Роботизация процессов претензионно-исковой работы энерго-сбытовой компании

Заказчик:
АО "Мосэнергосбыт"
Руководитель проекта со стороны заказчика
Поставщик
ООО "Робин" (ROBIN)
Год завершения проекта
2021
Сроки выполнения проекта
Март, 2021 - Октябрь, 2021
Масштаб проекта
3310 человеко-часов
Цели

  1. Освобождение сотрудников юридических подразделений АО «Мосэнергосбыт» от рутинных операций в рамках претензионно-исковой работы (формирование и выгрузка документов, сбор и консолидация данных и др.).
  2. Повышение производительности и качества претензионно-исковой работы АО «Мосэнергосбыт».
  3. Обеспечение выполнения части операций претензионно-исковой работы АО «Мосэнергосбыт» по возможности в нерабочее время без участия сотрудников.

Уникальность проекта

Уникальность проекта заключается в минимальных затратах на автоматизацию сложных бизнес-процессов, выполнение которых до этого было возможно только вручную. Команда из 5 аналитиков за полгода с помощью RPA-платформы роботизировала 5 сложных процессов претензионно-исковой работы крупнейшей энерго-сбытовой компании, что позволяет сэкономить тысячи человеко-часов трудозатрат квалифицированных сотрудников юридических подразделений компании на рутинную работу по подготовке исковых и судебно-исполнительных документов, на ввод, вывод и консолидацию информации по судебным актам через информационные системы органов правосудия. Также уникальность проекта дополняет применение, кроме RPA – решений, новейших технологий с элементами искусственного интеллекта (AI), например для: автоматического определения пола физического лица по ФИО, проверки подписи в документе с помощью машинного зрения и др.
Использованное ПО

  • ROBIN Robot 2.0 (C#, Python, Java)
  • ROBIN Studio 2.0 (C#)
  • 2 виртуальные машины: OS: Windows 10 или Windows Server 2016, CPU: 4 core 2,2 GHz, RAM: 16 GB, HDD: 100 GB

Сложность реализации
Для настройки сценария программного робота обязательно тесное взаимодействие аналитиков (разработчиков роботов) с функциональными заказчиками – людьми, которые выполняли роботизируемый процесс до этого вручную и соответственно знают этот процесс в совершенстве. Такое взаимодействие, с одной стороны, обеспечивает максимальную эффективность результатов проекта, но с другой стороны, приводит к постоянным изменениям в функциональных требованиях к программному роботу. Это нормальная рабочая ситуация, когда человек (функциональный заказчик) видит происходящие на его глазах изменения в качестве и скорости выполнения процесса, у него обязательно появляются новые идеи по еще большей оптимизации этого процесса. Поэтому, особенностью большинства проектов роботизации является необходимость готовности к тому, что требования, заложенные в начальной версии технического задания проекта будут с большой степенью вероятности изменяться (корректироваться и дополняться).
Описание проекта
В рамках проекта выполнена роботизация следующих бизнес-процессов претензионно-исковой работы АО «Мосэнергосбыт»:

  1. Процесс по подаче в Арбитражные суды ходатайств на выдачу исполнительного документа посредством системы «Мой Арбитр».
  2. Процесс по определению подсудности судов общей юрисдикции.
  3. Процесс по повторному направлению ходатайств о выдаче исполнительного документа.
  4. Процесс формирования реестра дел для направления письма на электронную почту суда с запросом о выдаче судебного акта.
  5. Процесс формирования и отправки реестра дел по решениям, вступившим в законную силу с заявлениями о выдаче исполнительного листа для дальнейшего направления в суд.
Разработка программных роботов проводилась на российской RPA-платформе ROBIN, в которую встроены технологии класса AI:

  • NER (Распознавание именованных сущностей)
  • CV (Машинное зрение)
  • ML (Машинное обучение)
  • OCR (Оптическое распознавание символов)
Применение вышеперечисленных технологий позволили полностью автоматизировать процессы, в которых хоть и использовались автоматизированные системы, но требовали обязательное участие людей.
Пример набора операций одного из роботизированного процесса (по подаче в Арбитражные суды ходатайств на выдачу исполнительного документа посредством системы Мой Арбитр): открытие браузера, авторизация в системе ПИР СУЭД, поиск и открытие карточки дела, создание события, выгрузка печатной формы ходатайства, форматирование, печать, подпись, сканирование, сохранение скан – образа документа, авторизация в сервисе Мой Арбитр, поиск судебного дела, заполнение вкладок и полей в карточке судебного дела, загрузка скан – образа ходатайства и доверенности, подача документов в суд. Все это теперь выполняется роботом, без участия человека.
Программные роботы, разработанные в данном проекте, не только выполняют заданный набор операций человека, они также способны выбирать один из нескольких сценариев процесса, определяя его по различным факторам: значениям входных данных либо по инициирующим событиям.
Кроме того, роботы проводят проверку входящих данных и при нахождении в них какой-либо ошибки (например, судебное дело не найдено по заданному номеру или найдено несколько судебных дел) заносит данную ошибку в соответствующий Реестр дел, отправляемый автоматически ответственному специалисту по e-mail после выполнения процесса.
Данный проект не останавливается на уже разработанных программных роботах, функциональные заказчики, ощутив реальную эффективность применения программных роботов в своей деятельности, продолжают поиск бизнес-процессов, которые можно роботизировать для освобождения квалифицированных специалистов от рутинных операций и перераспределения их трудозатрат на более интеллектуальные задачи.
Более подробно про проект вы можете узнать из видеозаписи его презентации (10 минут).

География проекта
г. Москва и Московская область
Дополнительные презентации:

Презентация проекта МЭС RPA на ROBIN RPA DAY 21.10.pdf
Коментарии: 8

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Дмитрий Турчановский
    Рейтинг: 2577
    Зарубежнефть
    Заместитель начальника Управления информационных технологий
    09.12.2021 14:14

    1. Здравствуйте. Вы пишете, что в целом на разработку роботов на все процессы ушло полгода. Сколько в среднем занимала разработка одного робота, не считая времени на внедрение? Какие были подводные камни в роботизации этих процессов?

    • Антон Холло Дмитрий
      Рейтинг: 48
      ООО "Робин"
      Директор проектов
      09.12.2021 15:40

      Добрый день Дмитрий! Отвечаю от имени исполнителей проекта.
      На разработку роботов, если брать время на составления алгоритма процесса, уходило в этом проекте в среднем около 2-3-х недель на робота. Остальное время заняло оформление эксплуатационной документации, обучение пользователей, оптимизация алгоритмов по предложениям функциональных заказчиков и «притирка» роботов под смежные системы, с которыми они работают (kad.arbitr.ru, my.arbitr.ru, esia.gosuslugi.ru и др.) в части шагов процессов, которые были не учтены в техническом задании (например разница в номерах дел), настройки расписания работы роботов с учетом различных объемов обрабатываемых документов и т.п.
      Основными подводными камнями были: 1) необходимость учета человеческого фактора – защита от ошибок в данных, заведенных вручную (например: лишние пробелы в номерах, ФИО и др. атрибутах); 2) непредвиденные изменения в системах, с которыми работает робот, например, перемещение поля ввода данных в интерфейсе, особо разработчиков роботов напряг неожиданный ввод капчи на госуслугах (именно для защиты от роботов), который оказался к счастью временным.

      • Дмитрий Турчановский Антон
        Рейтинг: 2577
        Зарубежнефть
        Заместитель начальника Управления информационных технологий
        13.12.2021 21:54

        Спасибо за ответ. Очень интересное применение роботов, в таких, казалось бы, трудно автоматизируемых процессах. Насколько универсальные решения получились? Можно ли эти решения применить в других организациях, если смотреть в целом. Указано, что масштаб проекта указан 3310 человеко-часов. На сколько оправданными были эти трудозатраты? В большинстве проектов требуют эффекты, желательно денежные. Какой у вас эффект от результатов проекта получился наиболее значимым – экономия ресурса сотрудника или другие нефинансовые показатели?

        • Владимир Анисимов Дмитрий
          Рейтинг: 225
          ООО Интер РАО Онлайн
          CDO
          15.12.2021 14:39

          Насколько оправданы трудозатраты, вопрос который лежит в плоскости эффективности бизнес процессов. Эффекты в рублях трудно оценить т.к. отсутствует в компании утвержденная методология оценки подобных проектов. Но качество трудовой жизни юристов заметно увеличилось после исключения откровенно скучной работы и перехода на более интеллектуальные задачи. Для грубой оценки достаточно знать среднюю стоимость нормо-часа.

          • Дмитрий Турчановский Владимир
            Рейтинг: 2577
            Зарубежнефть
            Заместитель начальника Управления информационных технологий
            17.12.2021 21:49

            Отлично, как раз в описании проекта указано что его результаты позволяет сэкономить тысячи человеко-часов трудозатрат квалифицированных сотрудников юридических подразделений компании. Как распорядились с сэкономленным временем сотрудников, какие новые интеллектуальные задачи стали выполнять работники? И были ли у сотрудников опасения сокращений, снижения своей ценности, сократили ли кого-то?

            • Владимир Анисимов Дмитрий
              Рейтинг: 225
              ООО Интер РАО Онлайн
              CDO
              21.12.2021 13:17

              Начну со страхов, да опасения были, но по факту произошло перераспределение обязанностей и изменение в очереди задач. Сокращений не было и не планировалось, т.к. найти квалифицированного юриста в нашей отрасли трудно. В части задач, появилось время на подготовку к заседаниям в суде. Не буду скрывать, что раньше с некоторыми материалами дела юрист знакомился перед заседанием.

  • Василий Пушкин
    Рейтинг: 117
    X5 Group
    Директор по взаимодействию с органами государственно власти
    15.12.2021 12:41

    В проекте говорится про роботизацию рутинных задач юристов по подготовке исковых и судебно-исполнительных документов, на ввод, вывод и консолидацию информации по судебным актам через информационные системы органов правосудия. А пробовали ли роботизировать более интеллектуальные задачи – типа подготовки самих дел, ответов на запросы с помощью робота или других подобных задач?

  • Владимир Анисимов
    Рейтинг: 225
    ООО Интер РАО Онлайн
    CDO
    15.12.2021 14:33

    Добрый день! Такие проекты есть в работе, однако пока рано про это рассказывать. По типовым обращениям мы разрабатываем сценарий, автоматизированного ответа, но полноценно сформировать дело это пока трудно. Так же большинство дел имеют нюансы и как итог сценарий становится очень разветвленным.

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.