2018-10-29
Разработка и реализация стратегии развития цифровых услуг для людей с синдромом Дауна
- Заказчик:
-
НКО "Благотворительный фонд Даунсайд Ап"
- Поставщик
-
Amiveo
- Год завершения проекта
- 2018
- Сроки выполнения проекта
- Январь, 2018 — Декабрь, 2018
- Масштаб проекта
- 1100 человеко-часов85 автоматизированных рабочих мест
- Цели
- Развитие диджитал-услуг Фонда для оперативной помощи и поддержки других регионов России через Интернет
Уникальность проекта
Уникальность проекта связана не с техническими решениями так таковыми, а с тем, как эти решения интегрировать в сложную корпоративную культуру некоммерческого фонда, тем самым обеспечив выполнение важной социальной функции - помощи людям с синдромом Дауна.
- Использованное ПО
- MS Office 365
Внутренние web-разработки
- Описание проекта
- Некоммерческая организация Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» (далее Фонд) специализируется на оказании бесплатной психологической, педагогической и социальной помощи детям с синдромом Дауна (далее СД) и их семьям в России. За 21 год работы в Фонде разработали и успешно применяют различные методики, в том числе и авторские, по перинатальному сопровождению, работе с детьми с СД от рождения и их семьями, подростками и взрослыми людьми с СД, профилактике социального сиротства. Фонд расположен в городе Москва и изначально основной аудиторией благополучателей являлись жители Москвы и ближайшего Подмосковья.
Ввиду большого спроса на поддержку из других городов России, фонд стал развивать региональные программы, но они в основном осуществляются очно. Чтобы охватить своей поддержкой семьи, которым сложно приехать в Фонд в Москву, а также чтобы оказывать помощь оперативно, руководством Фонда и Учредителями было принято решение о развитии диджитал-услуг через Интернет для работы как с благополучателями, так и со специалистами (в рамках их профессионального развития в части работы с людьми с СД и их ближайшим окружением).
Основной проблемой развития диджитал-услуг, кроме финансовых ограничений, оставалась низкая степень процессов автоматизации в организации. Сложно построить современные цифровые услуги на базе предприятия, в котором информационные технологии находятся на низком уровне зрелости.
Вторым фактором, влияющим на реализацию, выступала сложившийся корпоративная культура Фонда. Основную часть сотрудников составляют педагоги, работающие с детьми и подростками с СД. Это высококлассные специалисты, глубоко погруженные в проблемы СД. Внедрение цифровых технологий неизбежно отразится на принципах их работы и на отрыве педагога от основной работы (в которую они эмоционально глубоко погружены) для самообучения, что может вызвать негативное влияние на ход проекта и в конечном итоге и на его провал. У Фонда уже был негативный опыт внедрения автоматизации, что привело к временным и финансовым потерям, а также к настороженному отношению коллектива к подобным переменам.
Мы, как представители диджитал-команды, сталкиваемся с ситуацией, когда люди – важнее процессов и технологий. Человеческие ресурсы – «mission critical». Их необходимо сохранить любой ценой. И кроме финансовой эффективности, нам придется столкнуться с психологической адаптацией и получением доверия от коллектива.
Учитывая ситуацию, была разработана стратегия развития цифровых услуг на 5 лет, базирующуюся на следующих принципах:
1. Предоставление высококачественных услуг для людей̆ с синдромом Дауна и их семьям
2. Разработка системы образовательных ресурсов для специалистов, работающих с людьми с синдромом Дауна
3. Цифровые услуги призваны дополнить существующие офлайн-услуги фонда и повысить результативность работы за счет экспансии при неизменно высоком уровне качества
4. Тесное сотрудничество диджитал-команды с коллективом на базе методик Agile, полное погружение в жизнь и деятельность Фонда
5. Предложения по процессным и операционной эффективности Фонду (в рамках управления, где диджитал – лишь инструмент) совместно с ИТ командой.
Основными задачами являются:
1. Повышение эффективности работы персонала путем автоматизации ручных рутинных операций
2. Разработка перечня цифровых услуг для благополучателей
3. Разработка программы online/offline услуг в рамках развития партнерской сети региональных центров
4. Создание современной цифровой среды для работы сотрудников и взаимодействия с благополучателями
Работы начались в январе 2018 года. Был проведен анализ внутренней структуры фонда и существующих процессов. Анализ выявил области, в которых можно существенно повысить эффективность работы путем реинжиниринга процессов и применения автоматизации.
В качестве платформы для создания единого цифрового пространства внутри организации и последующей автоматизацией процессов было выбрано решение MS Office 365. Одним из важных факторов, повлиявших на выбор, послужило участие Фонда в специальной программе поддержки от компании Microsoft для некоммерческих организаций, что позволило значительно снизить TCO по сравнению с обычными коммерческими проектами.
На базе MSO365 были внедрены базовые ИТ-сервисы и начаты работы по реинжинирингу и автоматизации процессов. В первую очередь были разработаны и внедрены процессы работы с частными и корпоративными донорами, пожертвования которых составляют 100% бюджета Фонда. Это позволило повысить финансовую и операционную эффективность компании.
Чтобы интегрировать ИТ решения в повседневную жизнь Фонда и избежать психологического сопротивления, которое погубило не одну ИТ инициативу в прошлом, команда активно применяла методики проведений стратегических и координационных сессий для топ-менеджмента и тренингов soft skills для руководителей среднего звена.
Было выполнено исследование, какие цифровые услуги предлагают НКО в мире, приоритет отдавался сегменту благополучателей с СД, аутичному спектру расстройств и ограничениям физической деятельности.
Используя огромный методологический опыт Фонда с одной стороны, и знания в области современных цифровых технологий с другой, был создан каталог цифровых услуг для благополучателей.
Выделено 4 целевые аудитории
1. Люди с СД разных возрастных групп
2. Родители и ближайшее окружение семей, в которых есть люди с СД
3. Сотрудники Фонда
4. Специалисты, не являющиеся сотрудниками «Даунсайд Ап»
Для каждой аудитории были разработаны портреты наиболее ярких и характерных представителей, что позволило спроектировать услуги точно под их требования. Используя современные цифровые технологии, разработана целевая многокомпонентная архитектура ИТ-решения для реализации каталога услуг, как текущих, так и новых.
Таким образом, к концу первого года работы были достигнуты следующие результаты:
1. Были выявлены неэффективные стороны деятельности фонда
2. Внедрено общее информационное пространство
3. Переработан и автоматизирован ряд ключевых процессов
4. Создан каталог цифровых услуг для благополучателей
5. Разработана целевая ИТ архитектура
В следующем году основным фокусом станет запуск услуг для благополучателей и работа по интернет-маркетингу в целях донесения информации о таких услугах до целевых аудиторий.
- География проекта
- После запуска цифровых услуг Фонд сможет оказывать помощь на всей территории России, а также в странах с русскоговорящим населением.
- Дополнительные презентации:
-
Стратегия развития цифровых услуг.pdf