей и образовательных пространств, планирование учебной нагрузки, составление персонального расписания, учёт результатов обучения).
-
Перевод планирования, организации и сопровождения образовательной деятельности в единую информационную систему из “зоопарка” трёх различных ранее используемых систем (1С:Университет, сервис “Балльно-рейтинговая система ЮФУ”, “Авторасписание”).
-
Переход к автоматизированному составлению расписания занятий в условиях кратного роста индивидуализации образовательных траекторий и академических свобод преподавателей (преподаватели сами определяют очередность, количество и продолжительность учебных встреч на каждой неделе).
-
Использование образовательных стандартов высшего образования ЮФУ в качестве базы для обеспечения персонализации образования.
- Использованное ПО
Modeus (информационная система обеспечения индивидуальных образовательных траекторий).
1С:Университет
LMS на базе Moodle
АКТРУ
- Сложность реализации
Первое в России использование ряда сервисов Modeus: формирование всей учебной нагрузки преподавателей, расчёт расписания через сервис “Авторасписание”
Кратный рост сложности расписания: вместо 14 образовательных траекторий обеспечены 162 траектории по вариативным+обязательным компетенциям
Наличие дополнительных ограничений на расписание для обеспечения возможности перемещения в течение дня между городами студентов совместных образовательных программ (г. Таганрог – г. Ростов-на-Дону) и видеотрансляции для студентов филиалов (г. Новошахтинск, г. Геленджик)
Необходимость разработки дополнительных решений (скриптовый ввод данных в условиях отсутствия механизмов импорта и api и др.)
Масштабирование внедрения в 2025 году c ростом от 11 раз по контингенту студентов до 20 раз по числу программ.
Сжатые сроки кратного масштабирования (на все этапы от начала ввода в Modeus более 3 тыс. модулей учебного процесса до составления расписания – менее 3 месяцев)
- Описание проекта
Отличительной особенностью собственных образовательных стандартов Южного федерального университета является разделение профессиональных компетенций на обязательные, формулируемые руководителем программы, и вариативные, которые обучающийся выбирает самостоятельно из ежегодно обновляемого перечня. Это обеспечивает возможность непосредственного влияния студента на свою профессиональную траекторию и оперативную актуализацию образовательного пути в ходе реализации программы.
Такая гибкость требует цифровой трансформации всех процессов – от планирования и обновления программ до формирования персональных траекторий и расписаний обучающихся.
В рамках проекта решён комплекс задач:
-
Интеграция системы учёта контингента (1С:Университет) с платформой индивидуальных траекторий Modeus для синхронизации данных о студентах, преподавателях и результатах обучения.
-
Проектирование в Modeus единого образовательного пространства, объединяющего профессиональные школы, отдельные программы и обеспечивающего персонализацию за счёт вариативных компетенций.
-
Оцифровка модулей учебного процесса вплоть до отдельных занятий для формирования информативного расписания. Автоматизация ввода данных (Python + Selenium) позволила сократить время создания модуля более чем в 10 раз.
-
Планирование нагрузки преподавателей, включая внеаудиторную учебную деятельность, и формирование индивидуальных планов, ранее реализуемых только в 1С.
-
Проведение выборных кампаний: при выборе лекторов и языков реализации дисциплин участие приняли свыше 950 студентов 1–3 курсов, 280 магистрантов; в части вариативных компетенций - более 400 студентов 3-4 курсов; в спортивных секциях – свыше 11 000 студентов всего университета. Активность участия – до 96 % в отдельных кампаниях.
-
Формирование расписания при росте сложности: вместо 14 программ – 162 профессиональные траектории. Учтены дополнительные ограничения (студенты из других городов, лекции с видеотрансляцией, гибкое планирование встреч). Составление расписания автоматизировано с помощью прототипа «Авторасписание» Modeus.
-
Интеграция LMS Moodle и Modeus для обмена данными о результатах обучения.
Реализация проекта способствует повышению качества образования и востребованности выпускников:
-
Механизм вариативных компетенций обеспечивает гибкость программ и их оперативное обновление в соответствии с требованиями рынка труда: период от появления запроса до выбора студента – до 1 месяца.
-
Возможность реального выбора студентами профессиональных траекторий способствует развитию ответственности и критического мышления, ускоряет адаптацию выпускников к рынку труда.
-
Конкуренция преподавателей за выбор студентов стимулирует повышение качества учебных модулей и методик преподавания.
Номинант – руководитель проекта Горбунов Александр Валерьевич
-
- География проекта
г. Таганрог, г. Ростов-на-Дону, филиалы в г. Новошахтинске и г. Геленджике
- Дополнительные презентации:
- Цифровое_пространство_персонализации_образования.pdf