Челнок - умный транспорт
- Заказчик:
- ООО "ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА КАМАЗ"
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- ООО "ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА КАМАЗ"
- Год завершения проекта
- 2023
- Сроки выполнения проекта
- Май, 2022 - Сентябрь, 2023
- Масштаб проекта
- 300000 абонентов
- Цели
- Для пассажиров:
- решить задачу транспортной доступности для пассажиров, проживающих в районах с "бедной" транспортной сетью,
- повысить комфорт пассажиров по сравнению с маршрутными автобусами,
- сократить расходы на поездки по сравнению с такси;
Для автопарков:- сократить количество транспорта,
- повысить доходы,
- увеличить прозрачность перевозок;
Для властей:- повысить качество общественного транспорта,
- возможность оказать услугу транспортировки для жителей районов с "бедной" транспортной сетью,
- сократить количество недобросовестных перевозчиков;
- Результаты
- Сервис был запущен в мае 2022 как пилотный проект, к началу 2023 года технология и сервис были доработаны и зарекомендовали себя в на территории России.
Проект заместил иностранное решение в России.Сервис запущен в 3 регионах России.
За период с 05.2022 по 09.2023 было перевезено более 1.700.000 пассажиров.В июне 2023 года был заключен контракт на поставку ИТ решения динамических перевозок с Департаментом Транспорта города Москвы.Ведутся переговоры о запуске сервиса в: Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде, Южно-Сахалинске, Ташкенте, Дубае, Стамбуле.
Уникальность проекта
Сервис "Челнок" является гибридом общественного транспорта и такси, помогает пассажирам добраться до нужной точки без пересадок, комфортнее, но при этом быстрее чем на обычном автобусе и дешевле чем на такси.
Особенностью сервиса является технология динамического построения маршрутов, которая создает маршруты в реальном времени на основе спроса пассажиров и дорожной ситуации.
Взаимодействие с транспортом и оплата происходит через приложение.
Сервис является уникальным и первым в своем роде в СНГ.
- Проект решает задачи импортозамещения
- Да
- Использованное ПО
- Сервис состоит из 4 частей:
- приложение клиента - мобильное приложение, позволяющее сделать заказ, оплатить поездку, увидеть историю поездок,
- приложение водителя - мобильное приложение, показывающее водителю транспорта текущие задачи и маршрут движения,
- backend - динамические алгоритмы маршрутизации, оценки времени поездки и спроса,
- веб-панель диспетчера - веб интерфейс позволяет удаленно отслеживать параметры сервиса и контролировать работу водителей;
Бэкенд сервисы: Python, PostgreSQL, Redis, Kubernetes, KafkaМобильные приложения: Kotlin и SwiftФронтенд: NodeJS, Svelte - Сложность реализации
- Основная сложность реализации состояла в разработке и улучшении умной системы построения маршрутов на базе ИИ, создании user-friendly мобильных приложений пассажира и водителя, а также внедрении нового для рынка продукта, для этого потребовалось:
- создание главного ядра и дизайна сервиса,
- 6 месяцев трудоемкой разработки до выхода первой пилотной версии усилиями команды в 25 человек,
- отладка и тестирование всех составных частей продукта,
- изменение мышления и взгляда заказчиков проекта в такой консервативной сфере как общественный транспорт;
- Описание проекта
- Челнок - это новый вид общественного транспорта, адаптирующийся под спрос в реальном времени с помощью алгоритмов построения динамических маршрутов, работающих на базе ИИ.Пассажир имеет возможность использовать общественный транспорт как такси: для этого нужно скачать приложение и заказать транспортное средство, приложение подскажет цену, время прибытия и время в пути. Пассажир выполнит поездку вместе с другими пассажирами, которые следуют “по пути”, при этом пассажира довезут до места назначения без пересадок.Сервис не имеет заранее определенных маршрутов движения, все маршруты строятся в динамике на основе спроса. За счет агрегации пассажиров в транспортное средство, цена проезда каждого из них будет снижена до 2 раз по сравнению с такси при небольшом увеличении времени поездки. По сравнению с обычным общественным транспортом пассажир получает возможность заказа транспортного средства через приложение, оплату по банковской карте, маршрут без пересадок, отсутствие стоячих мест в салоне, прогнозирование времени ожидания и прибытия.
- География проекта
- Россия:
- Москва (сервис под названием "По Пути"),
- Республика Татарстан,
- Московская область;