Группа "РУСГИДРО" создала ИС обработки, электронного архива первичных финансово-хозяйственных документов и ЮЗЭДО на базе "1С:Документооборот"
- Заказчик:
- ПАО "РусГидро"
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- ООО "1С-КПД"
- Год завершения проекта
- 2021
- Сроки выполнения проекта
- Октябрь, 2019 - Декабрь, 2021
- Масштаб проекта
- 8119 автоматизированных рабочих мест
- Цели
- Основная цель проекта – повышение прозрачности и управляемости процессов документооборота, отражающего хозяйственную деятельность подконтрольных организаций Группы "РусГидро", повышение эффективности и скорости обработки документов, сокращение затрат на ведение бухгалтерского учета, оптимизация корпоративных бизнес-процессов.
Детализация целей проекта включает в себя следующие подзадачи:
- Организация единого электронного хранилища скан-образов бумажных и электронных первичных бухгалтерских документов;
- Оптимизация и автоматизация процессов взаимной передачи первичных финансово-хозяйственных документов подконтрольных организаций Группы РусГидро (далее – Группа) с контрагентами;
- Оптимизация процессов поиска, подбора документов по запросам внешних потребителей (аудиторы, контролирующие органы, суды) и коммерческим потребностям;
- Повышение уровня контроля качества, полноты и достаточности содержания финансово-хозяйственных документов;
- Повышение уровня контроля полноты и корректности отражения в учете первичных учетных документов;
- Сокращение бумажного документооборота;
- Исключение потери документов;
- Ускорение процессов отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете (далее – БНУ) и сокращение сроков закрытия периодов;
- Создание предпосылок для дальнейшего перевода всех процессов Группы, ориентированных на работу с первичными бухгалтерскими документами, на работу с электронными скан-образами документов в системе электронного архива и электронными документами в юридически-значимом электронном документообороте (далее – ЮЗЭДО).
Уникальность проекта
- Реализован "Интерфейс сканировщика", позволяющий через интерфейс "1С:Документооборота" выполнять операции со страницами отсканированных документов (разделение на документы, пересканирование отдельных страниц, изменение порядка, вставка штрих-кода), работать с пакетами, заполнять необходимые реквизиты, проводить правку документов.
- Обеспечение взаимодействия "1С:Документооборота" с оператором ЭДО, который не входит в типовое решение 1С-ЭДО.
- Широкая географическая распределённость подразделений, входящих в контур автоматизации (от г.Нижнего Новгорода (на западе) до г.Петропавсковск-Камчатский (на востоке), от г.Анадырь (на севере) до г.Владивосток (на юге)).
- Работа компании в разных часовых поясах (разница во времени достигает 9-ти часов)
- Сложный организационный контур управления проектом: участие в проекте сотрудников управляющей компании ПАО "РусГидро", подконтрольных организаций Группы РусГидро со сложной территориально-распределенной филиальной структурой, сервисной организации "РусГидро ИТ Сервис" и нескольких ИТ-подрядчиков.
- Большое количество пользователей (более 8000).
- Использованное ПО
1С:Управление производственным предприятием, 1С:Документооборот, GhostScript, ImageMagick, PDF Toolkit
- Сложность реализации
- Интеграция модуля сторонней системы ЭДО и "1С:Документооборот", с помощью которой работа пользователя происходит в одном окне: прием и отправка электронных документов осуществляется напрямую в системе "1С:Документооборот", что существенно упрощает работу пользователей. Старт процессов обработки документов по входящим электронным документам происходит автоматически на основании созданной карточки документа.
- Реализован функционал бесшовной интеграции с системой "1С:УПП", который отсутствует в типовом решении данного программного продукта.
- Описание проекта
- Для реализации основной цели проекта было необходимо создание единой системы обработки и хранения первичных финансово-хозяйственных документов, а также обмена юридически значимыми электронными документами на базе "1С:Документооборот" для 10 подконтрольных организаций Группы "РусГидро" (далее – Группа).
В рамках проекта требовалось обеспечить автоматизацию следующих процессов:
- Приемки, регистрации и учета поступающих документов;
- Регистрации и отправки документов контрагентам;
- Штрихкодирование и сканирование документов;
- Контроль возвратов оригиналов первичных документов, отправленных контрагентам;
- Передача документов между центрами приема первичной документации и центрами отражения в БНУ;
- Внутреннее согласование (акцептация), утверждения, подписания электронными подписями документов, направляемых или получаемых от контрагентов;
- Формирования отчетности по операциям обработки финансово-хозяйственных документов.
- Регистрации и хранения договоров в электронном виде.
На первом этапе проводилось обследование процессов подконтрольных организаций Группы РусГидро.
На основании данных обследования были спроектированы целевые процессы обработки первичных бухгалтерских документов и договоров, которые позволяли обеспечить взаимодействие между сотрудниками бизнес-подразделений Обществ и сотрудниками Общего центра обслуживания (далее – ОЦО), выполняющего бухгалтерскую функцию в данных Обществах.
На следующем этапе для реализации целевых процессов была спроектирована и разработана "Информационная система обработки электронного архива первичных финансово-хозяйственных документов и электронного обмена юридически значимыми документами" (далее – Система) на основе продукта "1С:Документооборот", версии 2.1. Проведены предварительные испытания и нагрузочное тестирование Системы.
Пилотное внедрение прототипа Системы проходило в компании АО "Дальневосточная генерирующая компания".
Прототип Системы на этапе пилота включал в себя следующие блоки:
- Блок работы с договорными документами, включающий в себя карточку договора, в которую были добавлены 40 реквизитов, и интеграция между "1С:Документооборот" и "1С:Управление производственным предприятием" (далее "1С:УПП") для обеспечения миграции договорных документов и процессы для работы с договорами.
- Блок работы с первичными бухгалтерскими документами, включающий карточку бухгалтерского документа (добавлены 15 реквизитов), специально разработанный процесс обработки бухгалтерских документов, механизм штрихкодирования исходящих документов формируемых в "1С:УПП", рабочее место сканировщика и интеграцию между "1С:Документооборот" и "1С:УПП" для передачи данных штрихкодированных документов;
- Интеграция между "1С:Документооборот" и "1С:УПП" для централизованного ведения нормативно-справочной информации.
Задачи проекта:
- Формирование схем процессов обработки первичных финансово-хозяйственных документов в логике передачи бухгалтерской функции в ОЦО;
- Проектирование и разработка шаблонного решения, которое в дальнейшем подлежит тиражированию на подконтрольные организации Группы РусГидро;
- Настройка интеграции с учетной системой "1С:УПП" и сторонним оператором ЭДО;
- Пилотное внедрение проекта;
- Тиражирование решения на подконтрольные организации Группы РусГидро;
- Проведение нагрузочного тестирования;
- Миграция исторических данных.
Ситуация до внедрения
Группа "РусГидро" объединяет более 60 гидроэлектростанций в России, тепловые электростанции и электросетевые активы на Дальнем Востоке, а также энергосбытовые компании и научно-проектные институты.
В августе 2018 года в Группе "РусГидро" была образована рабочая группа, которая состояла из представителей разных департаментов и служб. Последующие несколько месяцев ушли на изучение и обобщение опыта работы Общих центров обслуживания, который наработали коллеги как в аналогичной отрасли, так и в смежных отраслях.
Основными предпосылками создания Общего центра обслуживания (далее - ОЦО) в Группе "РусГидро" были:
- Наличие у материнской компании большой сети филиалов с широкой географической разветвленностью по территории всей страны — от Дальнего Востока до европейской части России, в которой работал персонал, ведущий бухгалтерский и налоговый учет.
- В Группу входит большое количество подконтрольных организаций Группы РусГидро, которые занимаются различными сферами деятельности в энергетике и в других смежных областях. Каждая организация имела собственные бухгалтерские и учетные службы со своим расширенным штатом сотрудников.
- Перед каждой компанией Группы стояли задачи по сокращению затрат на обслуживающие функции, а также задачи по повышению производительности труда и снижению сроков подготовки различных видов отчетности без потери качества.
- Требовалась единая методология учета и отчетности по всей Группе.
- Существовала постоянная потребность повышать уровень автоматизации обслуживающих функций и реализовывать лучшие практики.
- повысить эффективность бухгалтерской функции и сократить затраты, за счет внедрения единого подхода к операциям, повысить качество бизнес-процессов;
- сократить сроки подготовки отчетов и реагирование на любые запросы;
- увеличить уровень доверия к отчетности со стороны любых проверяющих и контролирующих органов за счет применения единых правил и подходов к подготовке отчётности (аудиторы, налоговая инспекция, Счетная палата, Минэнерго или любые другие структуры).
Для достижения поставленных для ОЦО целей требовалась автоматизация процессов работы с первичными финансово-хозяйственными документами.
Для обеспечение этой задачи был инициирован проект по внедрению системы электронного архива первичных финансово-хозяйственных документов и электронного обмена юридически значимыми документами на базе "1С:Документооборот".
Выбор основного программного продукта был связан, прежде всего, с тем, что функциональные возможности программного продукта соответствовали требованиям Группы:
- Соответствие функциональным требованиям, российским нормам документооборота: Функциональность электронного архива;
- Поддержка распределенной архитектуры;
- Работоспособность при больших объемах данных;
- Приемлемая стоимость лицензий, программного обеспечения и стоимости владения системой;
- Распространенность на рынке, перспективность развития;
- Возможность сопровождения и развития силами внутренней команды.
Результаты проекта
По завершению проекта повысилась прозрачность процессов ведения общехозяйственной деятельности в компаниях, входящих в Группу "РусГидро".
Автоматизация процессов обработки финансовых документов способствовала:
- Оптимизации процессов взаимной передачи первичных финансово-хозяйственных документов подконтрольных обществ с контрагентами, как внутри Группы, так и с внешними контрагентами;
- Оптимизации процессов поиска, подбора документов по запросам внешних потребителей (аудиторы, контролирующие органы, суды) и коммерческим потребностям;
- Повышению уровня контроля качества, полноты и достаточности содержания финансово-хозяйственных документов;
- Повышению уровня контроля полноты и корректности отражения в учете первичных учетных документов;
- Созданию предпосылок для дальнейшего перевода иных процессов Группы, использующих первичные хозяйственные документы на работу, со скан-образами и электронными документами посредством электронного архива в Системе;
- Сокращению бумажного документооборота;
- Исключению потери документов;
- Ускорению процессов отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете.
- 10 предприятий Группы;
- Более 500 доработок функционала типового решения,
- 22649 человеко-часов,
- 8119 АРМ;
- большой объём интеграционных требований;
- произведена миграция более 500 000 объектов исторических данных.
- География проекта
- от Дальнего Востока до европейской части России