Компания Shopping Live – это лидирующий российский интернет- и телемагазин, входящий в европейский холдинг HSE24 Group. Shopping Live реализует свою продукцию через интернет-магазин и маркетплейсы, а также через колл-центр. Данные по всем этим каналам продаж требовалось собрать воедино для получения полной картины бизнеса компании.
До недавнего времени Shopping Live использовал глобальное аналитическое решение от головного офиса. Это решение со временем перестало быть достаточно гибким для поддержки развития локального бизнеса, в особенности для развития digital-канала. Требовалось новое масштабируемое решение, при этом важно было ничего не потерять по дороге.
Проект реализовала внутренняя команда Shopping Live при поддержке специалистов компании Navicon. Новая аналитическая система основана на суперсовременном наборе сервисов по работе с данными от Microsoft (Azure Data Platform). Выбор облачного размещения для платформы позволил быстро развернуть инфраструктуру разработки без существенных капитальных затрат в железо или лицензии. Проект обладал рядом уникальных особенностей, как технологических, так и организационных.
Во-первых, в проект были вовлечены все подразделения компании: от финансов и продаж до маркетинга и логистики. Для работы над каждой из функциональных областей собиралась рабочая группа из представителей разных департаментов. В рамках рабочих групп обсуждались и вырабатывались едины подходы к определению и расчету ключевых показателей компании. Некоторые из KPI были уточнены или даже существенно доработаны по итогу такого взаимодействия между отделами.
Во-вторых, в ходе проекта использовались данные из большого количества систем-источников, как локальных, так и внешних. В дополнение к традиционным для BI-систем ERP и CRM добавились также системы колл-центра и система планирования и анализа телеэфира, а также аналитика сайта Google Analytics. Все это позволяет довольно четко определять канал привлечения клиента, рассчитывать эффективность каждого из теле эфиров (и даже отдельных блоков внутри шоу), определять самых продающих ведущих и т.д. Такая глубокая детализация, вкупе с оперативным обновлением данных, дает возможность сотрудникам отделов продаж и маркетинга быстро реагировать на результаты и даже менять сетку эфира при необходимости.
Еще одной особенностью проекта было то, что после Go Live произошел переход на новую CRM-платформу. Для того, чтобы переход произошел беспроблемно для аналитической платформы требовалась синхронизация команд двух проектов, проектных планов и вех. Были выработаны подходы для работы в условиях параллельного существования двух CRM-платформ и плавного перехода на новое решение. В ходе проекта нашли даже блоки данных, которые не были учтены при переходе на новую CRM – это позволило избежать потерей данных при миграции.
В ходе проекта было настроено большое количество правил проверки входящей информации с точки зрения бизнес смысла и технических параметров. Теперь, если из системы-источника поступает неверная информация, она просто не попадет в корпоративную аналитическую систему и не повлияет на исследуемые показатели, а ответственные сотрудники получают уведомления.
Для того, чтобы обеспечить безопасность данных, в системе реализована ролевая модель, позволяющая сотрудникам получать доступ только к необходимой в работе информацией.
Важным компонентом решения стала система визуальной и self-аналитики на базе аналитической модели Azure Analysis Services и Power BI. Такое разделение между двумя компонентами обеспечивает значительную гибкость при работе с данными. Сотрудники Shopping Live могут использовать одни и те же готовые показатели и срезы напрямую в Excel, в визуальных отчетах Power BI и в любых других инструментах, поддерживающих подключение к модели. Это значит, что можно использовать именно тот инструмент, который лучше подходит для решения задачи, не беспокоясь о подготовке и качестве данных или сходимости с другими отчетами.
Наконец, внедрение новой платформы позволило сократить время готовности данных на несколько часов ежедневно. Теперь свежие данные гарантировано попадают в отчеты до начала рабочего дня, а ряд оперативных отчетов получают информацию практически в режиме реального времени. Все это существенно повышает возможности компании по принятию необходимых управленческих решений.