Автоматизация процесса финансового планирования в АО Банк ЦентрКредит (Казахстан)
- Заказчик:
- АО Банк ЦентрКредит
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- Intersoft Lab
- Год завершения проекта
- 2018
- Сроки выполнения проекта
- Февраль, 2018 — Октябрь, 2018
- Масштаб проекта
- 2768 человеко-часов150 автоматизированных рабочих мест
- Цели
Автоматизировать процесс финансового планирования Банка с применением прогнозной аналитики.
В рамках финансового плана обеспечить формирование планового баланса, отчета о прибылях и убытках, ключевых показателей эффективности (KPI), планов продаж банковских продуктов, работы с проблемной задолженностью, бюджетов затрат и инвестиций.
Уйти от ручных процессов и обеспечить оперативность подготовки, корректировки и согласования нескольких версий плана на основе прогнозной аналитики с учетом поведенческих характеристик клиентов и особенностей регионов.
Уникальность проекта
В Банке автоматизирован процесс финансового планирования с применением прогнозной аналитики.
С помощью инструментов, интегрированных с ХД, обеспечено детальное планирование в масштабах Банка силами Департамента планирования и финансов, вооруженного историческими данными и прогнозными процедурами, учитывающими поведенческие характеристики клиентов и особенности регионов. Бизнес-группы и филиалы оппонируют мнению ДПиФ о достижимости поставленных целей не только на основании своего экспертного суждения, но и используя результаты расчетов прогнозных процедур.
Банк получил уникальный инструмент скользящего прогнозирования управленческого баланса, отчета о прибылях и убытках и KPI и контроля их отклонения от плановых показателей. С помощью приложения «Финансовое планирование» в любой момент можно оперативно рассчитать прогноз финансового результата с учетом изменения рыночной конъюнктуры и текущего состояния портфелей. Это дает Банку совершенно новое уникальное качество принятия управленческих решений.
- Использованное ПО
Проект реализован с использованием приложения «Финансовое планирование» производства российской компании Intersoft Lab (www.iso.ru). Приложение функционирует в составе эксплуатируемой в Банке CPM-системы «Контур», предназначенной для управления корпоративной эффективностью (CPM — Corporate performance management platform). В составе CPM-системы Банк эксплуатирует:
- Хранилище данных «Контур» (сокр. ХД) для сбора и хранения данных из различных информационных систем банка, контроля их качества и подготовки к планированию и формированию отчетности.
- Модель данных банка: приложения «Реестр контрагентов», «НСИ», «Главная книга»; модули «Кредиты ЮЛ», «Депозиты ЮЛ», «Кредиты ФЛ», «Депозиты ФЛ».
- CPM-приложение «Управленческая отчетность» для расчета управленческой отчетности банка с целью контроля и анализа финансовых результатов банка.
- CPM-приложение «Аллокации» для распределения косвенных расходов банка в целях получения уточненной оценки финансовых результатов и расходов по бизнес-направлениям, точкам-продаж, банковским продуктам, клиентам.
- CPM-приложение «Трансфертное управление ресурсами» для расчета внутренней стоимости ресурсов банка в целях решения задачи детального анализа рентабельности до уровня банковских продуктов и клиентов.
- Для сбора данных из транзакционных систем и корпоративного хранилища данных в систему «Контур» используется ETL-платформа Informatica PC, для подготовки отчетности — BI-система Cognos IBM.
- Описание проекта
Руководство Банка поставило задачу повысить оперативность подготовки финансового плана и обеспечить детальность планирования до уровня бизнес-направлений, банковских продуктов, руководителей подразделений и др., на основе информации о текущем состоянии портфелей продуктов и прогнозов их развития. Подготовка такого плана сопряжена с обработкой больших объемов информации по текущим портфелям договоров и фактов прошлого периода, со сложными расчетами прогнозов по портфелям договоров и подготовкой плановых заданий. Применяемая банком ранее Excel-технология не обеспечивала получения итогового плана в требуемые сроки с использованием нескольких его версий, поэтому было принято решение о внедрении специализированной системы.
Проект реализовывался с использованием приложения «Финансовое планирование» для банковской отрасли на основе эксплуатируемой банком CPM-платформы «Контур», которая обеспечивала подготовку необходимой для планирования исходной информации по портфелям договоров и целевым показателям, сбор и подготовку фактической информации для получения план-факт отчетности, имела в своем составе инструменты для анализа данных.
На первом этапе проекта было проведено обследование текущей технологии планирования, определены необходимые изменения, описана и согласована обновленная методика планирования, установлен состав необходимых исходных данных, а также участники планирования и регламент их взаимодействия.
На втором этапе Банк приступил к подготовке исходных данных для построения «инерционного прогноза» до конца 2018 года и для бизнес-планирования на 2019 год. В системе были настроены:
- процедуры применения поведенческих характеристик клиентов и особенностей регионов при расчете состояний действующего и «нового» портфелей,
- прогнозные процедуры миграции кредитов между «плохим» и «хорошим» портфелями,
- расчет прогнозных объемов, процентных, комиссионных и трансфертных доходов и расходов по всем действующим портфелям банка до конца текущего 2018 года и для планового 2019 года.
Также на этом этапе специалисты банка наладили загрузку в систему недостающих для детального планирования данных по портфелям договоров, в частности графиков платежей.
На следующем этапе была обеспечена настройка приложения для финансового планирования в соответствии с усовершенствованной методикой:
- настроены необходимые справочники, индивидуальные листы планирования для ответственных сотрудников (для планирования «нового бизнеса», операционных затрат, инвестиций, комиссий и др. — всего 245 листов), нормативы планирования, расчетные показатели, в том числе KPI;
- настроены процедуры декомпозиции агрегированного планового баланса на 2019 год, который отражает целевые установки руководства на бизнес-группы и филиалы — для автоматического расчета состояния «новых» портфелей в разрезе требуемых аналитик;
- настроены роли участников бюджетного процесса, а также регламент согласования различных версий планов;
- приложение интегрировано в состав эксплуатируемой банком CPM-платформы «Контур» для выпуска план-факт отчетности.
На завершающем этапе было проведено обучение сотрудников Банка работе с системой и выполнено тестовое планирование, после чего система была передана в промышленную эксплуатацию, и специалисты Банка успешно провели планирование на 2019 год.
В результате проекта Банк сформировал детальный финансовый план на 2019 год по усовершенствованной технологии в автоматизированной системе и получил возможность:
- Подготавливать в сжатые сроки финансовый план с глубокой аналитической детализацией;
- Автоматически прогнозировать и рассчитывать состояние «старых» портфелей ресурсов;
- Автоматически рассчитывать состояние «новых» портфелей на основании установленных целей;
- Подготавливать различные версии плана, отражающие мнение Департамента планирования и финансов (сокр. ДПиФ) о целевых показателях и мнение бизнес-групп и филиалов банка о достижимости этих целей;
- Оперативно согласовывать целевые показатели плана, установленные ДПиФ со всеми бизнес-группами и филиалами Банка;
- Автоматически консолидировать функциональные планы в единый финансовый план Банка;
- Самостоятельно и оперативно управлять моделью планирования и прогнозирования;
- Эксплуатировать решение в рамках единой системы управления эффективностью и выпускать план-факт отчетность, содержащую прогноз выполнения планов.
- География проекта
- Казахстан