Внедрение системы бюджетирования, отчетности и управления эффективностью

Заказчик:
АО "Первая Портовая Компания"
Руководитель проекта со стороны заказчика
Поставщик
АО «ТК «Конвей Плюс»
Год завершения проекта
2025
Сроки выполнения проекта
май, 2025 — декабрь, 2025
Масштаб проекта
100 автоматизированных рабочих мест
Цели

Создание единой автоматизированной системы бюджетирования, отчетности и управления эффективностью, позволяющей Группе ППК:

  • зафиксировать взаимосвязь целевых показателей эффективности по функциональным направлениям (в удельных натурально-стоимостных параметрах) с финансово-экономическими показателями;

  • сформировать базу для проведения анализа влияния управляемых/неуправляемых факторов на достижение финансовых целей;

  • сократить длительность цикла сбора полного бюджета;

  • сократить сроки формирования ежемесячной управленческой отчетности;

  • получить финансовый эффект от системы адресного автоматизированного бюджетного контроля запланированных мероприятий;

  • сократить трудозатраты на администрирование бюджетного процесса и процесса сбора управленческой отчетности.

Внедрение нового инструмента позволило Группе ППК:

  • стандартизировать алгоритм планирования и формы управленческой отчетности;

  • определить ключевые метрики эффективности и построить единую технико-экономическую модель производства, на основании которой возможно применять оптимизационные подходы к использованию ключевых ресурсов для производственного цикла;

  • повысить прозрачность и скорость принятия решений в ключевых процессах в рамках годового планирования;

  • выстроить финансовую структуру и обновить параметры полномочий и ответственности в группе компаний, следующий шаг – автоматизация процесса бюджетного контроля, снижение трудоемкости и повышение качества бюджетного контроля;

  • автоматизировать сбор управленческой отчетности по фактическим данным.

Уникальность проекта

Первая Портовая Компания (Группа ППК) завершила основную часть проекта по автоматизации процессов бюджетирования, расчета ключевых показателей эффективности (КПЭ) и управленческой отчетности с учетом синхронизации с международными стандартами МСФО. 

Бюджет и управленческая отчетность Группы ППК переведены в архитектуру драйверной модели и структуры целевых ключевых показателей эффективности («объем требуемого ресурса х норматив/цель использования ресурсов х удельная цена ресурса = затраты»). 

Расчеты в рамках единой бюджетной модели обеспечивают: 

  • взаимосвязь целевых показателей эффективности по функциональным направлениям (в удельных натурально-стоимостных параметрах) с финансово-экономическими показателями; 

  • прозрачность и единство данных при проведении план-факт анализа с целью улучшения качества планирования использования ресурсов и определения управляемых/неуправляемых факторов влияния на достижение финансовых целей; 

  • гарантию единства понимания поставленных целей по ключевым показателям эффективности деятельности отдельных функциональных направлений.

Использованное ПО

ПО Optimacros (основное), 1С:ТОиР, 1С:УХ

Сложность реализации

С какими сложностями столкнулась проектная команда на каждом этапе:

1.     Этап по разработке новой единой унифицированной методологии планирования (перевод в архитектуру драйверной модели и структуры целевых ключевых показателей эффективности):

  • неформализованная методология планирования на старте проекта;

  • сложный и ресурсоемкий процесс по унификации новой методологии;

  • устранение разрыва в подходах к планированию, справочниках, алгоритмах;

  • выстраивание финансовой структуры через тестирование зон ответственности между

функциями;

2.     Этап автоматизации сбора фактических данных для управленческой отчетности:

  • отсутствие единой методологии по управленческому учету;

  • отсутствие унифицированных справочников между планом и фактом;

  • параллельные работы по разработке методологии планирования, сбора фактических данных по управленческому учету и синхронизации с международными стандартами МСФО.

3.     Этап разработки и запуска модели планирования в сроки бюджетной кампании

  • готовность новой единой унифицированной методологии планирования – 2 месяца, далее – работы шли параллельно с разработкой;

  • от старта разработки до бюджетной кампании –  1,5 месяца.

Описание проекта

ППК – Группа ведущих предприятий стивидорного и логистического комплексов России в Балтийском и Азово-Черноморском бассейнах. 

До внедрения системы бюджетный процесс не был унифицирован и выверен между Функциями и Обществами. В финансовую службу Корпоративного центра поступало более сотни файлов в формате MS Excel, доступ к детальным показателям бюджета был затруднен. Поэтому было решено реализовать масштабный проект, в результате которого финансовое, стратегическое и операционное планирование реализуется на базе единой системы, повышая скорость и качество этих процессов.

С ориентиром на крайне сжатые сроки был выбран гибкий подход к управлению проектом Agile с разбиением на этапы Pre-MVP, MVP, полная модель.

1 очередь проекта: создание бюджетной модели Группы ППК.

Автоматизация процесса бюджетирования началась с унификации методологии процесса бюджетирования между Обществами, а также выравнивания финансовых моделей Функций между собой. 

Система построена с применением нормативно-драйверного принципа, что позволяет прогнозировать разные сценарии развития бизнеса и оперативно пересчитывать различные варианты бюджета, исходя из допущений и предпосылок. При изменении грузооборота от Коммерции система автоматически пересчитывает эксплуатационные показатели, потребность в производственном персонале, ТОиР техники и ТМЦ.

В отдельной модели формируются затраты на персонал всех Обществ (вплоть до конкретной позиции штатного расписания). Модель предполагает расчет до 100 различных видов оплат.

В системе формируется сводный БДР, БДДС прямой, БДДС косвенный, Баланс и Рабочий капитал, свод KPI, блок Инвестиции, а также консолидированная отчетность по Группе компаний. Встроенные контроли обеспечивают консистентность и непротиворечивость данных. 

Статус: завершен, модель эксплуатируется – сформирован бюджет 2026 по Группе компаний.

2 очередь проекта: загрузка факта, формирование факторного анализа отклонений.

По разным обществам факт находится в различных учетных и производственных системах – SAP S/4, 1С, Axapta, и др. 

В рамках проекта сформированы мэппинги по загрузке фактических данных с учетом справочников и аналитичности бюджета. Формируются план-факт отчеты и отчеты.

В системе настроены методологические и технические контроли, обеспечивающие возможность проверки аномальных отклонений от нормативов, сходимости баланса, корректности допустимых сочетаний аналитик. 

Статус: Завешается. Расширяем функциональность системы и прорабатываем методику учета.

География проекта

Москва, Санкт-Петербург, Туапсе, Усть-Луга.

Коментарии: 1

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Евгений Мельников
    Рейтинг: 132
    ООО ТАМИ И КО
    Советник ГД по ИТ
    09.12.2025 12:50

    Добрый день, очень хороший проект и результаты. Если бы были добавлены цифры оптимизации (было-стало) - это сильно помогло бы смежным направлениям понять приоритеты.Спасибо.С уважением, Евгений

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.