Внедрение и автоматизация расчетов по МСФО 17
- Заказчик:
- ООО "СК "Сбербанк страхование жизни"
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- ООО "Кэпт налоги и консультирование"
- Год завершения проекта
- 2023
- Сроки выполнения проекта
- Декабрь, 2021 - Ноябрь, 2023
- Масштаб проекта
- 12000 человеко-часов
- Цели
Начиная с 2023 года на территории РФ вступили в силу требования МСФО 17 для целей подготовки консолидированной отчетности страховыми организациями. Стандарт МСФО 17 полностью меняет как процесс подготовки отчетности, так и содержание отчетных форм и раскрытий, предъявляя высокие требования к гранулярности расчетов и к их количеству.
Для того чтобы компания имела возможность подготовить отчетность в сжатые сроки, необходимо было автоматизировать процесс расчетов по МСФО 17 путем внедрения новой АИС.
Помимо самого процесса подготовки финансовой отчетности внедрение МСФО 17 приводит к необходимости полностью перестроить процесс подготовки управленческих и аналитических отчетов, а также процесс прогнозирования финансовых результатов компании. Эти задачи также должны были быть решены при внедрении новой АИС.
При этом наша компания хотела получить максимум выгод от внедрения новой отчетности и спроектировать АИС таким образом, чтобы в дополнение к набору требуемых отчетных форм и раскрытий получить на выходе детальную бизнес-информацию, которую мы могли бы впоследствии использовать для оперативной аналитики ключевых показателей нашего страхового портфеля.
Реализовывать этот проект мы решили совместно с нашими партнерами из компании Кэпт.- Результаты
В настоящий момент АИС IRAT успешно используется для подготовки ежеквартальной групповой отчетности по МСФО 17. По состоянию на конец октября 2023 года наша компания уже 3 раза прошла процесс сдачи отчетности в данном ИТ-решении. Ведутся работы по интеграции с КХД компании.
В условиях сжатых сроков к предоставлению раскрытий и значительного объёма исходных данных, подготовка качественной и понятной отчётности без автоматизации была бы невозможна, даже при использовании значительного человеческого ресурса. Более того, такие расчёты могут быть выполнены только с привлечением квалифицированных актуариев, обладающих знаниями в этой инновационной области.На текущий момент весь страховой рынок испытывает значительную нехватку таких специалистов и их найм является дорогостоящим и сложным процессом. Таким образом, автоматизация позволила не только сократить сроки и уменьшить количество требуемого ресурса, но ещё и решить стратегическую проблему с наймом и привлечением актуариев, а текущие ресурсы этих специалистов переаллоцировать на другие бизнес-задачи.
В ИТ-решении период выполнения расчетов по всему портфелю компании занимает менее 2-х часов, что позволяет укладываться в сжатые сроки сдачи отчетности даже с учетом формирования нескольких версий расчетов.
Уникальность проекта
Внедрение и автоматизация требований МСФО 17 стали одним из крупнейших вызовов для страховых организаций всего мира за последние десятилетия. Проблематика разработки ИТ-решения по МСФО 17 заключается в сложной координации методологов, разработчиков и бизнес-команды заказчика.В 2021 году, когда принималось решение о выборе подрядчика, на рынке в основном присутствовали международные поставщики, которые предлагали коробочные решения, преднастроенные под европейские страховые продукты. Эти решения потребовали бы в дальнейшем масштабной доработки под российские страховые продукты. В результате мы выбрали ИТ-решение АИС IRAT наших партнеров из Кэпт, которое изначально разрабатывалось локальной командой для российского страхового рынка. В рамках проекта подрядчик отвечал как за методологию, так и за ИТ-разработку, что существенно упростило организацию проекта и процесс взаимодействия нашей команды с командой подрядчика.
В результате проекта мы активно используем АИС IRAT для подготовки финансовой и управленческой отчетности, а также для целей прогнозирования. По нашей информации мы стали первой страховой компанией на российском рынке, успешно автоматизировавшей подготовку отчетности по МСФО 17 на промышленной основе.
- Проект решает задачи импортозамещения
- Да
- Использованное ПО
1. Состав технических средств включает в себя следующий набор ПО и технологий:
- Серверная часть продукта (back-end) системы разработана с использованием языка программирования Python;
- Внешний интерфейс (front-end) разработан с использованием Node.JS;
- База данных (database) - PostgreSQL и Oracle;
- В качестве брокера сообщений используется RabbitMQ;
- В качестве оркестратора ETL-процессов используется Apache Airflow;
- Микросервисы запускаются в docker-контейнерах под управлением операционной системы Linux.
2. Система содержит интерфейсы для взаимодействия с внешними системами для обеспечения обмена информацией в рамках различных технологических процессов, в частности:
- Корпоративное хранилище данных;
- Электронная почта (MS Exchange);
- Система авторизации и аутентификации (Keycloack);
- Индексация файлов в установленных директориях;
- Системы загрузки потоков в формате excel/csv.
3. Функциональная архитектура системы состоит из следующих ключевых компонент:
- Пользовательский интерфейс: обеспечивает взаимодействие пользователей с ИТ-решением посредством веб-сервера.
- Модуль идентификации и авторизации: обеспечивает авторизацию пользователей
- Модуль загрузки исходных данных (ETL): отвечает за загрузку данных по расписанию и по запросу
- Модуль архивирования данных сырого слоя: проводит архивирование данных сырого слоя (экспорт таблиц сырого слоя, исторические данные)
- Модуль версионирования: отвечает за версионирование данных на основе исходных данных
- Модуль управления и настроек: обеспечение управление нормативно-справочной информацией и проверки данных на основе заложенных ФЛК
- Модуль формирования результирующих данных: реализует формирование отчетных форм в соответствии с требованиями регулятора
- Модуль расчетов: расчеты по всем применимым моделям оценки МСФО 17 в части прямого страхования и перестрахования, расчеты в нескольких режимах (финансовая отчетность, планирование, анализ чувствительности, управленческая отчетность)
- Модуль сохранения рассчитанных данных: отвечает за сохранение результатов расчетов в БД
- Модуль оркестрации задач: отвечает за прием, проставление в очередь и передачу сообщений на обработку
- Реляционная БД: отвечает за хранение и обработка данных по запросу от модулей ИТ-решения
- Файловое хранилище: отвечает за хранение резервных копий и исторических данных по входящим денежным потокам
- Apache Airflow: обеспечивает интеграцию с КХД в части входной и выходной витрины
- Сложность реализации
1. Необходимость разработки ИТ-решения параллельно с внедрением / доработкой методологии, как следствие - потребности в высокой степени адаптивности со стороны разработчиков и аналитиков.
2. В ходе проекта возникло множество идей по доработкам, направленных на функциональное развитие ИТ-решения.
Возникла задача по разработке нового дополнительного функционала параллельно с поддержкой основной версии решения, на которой проводится подготовка финансовой отчетности.
Как следствие - необходимость обширного и тщательного архитектурного проектирования, тестирования и QA для того, чтобы новый функционал не повлиял на работоспособность уже существующего функционала, и на отчетные данные, которые были уже сформированы.
3. Необходимость перехода с импортных технологий: в ходе проекта возникла необходимость переезда процессов разработки из Microsoft Azure в Git и облачные сервисы Яндекса, при этом переезд должен был быть организован максимально бесшовно, чтобы не повлиять на сроки проекта и работоспособность системы.
4. Сложность разработки расчетной логики ИТ-решения в соответствии с комплексными требованиями МСФО 17 для каждой требуемой модели оценки. Разработчики расчетного модуля должны были обладать специальными знаниями в области МСФО 17 и математических расчетов в страховании, в связи с чем модуль был написан разработчиками-актуариями.
- Описание проекта
Переход на новый стандарт отчетности МСФО 17 - масштабная задача для страховой компании, которая включает следующие этапы:
- автоматизация подготовки исходных данных;
- разработка алгоритмов расчетов для отчетности по МСФО 17 и их автоматизация;
- интеграция с КХД компании;
- настройка системы учета.
С учетом размеров бизнеса нашей компании подготовка отчетности МСФО 17 требует вычисления порядка 60 000 показателей для каждого месяца только для формирования необходимых раскрытий.
В связи с этим ключевым этапом процесса перехода на стандарт является разработка и автоматизация алгоритмов расчетов, которые должны отвечать требованиям стандарта МСФО 17 и требованиям Центрального Банка.
При этом ИТ-решение должно отвечать следующим бизнес запросам:1. Функционал ИТ-решения должен позволять подготовить как финансовую отчетность, так и управленческую отчетность, а также позволять строить прогноз финансового результата будущих периодов;
2. В ИТ-решении должны формироваться формы и раскрытия для целей отчетности МСФО и ОСБУ, а также проводки;
3. Алгоритмы расчетов и подготовки отчетов должны быть прозрачны, при необходимости их можно показать аудитору;
4. Решение должно позволять произвести расчеты в сжатые сроки, и должно позволять эффективно работать с несколькими версиями расчетов;
5. Уровень детализации расчетов должен позволять собрать максимум полезной информации для анализа ключевых метрик страхового портфеля;
6. Ролевая модель и пользовательский путь должны быть достаточно гибкими для отработки нестандартных сценариев при подготовке отчетности.
В рамках проекта нашими партнерами из компании Кэпт были разработаны универсальные детальные Excel-модели, которые полностью описывают алгоритмы расчета от получения входящих данных, выполнения промежуточных расчетов до формирования отчетных форм, раскрытий и проводок.
На базе разработанных Excel-моделей был написан расчетный модуль в Python, был разработан интерфейс ИТ-решения по МСФО 17 АИС IRAT.- География проекта
- Россия
- Дополнительные презентации:
- Описание архитектуры ИТ-решения для расчетов по МСФО 17.pdf