Бесконечная Полка – ИИ-сервис для рекомендаций продуктов банка
- Заказчик:
- ПАО ВТБ
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Год завершения проекта
- 2025
- Сроки выполнения проекта
- январь, 2025 — июнь, 2025
- Масштаб проекта
- 15224 автоматизированных рабочих места
- Цели
Создание ИИ-решения для персонализированного подбора и ранжирования продуктов и сервисов всей банковской линейки (50+ продуктов) клиентам через каналы дистанционного банковского обслуживания и точки продаж.
Основные задачи:
-
повышение количества оформлений, выдач и использования продуктов за счёт их ранжирования для каждого клиента по вероятности открытия и учета банковских политик
-
оптимизация контактной политики и снижение OPEX в каналах обслуживания за счет выделения и приоритизации наиболее склонных к покупкам групп клиентов
-
создание интерфейса и системы отчетности о результатах решения для бизнес-заказчика с возможностью задания им параметров разработки моделей (глубина данных, набор источников, набор продуктов и др.) – в целях мониторинга, проверки гипотез, проведения экспериментов и A/B-тестов
-
-
Рост продаж на одного клиента в среднем увеличился на 19.2% в сравнении с базовым подходом.
-
80% показов от всех предложений благодаря Бесконечной Полке формируется онлайн автоматизированным способом, позволяя сотрудникам бизнеса сделать фокус на микро-сегментах и проведении пилотных исследований в оставшихся 20%.
-
Точность рекомендаций по части продуктов после применения решения выросла в 2.2 раза в сравнении с исходным бизнес-процессом.
-
В 7 раз сократилось время на цикл обучения моделей и их регулярный расчет в промышленной среде.
-
По некоторым продуктам прирост в Gini (метрика качества предсказательных моделей) достиг +25 пп. относительно предыдущих версий моделей, а использование текстовых данных добавило еще +5 пп. к Gini в среднем по всем продуктам и сервисам
Сократилось время операций с клиентами в отделениях Сократились операционные затраты в каналах на коммуникации с клиентами.
-
Уникальность проекта
Уникальные на рынке:
-
архитектура модельного решения (см. в описании)
-
создана специальная функция потерь, решающая проблему отсутствия единого для всех продуктов стабильного периода разработки ввиду их разнородности
-
отобрана наилучшая по конверсии стратегия коммуникаций на основе рез-тов моделей
-
разработка на BigData (PySpark с регулярным режимом запуска на AirFlow), масштабируемость решения
-
автоматическое перестроение всех ML-моделей с поиском оптимальных параметров при обновлении линейки продуктов и появлении свежих данных в источниках – менее 24 ч. при входящем объеме/день ~140 млн. клиентских записей и ~30 тыс. признаков
-
создана методика расчета определений продуктов и сервисов
-
краткий срок реализации, включая пром. внедрение и кампании – полгода
-
реализован UI, проработаны пользовательские сценарии, в т.ч. отражены в этапе AutoML
- Использованное ПО
JupyterHub, Hadoop, PySpark, Pytorch, PyArrow, MLFlow, AirFlow, StreamLit, Система управления CRM-предложениями, Плюс7 ФормИТ, PostgreSQL, Superset ClickHouse, PowerBI, Система управления моделями (СУМ)
Из методов ML/DL в т.ч. использовались LLM и BGE для создания эмбеддингов на текстовых данных коммуникаций с клиентами
- Сложность реализации
-
Необходимость сравнения далеких по тематике продуктов и сервисов, их разнородность по заполняемости/объему данных, отсутствие общего периода стабильности для трендов целевых переменных (долей оформления продуктов, 50+ шт.)
-
Методологическая сложность, вариативность подходов к решению, тест множества гипотез и RnD в краткие сроки с ИТ-ограничениями, экономия ИТ-ресурсов в пром. среде
-
Вычислительная сложность: множественные регулярные расчеты ресурсоемких алгоритмов (анализ корреляций, матрицы сходства, подбор параметров моделей и т.д.) на BigData (одна выборка – ~1.7 млрд. записей * 30 тыс. признаков)
-
Расширение ИТ-ландшафта в сжатые сроки
-
- Описание проекта
Бесконечная Полка – автообновляемая и автоулучшаемая ИИ-система рекомендаций и ранжирования банковских продуктов и сервисов для клиентов (розничный бизнес) с UI (Self-Service) для создания отчетности по результатам работы отдельных моделей и всего решения в целом с возможностью задания заказчиком в интерфейсе параметров разработки решения (глубина и свежесть данных, набор источников, набор продуктов и др.) для тестирования гипотез, проведения A/B-тестов и выбора наилучших стратегий коммуникаций.
- География проекта
Все регионы РФ