Цифровое рабочее место маклера Московской Биржи
- Заказчик:
- ПАО Московская Биржа
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- Moex Group_Московская Биржа
- Год завершения проекта
- 2024
- Сроки выполнения проекта
- апрель, 2022 — февраль, 2024
- Масштаб проекта
- 98600 человеко-часов
- Цели
-
Изменить модель сопровождения торгов на фондовом, валютном и срочном рынках
-
Централизовать операции управления торгами на фондовом, валютном и срочном рынках
-
Автоматизировать регламентные операции на фондовом, валютном и срочном рынках
-
Создать единый UI для маклера по управлению торгами на фондовом, валютном и срочном рынках
-
Реализовать управление нештатными ситуациями на фондовом, валютном и срочном рынках из единого интерфейса
-
Осуществить реализацию главных операционных принципов: рутинные операции выполняются автоматически, маклер работает с алертами и исключениями, ручные операции выполняются с применением «принципа 4 глаз».
-
Все основные процессы выведены на автоматизированный мониторинг
-
Сократить трудозатраты на регламентные операции и операции управления нештатными ситуациями в 3 раза
-
Сократить время на обучение нового маклера в 2 раза
-
- Результаты
Сокращены трудозатраты на операционную деятельность: то, что ранее выполняли 16сотрудников вручную, сейчас мониторят 6сотрудников
Автоматизация операций: Отменен найм дополнительных 5сотрудников
Изменена модель сопровождения торгов на фондовом, валютном и срочном рынках
Централизованы операции управления торгами на фондовом, валютном и срочном рынках Биржи
Автоматизировано более 200 регламентных операции на фондовом, валютном и срочном рынках Биржи, которые осуществляются ежедневно с 06:30 до 02:00
Создан единый UI для маклера Биржи по управлению торгами на фондовом, валютном и срочном рынках
Реализовано управление нештатными ситуациями на на фондовом, валютном и срочном рынках Биржи из единого интерфейса
Реализованы главные операционные принципы: рутинные операции выполняются автоматически, маклер работает с алертами и исключениями, ручные операции выполняются с применением «принципа 4 глаз
Все основные процессы выведены на авт-нный мониторинг
Сокращено время на обучение нового сотрудника в 3
Уникальность проекта
Создано единое рабочее место по сопровождению торгов на 3 рынках Биржи – единый UI и принципы автоматизации:
-Стандартные операции выполняются автоматически
-Оператор работает с алертами и исключениями
-Ручные операции выполняются с принципом «4 глаз
Автоматизировано более 200 операций, результат выполнения автоматически отображается в электронном чек-листе. В случае нарушения SLA система автоматически эскалирует и заводит инцидент на соответствующую команду с соответствующим приоритетом.
Критичные торговые процессы выведены на автоматический мониторинг, алерты об отклонениях от SLA также автоматически рассылаются на команды урегулирования.
Сотрудники Биржи могут управлять нештатными ситуациями на 3 рынках их единого UI, формировать сообщения на сайт, делать смс-рассылки по шаблонам и сообщения свободного формата.
За счет автоматизации и централизации операций на 3 рынках достигнуто существенное сокращение затрат: то, что ранее выполняли 16 сотрудников вручную, сейчас мониторят 6 сотрудников
- Использованное ПО
В проекте мы использовали разные технологии: классическую автоматизацию, микросервисы, применили роботов, мониторинг на Zabbix, процессы в BPMS и т.д.; всего около 20 интеграций и до 7 команд разработки в одной задаче.
Для фронтенда используется стек React.JS + Redux. В рамках программы улучшения пользовательского опыта успешно разработан набор универсальных компонентов «UI Kit».
Бекенд-сервисы написаны на Java и используют фреймворки Spring Boot и BPMS Camunda 7. Для повышения масштабируемости и ускорения времени «Time To Market» внутри команды была разработана и успешно применяется распределённая платформа BPMS. Для обеспечения минимального количества сбоев в боевом окружении проводится регулярная работа по покрытию разработанного функционала автоматическими модульными и интеграционными тестами.
В проекте использованы разные технологии: классическая автоматизация, микросервисы, RPA-технологии, мониторинг на Zabbix, процессы в BPMS и т.д.; всего около 20 интеграций между системами.
- Сложность реализации
1. Более 20 интеграций между разными системами внутри проекта. Координация задач разных команд разработки, тестирования и интеграционное тестирование
2. Применение разных технологий : управление процессами на BPMS , микросервисы, роботы, мониторинг Zabbix.
3. Индивидуальные архитектурные решения для конкретных задач в рамках принципов корпоративной архитектуры.
- Описание проекта
Система выполняет широкие интеграционные задачи в интересах заказчика. Для часто используемых интеграций разработаны библиотеки, позволяющие разработчикам значительно экономить время на описании контрактов и обработке ошибок. Для обеспечения безопасности произведена интеграция с корпоративным доменом и сервером SSO, а прямые связи между сетевыми сегментами заменены на более безопасное взаимодействие через корпоративную шину.
Отказоустойчивость обеспечивается применением Kubernetes-кластера с холодным резервом и геораспределённым кластером Postgres.
Команда проекта реализовала единое рабочее место, из которого маклеры Операционного департамента могли бы проводить регламентные операции по сопровождению торгов на 3 рынках Биржи - срочном, валютном и фондовом.
Что такое «регламентные операции»? Это повторяющиеся по времени рутинные действия маклеров. Ранее каждый торговый день маклеры ФР, маклеры ВР, маклеры СР выполняли определенные операции (например, контроль установки курса ЦБ) в определенное время вручную каждый в своем рабочем месте и отмечали свои действия так же вручную в чек-листе в Confluence.
Сейчас универсальный маклер только наблюдает на своем мониторе, как все эти операции на 3 рынках выполняются автоматически в установленное время, а результат выполнения автоматически отображается в электронном чек-листе.
За время проекта автоматизировано более 200 операций чек-листов маклеров в течение всего торгового дня с 06:30 до 02:00.
Как выглядит рабочее место универсального маклера? У универсального маклера 2 монитора: на одном отображается электронный чек-лист, а на втором - мониторинг основных процессов: ход торгов, расчет и раскрытие основных индексов и фиксингов и т.д. Универсальный маклер мониторит выполнение операций и эскалирует при необходимости. При отклонениях от SLA система сама создает инцидент на команду урегулирования.
Что еще умеет универсальный маклер? В рабочем месте универсального маклера есть функционал управления нештатными ситуациями. То есть, из 1 UI можно управлять расписанием торгов на 3 рынках, сформировать и разослать сообщения на сайт moex.com, по смс и по торговой системе как по шаблону, так и свободного формата.
Параллельно с технологическими изменениями мы подготовили организационные изменения – создали Отдел сопровождения торгов в Операционном департаменте, куда определили универсальных маклеров. Разработали методику обучения универсального маклера – теперь мы обучаем нового маклера максимум за 1,5 месяца (ранее было от 4 до 6), создали инструкции для универсальных маклеров, обучили сотрудников и передали им все регламентные операции с 06:30 до 02:00 на сопровождение.
Таким образом, за счет автоматизации и централизации регламентных операций на 3 рынках мы добились существенного сокращения трудозатрат в ОД. То, что ранее выполняли 16 сотрудников вручную, сейчас мониторят 6 сотрудников – универсальных маклеров.
- География проекта
Группа Компаний Московская Биржа
- Дополнительные презентации:
- P-146_ЦРММ_слайды про результаты.pdf