Корпоративная система управления данными включает в себя следующие инструменты:
- Глоссарий бизнес-терминов на базе отечественной платформы - Платформа анализа и управления корпоративными данными. Глоссарий бизнес-терминов;
- Репозиторий форм и аналитических справок на базе платформы Спутник ЕСМ;
- Банк метаданных (SAS);
- Data Lineage(SAS).
В Глоссарии бизнес-терминов пользователи получают единую согласованную бизнес-терминологию, правила формирования показателей и информацию о владельцах данных.
Репозиторий форм отчётности и аналитических справок позволяет ответить на вопросы: «Какие методики и распоряжения необходимо использовать при работе с данными?».
Банк метаданных позволяет ответить на вопрос: «В какой системе формируются и публикуются данные?».
Lineage позволяет наглядно отобразить связь показателей с системами-источниками и отчетами.
На стадии проектирования проанализировано более 100 информационных систем, что обусловило большой объём для анализа и выявления критически важных данных, требующих описания в Глоссарии. Проведена оценка зрелости управления данными, в результате которой сформирована стратегия управления данными, разработана концепция КСУД с целью выстраивания процессов управления данными с учетом максимального использования существующих методологической и технологической баз для развития компетенций работы с данными.
Проведена глубокая методологическая работа по описанию бизнес-терминов и их атрибутов в Глоссарии бизнес-терминов, который содержит более 17 тыс. согласованных бизнес-терминов и охватывает все критически важные данные (необходимые для статистического, бухгалтерского и управленческого учета).
Сложность проекта также обусловлена тем, что в короткие сроки реализация проведена на импортонезависимом ПО.
В ходе выполнения проекта разработаны и проведены обучающие курсы по Управлению данными на базе платформы дистанционного обучения ОАО «РЖД».
Ключевой предпосылкой для реализации проекта явилось отсутствие единого заполненного каталога (глоссария) данных и репозитория форм отчетности, вследствие чего возникали завышенные временные затраты на поиск информации. В том числе большое количество времени уходило на исследование: где и какие данные хранятся, какими документами регламентируются, по каким правилам формируются. Также отсутствие единого инструмента по ведению реестра отчётов, бизнес-терминов и показателей, приводило к созданию дублирующих отчётов, длительным срокам по предоставлению информации по запросам с уникальным набором показателей, ошибкам в интерпретации данных.
Данная проблематика привела к тому, что в рамках каждого проекта цифровой трансформации возникала необходимость длительного обследования бизнес-процесса, выясняя, где и каким образом хранятся данные, либо необходимость разрабатывать новый процесс сбора данных, что составляет более короткий путь, но приводит к множественности подходов и невозможности единообразия.
Внедрение инструментария по управлению данными позволило пользователю в кратчайшие сроки получать всю необходимую информацию о требуемом бизнес-термине (методика и алгоритм расчета, регламент формирования, владелец данных и др.) и сопоставлять данный бизнес-термин с конкретной цифрой в отчёте, получать информацию о системах-источниках, где данная информация публикуется, а также узнавать в каких еще системах содержится аналогичная информация. Инструментарий по управлению данными позволяет привязать используемые Компанией бизнес-термины, с одной стороны, к физическим источникам данных, то есть системам, где эти термины ведутся, а с другой – к отчётам, в которых они используются. Всё это позволяет снизить риск появления терминологической путаницы внутри Компании, а также решить задачу по обеспечению специалистов РЖД оперативным доступом к информации обо всех критически важных данных.
В рамках проекта оцифрованы и занесены в Репозиторий все документы статистической, управленческой и бухгалтерской отчетности (формы, инструктивные и методические указания по их заполнению, распоряжения по их утверждению); в Глоссарии описаны необходимые для статистического, бухгалтерского и управленческого учета бизнес-термины и их атрибуты.
В ходе реализации проекта, была выявлена проблематика ранее внедренного решения, реализованного на технологиях SAS. В частности не хватало функциональности, гибкости, в том числе отсутствовала возможность автоматизированного ведения бизнес-терминов разной направленности, объединения их в группы, автоматического создания показателей на основании параметров бизнес-терминов. Для решения данной проблематики и в целях реализации потребностей импортозамещения в кратчайшие сроки проведен анализ рынка, тестирование и выбор отечественного решения для функциональности Глоссария. Также реализована интеграция Глоссария и Репозитория.
Весь комплекс инструментов, задействованных в проекте позволяет:
- разрабатывать формы с использованием единого методологического подхода;
- просматривать не только на информацию о собственных данных, но и информацию о данных смежных подразделений, месте их публикации, сконструировать востребованные аналитические сервисы;
- переиспользовать существующие уже прошедшие методологическую обработку формы в новых BI-системах (сокращение трудозатрат на формирование новых форм, предотвращение разработки дублирующих отчётов/форм/справок для разных структурных единиц);
- своевременно получать уведомления о производимых изменениях за счет связей между всеми объектами;
- снизить риск бизнес-ошибок за счет неверного понимания бизнес-терминов;
- обеспечить качественный и эффективный доступ для пользователей сетевого и дорожного уровней к первичным учетным документам, документам форм всех видов отчётности, нормативным и распорядительным документам бизнес-терминов, информации о предшествующих документах, иерархии и связях;
- снизить количество обращений к владельцам отчетности на предоставление консультаций;
- сократить трудоемкость операций, связанных с поиском информации о требуемых данных: в каких системах находятся данные, какой набор структур и сервисов используется для хранения, преобразования и передачи данных;
- сократить трудоемкость операций, связанных с идентификацией происхождения данных;
- осуществлять ведение карточек по формам отчётности внешнего предоставления в части обмена данными с государственными органами и другими участниками транспортно-логистического рынка.