Повышение эффективности промо-предложений в результате оптимизации индивидуальных параметров для аптек

Заказчик:
АО “Акрихин”
Руководитель проекта со стороны заказчика
Поставщик
GlowByte
Год завершения проекта
2023
Сроки выполнения проекта
Декабрь, 2022 - Июль, 2023
Масштаб проекта
250 человеко-часов
Цели
Цель проекта – маркетинговая оптимизация акционных предложений для роста продаж и увеличения рентабельности инвестиций в маркетинг (ROI).

АО “Акрихин” развивает собственную В2В e-commerce-платформу для работы с малыми и средними аптечными сетями. Для стимулирования продаж на платформе регулярно формируются персональные акционные предложения для аптек. Каждое предложение содержит в себе параметры: минимальную сумму заказа, размер начисляемого бонуса и прочие.

Акционные предложения формировались на основе существующей модели кластеризации аптек и коммерческой политики. Для повышения отклика аптек при сохранении фокуса на рентабельность проводимых акций были созданы новая модель кластеризации и модель оптимизации создания акционных предложений. Созданная модель оптимизации позволила корректировать параметры акции с учётом прогнозирования вероятности их принятия клиентами, а также с учётом прогнозирования изменения прибыли как по отдельному предложению, так и по совокупности предложений для аптеки.

Результаты
Тестирование проводилось в 3 тыс. аптеках и доказало эффективность внедренного инструмента: за последние 4 недели суммарная выручка от предложений для тестовой выборки относительно контрольной выборки оказалась выше на 160%, gross profit – на 140%.

Уникальность проекта

Автоматизированный подход к оптимизации персональных В2В-предложений практически не представлен на аптечном рынке. Чаще всего формируются общие акции вместо персональных, а сам процесс формирования акция происходит вручную. Уникальность данного проекта состоит в комплексности подхода к решению задачи формирования наиболее привлекательных и рентабельных предложений. С одной стороны, решается задача выбора оптимального ассортимента для повышения вероятности того, что предложение будет принято, с другой – рассчитывается оптимальный размер бонуса и минимальной суммы заказа для повышения возврата инвестиций в маркетинговый бюджет.

Для реализации различных бизнес-целей в ходе проекта реализованы следующие сценарии использования:

- увеличение выручки за период,
- повышение маржинальности,
- повышение рентабельности инвестиций (ROI) в маркетинговый бюджет.
Использованное ПО
Для реализации проекта было использовано IDE JupyterHub. В качестве БД использовали PostgreSQL. Для задач прогнозирования и оптимизации применялись свободно распространяемые библиотеки Catboost, Scikit Learn, NLopt, Numpy, Pandas, Scipy, Matplotlib, Pickle, Seaborn.

Сложность реализации
В ходе реализации проекта приходилось решать несколько непростых задач:

- оптимизировать сразу нескольких показателей предложений: выручку, прибыль и возврат на инвестиции(ROI);
- оптимизировать ассортимент: необходимо было увеличить представленность портфеля в аптеках, а не продавать бестселлеры;
- для каждого предложения рассчитывать минимальный размер заказа таким образом, чтобы обеспечить инкрементальный прирост продаж;
- выбрать оптимальную модель, фичи и подбор гиперпараметров;
- оптимизировать используемые ресурсы и время работы модели.
Описание проекта

В рамках проекта решались три задачи.

Первая задача – создание новой кластеризации аптек.

Вторая – прогнозирование вероятности принятия клиентом предложения.

Третья связана с оптимизацией параметров предложения: ассортимента, минимальной суммы заказа и размера маркетингового бонуса.

Для задач оптимизации использовалась многоуровневая оптимизационная модель. Первый уровень оптимизации подбирает продукты для предложения, максимизируя ожидаемое количество принятых предложений.

Оптимизационный алгоритм второго уровня решает нелинейную задачу подбора оптимального размера бонуса и суммы заказа, максимизируя прогнозируемые ROI, выручку и маржинальность.

Кроме того, оптимизационная модель учитывает следующие ограничения:

- диапазон допустимых размеров бонусов,

- максимальный/минимальный маркетинговый бюджет на начисление бонусов на период,

- минимальную сумму заказа, ассортимент.

Проект является совместной работой команд АО "Акрихин" и GlowByte.

География проекта
Все регионы РФ
Коментарии: 8

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Иван Котляровский
    Рейтинг: 431
    СПАО “Ингосстрах”
    Руководитель направления Управления сопровождения урегулирования
    28.11.2023 16:01

    Сергей, поздравляю с успешной реализацией проекта! Вы пишите про выбор оптимальной модели. Подскажите, сколько в итоге моделей в рамках проекта было построено и на основании каких параметров сделан выбор в пользу итоговой модели? Спасибо.

  • Сергей Исаев
    Рейтинг: 187
    АО “Акрихин”
    Директор по цифровым направлениям бизнеса
    28.11.2023 19:26

    Иван, добрый день. Спасибо за комментарий. Для прогнозирования вероятности принятия офферов тестировалось 3 модели: мы тестировали несколько подходов к кластеризации (knn, km), но в итоге выбрали иерархическую кластеризацию. Для оптимизации размера бонусов эволюционный и жадный алгоритмы, в результате тестирования выбрали жадный алгоритм.

  • Евгений Чернобуров
    Рейтинг: 40
    ООО Глоубайт
    Руководитель Практики
    14.12.2023 12:41

    Какие факторы были ключевыми при формировании новой модели кластеризации, и как это отразилось на точности прогнозов по принятию акционных предложений аптеками?

  • Сергей Исаев
    Рейтинг: 187
    АО “Акрихин”
    Директор по цифровым направлениям бизнеса
    15.12.2023 11:35

    Евгений, добрый день. Благодарю за ваш вопрос.

    На этапе кластеризации аптек были следующие факторы:
    -Регион;
    -Средний оборот аптеки;
    -Диверсификация препаратов из потрфеля компании;
    -Конверсия по промо предложениям;
    -Периодичность заказов;
    -Кол-во лечебно-профилактических учреждение (ЛПУ) рядом с аптекой;
    -Расстояние до остановок общественного транспорта;
    -Расстояние до торговых центров;
    -Расстояние до центра населенного пункта;

    Данные факторы помогли снизить среднее внутрикластерное растояние и увеличить среднее межкластерное расстояние. Это привело к повышению точности прогнозной модели и качества генерации новых промо предложений.

  • Ильхом Галимов
    Рейтинг: 230
    ПАО "УЗБЕКИНВЕСТ" КОМПАНИЯ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНОГО СТРАХОВАНИЯ"
    CIO
    21.12.2023 09:23

    Как система адаптируется под уникальные черты клиентов B2B при создании персональных предложений и какой эффект от этого на ROI и маржинальность?

    • Сергей Исаев Ильхом
      Рейтинг: 187
      АО “Акрихин”
      Директор по цифровым направлениям бизнеса
      22.12.2023 17:21

      Ильхом, добрый день! Система обучилась на исторических данных аптек и понимает различные факторы влияющие на вероятность принятия персональных акций. Модель кластеризации также учитывает гео-параметры каждой аптеки, что позволяет сфомировать более подходящее персональное предлжоение.

      Мы увеличили глубину чека аптеки исходя из его кластерной корзины и с оптимизировали параметры персональных акций таким образом, чтобы обеспечить положительный ROI и достаточно высокую вероятность принятия персональной акции. Кроме того, мы учитываем реакцию аптеки на предыдущее предложение.

      В итоге оптимизация позволила получить ROI более 200%.

  • Екатерина Гурова
    Рейтинг: 117
    ПАО Росбанк
    Директор Департамента цифровых сервисов, трансформации и координации ресурсов рисков
    21.12.2023 15:23

    Каковы основные критерии кластеризации аптек в новой модели, и какие метрики определяли успешность акции во время тестирования?

  • Сергей Исаев
    Рейтинг: 187
    АО “Акрихин”
    Директор по цифровым направлениям бизнеса
    22.12.2023 17:23

    Екатерина, добрый день! Основными критериями кластеризации аптек являются среднее внутрикластерное расстояние и среднее межкластерное расстояние. Эти критерии прямо пропорционально влияли на точность прогнозной модели. Анализ кластеризации производился на основе UMAP и TSNE. Успешность акций определялась сравнением ROI и маржинальности. В тестовой выборке видели увеличение ROI и маржинальности относительной контрольной выборки.

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.