Как увеличить клиентскую базу в 2 раза, а скорость обработки заявок сократить до 17 секунд с помощью CRM
- Заказчик:
- Группа Компаний «РУСАГРО»
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- OmniLine, Axenix
- Год завершения проекта
- 2022
- Сроки выполнения проекта
- Март, 2021 - Август, 2022
- Масштаб проекта
- 7000 человеко-часов
- Цели
Главная цель компании - стать лидером по сервису для клиентов и самой прибыльной компанией в пищевой отрасли. Внедрение CRM стало большим шагом на пути к этой цели.
Цель непосредственно проекта по внедрению CRM - дать Дивизиону промжиров возможность оперативно подбирать и предлагать клиентам наиболее релевантный продукт, производить и доставлять его в срок в полном объеме, при этом соблюдая условия загрузки мощностей производства и приоритетность отгрузок, автоматически выбирать наиболее выгодные для компании сделки.
Также важными целями проекта CRM являются оптимизация процессов планирования производства, контроль эффективности и прибыльности продаж.
Уникальность проекта
Производство и продажа промышленных жиров – одно из крупнейших направлений компании. У отдела продаж Дивизиона более 5000 В2В-клиентов по всей стране, каждый день заключаются десятки сделок.До реализации проекта 90% работы с клиентами велось вручную: менеджеры сами принимали решение об объемах и стоимости отгружаемой продукции. Обработка лидов носила нерегулярный характер, согласование коммерческих предложений занимало до двух недель.
В результате внедрения CRM Дивизион промышленных жиров только за первые месяцы смог:
повысить цены на реализацию продукции, расширить клиентскую базу в 2 раза, полностью исключить упущенные лиды, на 50% сократить время обработки заявок.
CRM стала полностью кастомизированным решением. Это единый интерфейс, связанный с 10ми других систем. Продажи работают с клиентами, формируют КП, отправляют его на производство для планирования его загрузки. Маркетинг работает с лидами. Технологи - с клиентами, оказывают им консалтинговые услуги.
- Проект решает задачи импортозамещения
- Да
- Использованное ПО
1. Microsoft SQL, Windows, сервера в дата-центре Мегафон
2. Microsoft Visual Studio, SVN, Kafka
3. CRM
Проектный план ведется в ИСУП (Microsoft project server), детальный план с разбивкой по спринтам внутри релиза ведется с помощью доски Trello- Сложность реализации
- Сжатые сроки проекта: с марта 2021 по август 2022. Работа была разделена на 4 большие части (MVP). Каждая являлась независимой, и внедрялась в промышленную эксплуатацию сразу после разработки.
В рамках каждого MVP работа команды была разбита на несколько этапов: аналитика, техдизайн, разработки прототипа или шаблона, внедрение, гиперподдержка (когда бОльшая часть команды 24/7 работала с пользователями) и go life.
Интеграция. Была проведена интеграция с 1С, документооборотом, сайтами, с системой хранения справочной информации, с системой интегрированного планирования, системой планирования производства и др. Общее количество программ, с которыми пришлось интегрироваться новой CRM, — больше 20.На этапе глубокой разработки этого проекта добавился еще один субпроект — шина данных.
После автоматизации обработки коммерческих предложений компания перешла к процессам маркетинга, а также интеграции с системой планирования.
Маркетинг. Внедрены инструменты, позволяющие стандартизировать систему и увеличить скорость обработки лидов, искоренить упущенные лиды.
Система планирования. В этой части начал работать механизм согласования сделок с учетом производственных ограничений. Внедрение новой системы позволило продавать продукцию выше минимально рекомендованных цен.
- Описание проекта
До реализации проекта бизнес сталкивался со следующими трудностями.
Ручной труд. Долгое время у менеджеров из рабочего арсенала был только документ Excel и несколько систем по внутреннему документообороту, которые позволяли согласовывать прайс-листы с клиентами.
То есть практически вся работа велась вручную, нужно было ее каким-то образом автоматизировать, чтобы снизить человеческий фактор и ускорить принятие решений.
Невозможно было собрать серьезную аналитику по работе департамента продаж, чтобы понять, сколько сделок заведено, на каком этапе они находятся, почему и какие сделки были отклонены, сопоставить одну сделку с другой. Для этого тоже нужны были инструменты.
Сегментация. База В2В-клиентов и партнеров насчитывает более 5 000 компаний. Была необходима четкая и последовательная сегментация этой базы. В зависимости от того, к какому сегменту относится тот или иной клиент, строится дальнейшая политика взаимодействия — ценообразование, сервис и прочего.
Самое простое: сегментирование клиентов по виду деятельности — дистрибьютор или переработчик. Переработчики напрямую заинтересованы в качестве и поставках, дистрибьюторам важны скорость доставки, наличие продукции на складе, соблюдение закрепленных соглашений.
Дальше сегментация усложняется: по размеру, по лояльности, по маржинальности за определенный период. Из этих сегментов складываются когорты и решается, какую маркетинговую стратегию к каждому сегменту вести, кого о каких акциях оповещать.
База контактов. Необходимость иметь контакты лиц, принимающих решения, на пяти уровнях: генеральный директор, технолог и маркетолог, собственник и закупщик. CRM-система должна содержать в себе подобные данные и уметь грамотно с ними работать.
Внедрение CRM системы позволило создать “одно окно”, единый интерфейс, связанный с десятками других систем, рабочий инструмент для каждого сотрудника. Продавцы здесь работают с клиентами,формируют коммерческие предложения, согласовывают, отправляют его на производство для планирования его загрузки. Маркетологи занимаются здесь же работой с лидами, конверсией их в покупателей. Технологи с помощью новой CRM ведут клиентов,оказывают им консалтинговые услуги и т.д.
После внедрения CRM в первые же месяцы бизнес получил выдающиеся результаты. Вот только некоторые из них:
-
Выросли цены на реализацию продукции
-
Автоматизировано согласование цен и исключен ручной труд
-
На 50% сократилось время обработки заявок
-
На 15% выросло количество заявок
-
Кол-во коммерческих предложений в месяц выросло почти в 3 раза
-
Средняя скорость оформления одного коммерческого предложения — 17 секунд
-
В 1,5 раза выросла скорость создания коммерческих предложений
-
Настроена и развивается система сложной сегментации всех клиентов
-
Клиентская база выросла в два раза
-
Отсутствуют упущенные лиды
-
Система справляется с нагрузкой в 1800-2000 сделок.
-
- География проекта
- Вся РФ и экспорт: Азербайджан, Армения, Афганистан, Беларусь, Грузия, ЕАЭС, Казахстан, Кыргызстан, Литва, Молдова,
Монголия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Шотландия, Эстония