ATM.Store. Управление ПО на устройствах самообслуживания
- Заказчик:
- ПАО Сбербанк
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- ПАО Сбербанк
- Год завершения проекта
- 2022
- Сроки выполнения проекта
- Январь, 2021 - Ноябрь, 2022
- Масштаб проекта
- 24000 человеко-часов
- Цели
Цели проекта
Обеспечить эффективную дистрибуцию программного обеспечения в сети УС с минимальным участием оператора:
1. На каждом устройстве сети всегда актуальное ПО.
2. Отклонения для 100% критичных параметров устраняются менее чем за 5 мин.
3. Любое обновление ПО (с момента проведения опытной эксплуатации) в сети менее 10 дней.
4. 90% действий по процессу дистрибуции в сети автоматизировано.
Для достижения цели реализованы задачи:
1. Реализован инструментарий управления версионностью ПО и конфигураций для сети устройств.
2. Обеспечено единое хранилище актуальных версий ПО и конфигураций (store).
3. Реализован инструмент прогноза длительности тиража с учетом каналов связи, времени работы точек присутствия, клиентской активности, плановых работ и пр.
4. Реализованы инструменты автоматизированной доставки ПО и конфигураций до каждого устройства.
5. Обеспечено встраивание этапа дистрибуции в единый производственный процесс.
6. Реализован инструмент управления опытной эксплуатацией/пилотными внедрениями с расчетом эффективности и влияния.
7. Реализована единая база знаний о совместимости ПО в разрезе моделей и ролей устройств.
Уникальность проекта
ATM.Store не имеет аналогов на рынке дистрибуции ПО на устройства самообслуживания (банкоматы/терминалы, информационные панели, системы управления очередью, TCR- электронный кассир – далее «УС»).
Продукт позволяет в режиме реального времени обеспечить актуальность версий ПО, используя оптимальную и индивидуальную стратегию обновления для каждого устройства с учетом географии присутствия, клиентской активности, текущей и прогнозной нагрузки в каналах связи, с минимальным негативным влиянием на бизнес-показатели.
В автоматизированном режиме рассчитывается эффективность и влияние дистрибуции с возможностью автоматического управления отклонениями.
Продукт встроен в производственный процесс создания автоматизированных систем.
- Проект решает задачи импортозамещения
- Да
- Использованное ПО
Тех. Стек: Linux, PostgreSQL, Kafka, Zabbix, Elasticsearch, Prometeus, Kibana, Grafana, Nginx, Dynatrace, WildFly, Docker, OpenShift/K8s.
CI/CD: BitBucket, Jenkins, Nexus.
Разработка: Java, Python, JS/React.- Сложность реализации
Требовалось создание высоконагруженной системы, позволяющей:
1. Обновлять до 100 000 устройств одновременно с максимальным уровнем автоматизации (минимизация участия человека) и эффективностью не менее 99%.
2. Обеспечивать надежность доставки ПО УС, гарантированную установку ПО и автоматизированный откат ПО на предыдущую стабильную версию в случае ошибок в процессе установки.
3. Автоматизировать расчет списков УС для обновления необходимым ПО с учетом зависимостей между версиями ПО, последовательности установки ПО, а также с учетом внешних факторов (бизнес-показатели).
Наше решение приходит на смену продукту Microsoft System Center Configuration Manager (MS SCCM), обладающий лишь частью функций ATM.Store и дающий эффективность тиража не более 95% с высокой долей участия человека в процессе.
Реализация механизма онлайн-обновления потребовала создания собственного клиент-серверного протокола, в рамках которого система получает всю информацию о каждом шаге обновления и возникающих ошибках.
Аналогов на рынке не существует.- Описание проекта
ATM.Store – продукт, который позволяет обеспечить финальные этапы производства ПО для устройств самообслуживания: приемка, опытная эксплуатация и тиражирование на всю сеть.
· Банкоматы – 45 000 устройств
· Информационно платежные терминалы – 6 100 устройств
· TCR- электронный кассир – 500 устройств
· Системы управления очередью – 21 000 устройств· Уже более 400 обязательных параметров ПО инвентаризируется с сети УС в онлайне.
· На основании полученных параметров:
(a) Запускаются прикладные задачи в системе, например расчет отклонений версионности ПО на УС и корректности его настройки от эталонного значения.
(b) Контролируем в онлайне результат выполнения команд по устранению отклонений.
Ранее инвентаризация была по запросу и необходимо было руками отрабатывать отклонения.
Инструменты динамического управления метриками работы сети и каждого устройства позволяют обеспечить онлайн-мониторинг эффективности работы сети и оценить влияние работы ПО в рамках опытной эксплуатации/пилотных внедрений. Реализованные инструменты защиты позволяют исключить централизованные, несанкционированные внесения изменений в конфигурацию и минимизировать последствия ошибок локальных инженеров при обслуживании устройств.Инструменты формирования отчетов позволяют обеспечить визуализацию контроля отклонений для пользователей, с указанием прогнозов автоматического устранения отклонений или предоставлением инструкций/подсказок для пользователей для ручных действий.
Единое хранилище данных о параметрах инвентаризации каждого устройства в сети позволяет проводить ретроспективный анализ для расследования причин возникновения отклонений с целью системного исключения подобных случаев. Анализ данных позволяет строить прогнозные модели для повышения эффективности устранения отклонений.
Информация о поведении клиентов в сети, частоте сервисного обслуживания и инкассации, времени работы устройств и периодичности/типах поломок позволяет определить эффективность тиража новой версии ПО для каждого устройства в сети и своевременно реагировать на незапланированные изменения. Возможность определения стратегии реагирования на отклонения позволяет планировать поведение ПО в сети с минимальным влиянием на бизнес-показатели и исключать выезд сервисного инженера к устройству в 80% случаев.
В 2022 году реализована дистрибьюция, установка и контроль версионности всего прикладного ПО:
· Управляющее ПО
· Агент мониторинга
· UI для клиента
· Антивирусное ПО
· ПО нижнего уровня
· Агент процессинга
· ФПСУ
· Прошивки и драйверы периферии
· И т.д.
На всей сети УС:· Банкоматы – 45 000 устройств
· Информационно платежные терминалы – 6 100 устройств
· TCR- электронный кассир – 500 устройств
· Системы управления очередью – 21 000 устройствВ Q1_2023 году планируем выполнять дистрибьюцию, установка и контроль версионности ОС Linux на все выше, указанные устройства. Уже идет активная разработка.
Автоматизировано рабочих мест:
· Сокращение ручного труда минимум 25 ПШЕ только на дистрибьюцию и установку ПО на УС.
· Также уже идет разработка по автоматизации ручных действий сотрудников, которые занимаются контролем эффективности, устранением локальных отклонений всего ПО на УС и т.д. Сейчас сотрудники отрабатывают в среднем 15 000 заявок в месяц.
- География проекта
- Вся сеть устройств самообслуживания РФ и Казахстана