Инфраструктурная трансформация ВТБ
- Заказчик:
- ПАО Банк ВТБ
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- T1
- Год завершения проекта
- 2021
- Сроки выполнения проекта
- Декабрь, 2019 - Ноябрь, 2021
- Масштаб проекта
- 488800 человеко-часов
- Цели
- Цель инфраструктурной трансформации ВТБ — обеспечить:
- бесперебойное предоставление сервисов клиентам банка во всех регионах присутствия
- рост доступности сервисов банка
- высокую скорость обслуживания клиентов
- непрерывное функционирование ИТ-инфраструктуры и быстрое развертывание дополнительных мощностей в соответствии с меняющимися потребностями банка
- высокий уровень надежности для mission-critical систем банка
- создание инструментов для бесшовной и незаметной для клиентов миграции в новые системы
- реализацию масштабного проекта по миграции и консолидации банковских информационных систем
- качественную перестройку всех клиентских сервисов и непрерывное оказание банковских услуг
Уникальность проекта
ВТБ — единственный на рынке игрок, реализовавший проект подобного масштаба в такие сроки: банк сумел сделать это (в среднем) в 2 раза быстрее, чем другие. Уникальность проекта не только в его масштабе и сроках реализации, но и в обеспечении непрерывности всех процессов, а также тестировании новых подходов к конфигурации оборудования — включая российское (в рамках стратегии импортозамещения).Отдельного упоминания заслуживает реализованная в рамках трансформации инфраструктуры банка программа переработки выведенного из эксплуатации оборудования (реализовано московским заводом “Экополис”).
- Использованное ПО
- ТЕХНОЛОГИЯ СИНХРОННОЙ РЕПЛИКАЦИИ БД ORACLE ADG, ORACLE GOLDEN GATE, MICROSOFT LOG SHIPPING, LOAD BALANCING от F5, КРОСС ПЛАТФОРМЕННАЯ КОНВЕРТАЦИЯ ДАННЫХ С RISC на X86, CISCO BGP, CISCO DNVPN, S-TERRA Шифрование КС3
- Сложность реализации
- Среди вызовов, с которыми пришлось столкнуться команде:
- необходимость обеспечить бесперебойность работы банка (с учетом часовых поясов)
- невозможность приостановить процессы для миграции на новую инфраструктуру
- специфика интеграции legacy-элементов и их объединения единым технологическим контуром и каналами
- масштаб сети и необходимость трансформации прежних моделей взаимодействия ее элементов
- необходимость симметричного георезервирования для всех систем во время миграции.
- Описание проекта
- Важную роль в масштабной цифровой трансформации ВТБ играет быстрое развертывание и непрерывное функционирование ИТ-инфраструктуры, которые необходимы для качественную перестройки всех клиентских сервисов и обеспечения непрерывного оказания банковских услуг. Инфраструктурная трансформация ВТБ включает:
-
создание комплекса надежных ЦОД нового поколения
-
создание единой сети
-
обновление оборудования
-
создание “облачной” платформы VTB.Cloud (ей посвящена отдельная заявка)
ЦОДы
В 2019 в банке была принята концепция целевой модели центров обработки данных (ЦОД) — для реализации непрерывности банковских сервисов требуется размещение вычислительных ресурсов на двух независимых площадках на территории Москвы вместо существовавших девяти.
Сеть ЦОДов предыдущего поколения больше не могла обеспечить возросшие требования к надежности и росту ИТ-инфраструктуры — и банком был запущен масштабный проект по миграции и консолидации банковских информационных систем (ИС) в 2 современных центра обработки данных и их симметричное резервирование.
Технологической базой для реализации проекта стали:
- собственный модернизированный ЦОД “Перово”: за 8 месяцев команде удалось разобрать и заново собрать инфраструктуру из 200+ стоек — и в ЦОДе появилась новая сеть и более 30% запаса емкости
- созданный “с нуля” ЦОД “Ростелеком”: осенью 2020 в эксплуатацию был сдан современный ЦОД на 320 стоек, а кроме того, — создано ядро единой сети банка и новый WAN–модуль для подключения новых каналов региональной сети с шифрованием по ГОСТ. В партнерстве с Ростелеком все отделения по стране будут подключены к каналам связи, “идущим” в новый ЦОД.
Оба ЦОДа отвечают требованиям надежности TIER III по Uptime Institute.
Банк создал и реализовал концепцию управления “жизненным циклом” ЦОД — от запуска до вывода из эксплуатации, включая экологичную переработку составных частей серверного оборудования.
Создание единой сети
Перед командой стояла задача, во-первых, создать новую, более производительную единую сеть внутри ЦОДов, новую мультитранспортную сеть, объединив существующие сетевые ландшафты банков, вошедших в контур ВТБ и полностью трансформировав существовавшую в них модель взаимодействия через ресурсный лес.
Был создан новый узел доступа в сеть Интернет, в котором были внедрены современные механизмы сетевой безопасности, чтобы своевременно реагировать на возникающие угрозы.
Второй задачей стало подключение в кратчайшие сроки за 1 год 1400 точек продаж в 66 регионах РФ к новым ЦОДам целевыми резервированными высокопроизводительными каналами с использованием отечественных механизмов криптозащиты.
Для повышения качества связи для сотрудников и клиентов банка была выбрана централизованная архитектура подключения каналов связи напрямую из точек продаж в московские ЦОДы, минуя региональные узлы. При этом точки на крайнем Севере и за Полярным кругом подключались по спутниковым каналам.
Обновление оборудования и создание тестовых сред
Одновременно с миграцией в новые ЦОДы обеспечение более высокого уровня надежности потребовало перехода на новое оборудование — а значит, и его тестирования, как и тестирования обновленного программного обеспечения. Миграция “затронула” 1780 серверов и 33 системы хранения данных, при этом системы банка ни на минуту не прекращали свою работу.
Команда проекта также сумела адаптировать процессы к работе на российских серверах в рамках реализуемого банком курса на импортозамещение. Так, чтобы нарастить скорость наполнения пула ресурсов “в ответ” на растущие потребности “облачной” платформы ВТБ, команда приняла решение протестировать возможность сборки программно-аппаратных комплексов на российском оборудовании.
В режиме пилотного проекта производителю были переданы специально составленное описание конфигурации/технологическая карта — и в ЦОДы поступали уже собранные, промаркированные и прошедшие тестирование стойки, которые оставалось подключить к сети. Такой подход позволил радикально сократить время на установку оборудования — с 30-40 дней до 5, только подтвердив правильность гипотезы команды проекта. Кроме того, предварительное тестирование (в том числе, для интеграции с “облачными” сервисами) позволило значительно снизить % ошибок. -
- География проекта
- РФ, а также зарубежные представительства банка